Библиографическое описание:

Данилова М. В., Сударина С. С. Особенности межнационального общения младших подростков // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 454-457.

Данная статья посвящена проблеме межнационального общения учащихся младшего подросткового возраста. В работе рассматривается теоретический анализ, а так же эмпирическое исследование данной проблемы. Целью данного исследования является выявление особенностей межнационального общения младшего подросткового возраста. В статье рассмотрены результаты, проведенного исследования.

Ключевые слова: межнациональное общение, культура, культура межнационального общения, этнос, нация.

 

Проблема общения учащихся разных национальностей в педагогическом процессе является одной из актуальных в современном обществе. Российская школа сегодня это, пожалуй, единственный зримый пространственный срез межкультурных, межпоколенных и духовно — нравственных процессов. Приобщаясь к новой культуре, дети разных национальностей приобретают знания и духовный опыт народа, имеющего иные традиции, нередко трудносовместимые с их собственными. С другой стороны, быстрое приобщение к новой культуре сопровождается утратой собственных исторических корней. В результате актуализируется потребность в выявлении человекозащитных основ, способствующих сближению личностных интересов учащихся в процессе совместного обучения и воспитания. И от того, какие отношения складываются у современных школьников в общении со сверстниками, учителями, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу в целом.

Изучению проблемы культуры межнационального общения посвящены работы педагогов, в том числе З. Т. Гасанова, который изучает проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, А. Р. Исаева, который исследует феномен сложившейся культуры межнационального общения, ее источники, нормы и ценности, важнейшие факторы и условия ее формирования, В. П. Комарова, А. Н. Некрасовой и др.

Рассмотрим базовые понятия исследования.

Межнациональное общение — это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами [5].

Согласно Гасанову З. Т., культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству [2].

Остановимся на особенностях межнационального общения младших подростков. В подростковом возрасте дети не только увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь младших подростков, влияя на не учебные занятия и отношения с родителями.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах, интенсивнее. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Подростковый период является наиболее благоприятным для развития коммуникативных навыков и формирования их на более высоком уровне — межличностного взаимодействия и межнациональных отношений. В этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности и к вопросам иных культур; к общению за рамками ближайшего социума. Потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляет подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами. В младшем подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.

С целью анализа проблемы культуры межнационального общения младшего подросткового возраста было проведено эмпирическое исследование.

За основу была взята гипотеза о том, что на межнациональное общение влияет тип межличностных отношений, уровень толерантности, уровень принятия других.

В исследовании использовалось тестирование с помощью методик:

1)      методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

2)      методика принятия других Фейя.

3)      экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатова

Экспериментальное исследование проводилось на базе Мстерской средней общеобразовательной школы. В исследовании участвовали 25 учащихся 4 «А» класса, в возрасте 10–11 лет.

За основу была взята методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. На первом этапе исследования проводилась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, которая показала следующие результаты.

Преобладающие типы отношений — дружелюбный (48 %), то есть лояльное отношение ко всем, ориентация на принятие и социальное одобрение; зависимый тип (4 %) — неуверенный, стеснительный. Так же наблюдаются такие типы отношений, как авторитарный (16 %), подчиняемый (12 %), что может сказаться на благоприятном психологическом климате класса, так как учащиеся с данными типами отношений отрицательно влияют на межличностные отношения в группе, могут провоцировать конфликты, подчинять себе других, быть диктаторами. Присутствие такого типа отношений между учащимися, как эгоистический (8 %), показывает, что межличностные отношения в классе имеют отрицательные черты (Рис.1).

Рис. 1. Результаты теста межличностных отношений Т. Лири

 

На втором этапе проводилась методика «Диагностика принятия других», В. Фейя; результаты представлены на рис. 2.

Большинство учащихся класса (44 %) проявляют средний уровень принятия других, с тенденцией к низкому. 36 % показывают средний уровень, с тенденцией к высокому, у 12 % учащихся выявлен низкий уровень и у 8 % — высокий уровень принятия других.

Рис. 2. Результаты методики «Диагностика принятия других»

 

На третьем этапе проводился экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова), который помогает выявить, как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия. Результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты экспресс-опросника «Индекс толерантности» по уровню этнической толерантности

 

По результатам методики у 60 % учащихся средний уровень толерантности как черты личности. 16 % младших подростков — с низким уровнем и 24 % учеников — с высоким уровнем толерантности как черты личности.

Сопоставив результаты методик, рассмотрим выявленные особенности межнационального общения младших подростков.

У 100 % учащихся с зависимым типом межличностных отношений у выявлены такие характеристики, как средний уровень принятия других, с тенденцией к высокому; средний уровень толерантности, этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черты личности. Для данных учащихся характерно то, что для них значимо чужое мнение, они способны относиться к учащимся других национальностей так же, как и остальные учащиеся, либо значимые для них люди.

Младшие подростки с дружелюбным типом отношений обладают средним уровнем принятия других, с тенденцией к высокому (75 %) и высоким уровнем принятия других (25 %); средним уровнем толерантности (83 %) и высоким уровнем толерантности (17 %); средним уровнем этнической толерантности (58 %) и высоким уровнем этнической толерантности (42 %); средним уровнем социальной толерантности (66 %) и высоким уровнем социальной толерантности (34 %); средним уровнем (50 %) и высоким (50 %) уровнем толерантности как черты личности. Такие учащиеся легко вступают в контакты, склонны к сотрудничеству, легко принимают учащихся других национальностей в свой коллектив.

У учащихся с альтруистическим типом отношений выявлен средний уровень принятия других, с тенденцией к высокому (100 %); средний (34 %) и высокий (66 %) уровень толерантности, высокий уровень этнической толерантности (100 %), высокий уровень социальной толерантности (100 %) и высокий уровень толерантности как черты личности (100 %). Ученики с такими характеристиками способны помочь и сострадать окружающим, они обладают высокой эмпатией. Легко вступают в контакт с детьми других национальностей, готовы помочь им, заботиться, поддерживать их.

Ученики с подчиняемым типом отношений обладают средним уровнем толерантности с тенденцией к высокому (100 %), средним уровнем толерантности (100 %), средним уровнем этнической (100 %), социальной толерантности (100 %), и толерантности как черты личности (100 %). Такие ученики скромные, робкие, идут, они принимают учащихся других национальностей, так как склонны уступать всем и во всём, не имея собственного мнения.

У младших подростков с авторитарным типом отношений проявляются следующие особенности: средний уровень принятия других, с тенденцией к высокому (75 %) и средний уровень принятия других с тенденцией к низкому (25 %); средний (75 %) и низкий (25 %) уровень толерантности, средний (75 %) и низкий (25 %) уровень этнической толерантности, средний (75 %) и низкий (25 %) уровень социальной толерантности, средний уровень толерантности как черты личности. Младшие подростки с данными характеристиками, с затруднениями принимают учащихся других национальностей, они чувствуют себя лидерами, прислушиваются только к своему мнению, не учитывая мнения окружающих.

Ученики с эгоистичным типом межличностных отношений имеют следующие особенности: низкий уровень принятия других (90 %), низкий уровень толерантности (100 %), этнической (100 %), социальной толерантности (100 %) и толерантности как черты личности (100 %). Они отрицательно настроены на учащихся других национальностей, так как стремятся быть над всеми, относятся к ним несколько отчужденно. С такими учениками необходимо проводить работу, направленную на коррекцию культуры межнационального общения.

Ответы 8 % учащихся свидетельствуют о необходимости усиления самых различных аспектов учебно-воспитательной работы, нацеленной на формирование культуры межнационального общения.

В ходе исследования мы выяснили, что у респондентов существуют проблемы в сфере культуры межнационального общения, учащиеся не знают как воспринимать культурные различия и что это может стать причиной для возникновения неприятия других. Был сделан вывод, что необходимо проводить работу с целью научить подростков осмысливать, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах. При этом процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов. В этом случае возможна выработка собственного мнения, и тогда каждый ученик будет чувствовать ответственность за свои поступки.

 

Литература:

 

1.      Бубер, М. Я и Ты. Два образа веры / М. Бубер. — М.: ИНФРА — М, 2005.-256 с.

2.      Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6. — С. 51–55.

3.      Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

4.      Данилова, М. В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе: Учебн. пособие для студ. высш. пед. заведений. / Под ред. В. А. Попова. — Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2009.-224с.

5.      Иконникова, С. Н. Теория культуры: Учебн. пособие / С. Н. Иконникова. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.

6.      Калечи, Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т. Н. Калечиц. — М.: Академия, 2007. — 462 с.

7.      Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — с. 140–146.

Основные термины: межнационального общения, культуры межнационального общения, уровень толерантности, уровнем толерантности, средний уровень, этнической толерантности, социальной толерантности, уровень принятия, межнационального общения младших, средний уровень толерантности, межличностных отношений, средним уровнем, средний уровень принятия, черты личности, средним уровнем толерантности, уровень этнической толерантности, уровень социальной толерантности, уровнем этнической толерантности, межнационального общения младшего, общения младших подростков

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle