Библиографическое описание:

Белоусова Л. А., Бачмага В. С. Транспортное обеспечение сбыта и реализации готовой продукции // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 234-237.

В статье приведены понятия транспортного обеспечения, описана специфика транспортного обеспечения сбыта и реализации готовой продукции, начиная со склада ГП предприятия — производителя до конечного потребителя посредством решения задачи MOB, выбора формы поставки, вида маршрута и использования возвратной логистики.

Ключевые слова: сбыт, реализация, транспортное обеспечение, перевозчик, транспортировка, маршрут, тара, товароноситель.

 

Сбыт представляет собой начальную стадию процесса выхода товара в сферу использования.

В широком смысле транспортное обеспечение — это система, представляющая совокупность технических, технологических элементов; экономических, правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

В узком смысле транспортное обеспечение можно рассмотреть, как одну из ключевых функций логистики — транспортировку, включающую в себя две главные функции: перемещение грузов и их хранение.

Процесс распределения МП от складов ГП предприятия — производителя до конечного потребителя, представленного розничной сетью, торговой точкой или индивидуальным потребителем начинается с решения задачи МОВ, т. е. использовать собственный транспорт (инсорсинг), либо воспользоваться транспортными услугами сторонней организацией (аутсорсинг). Выбор одного из двух направлений будет зависеть от соотношения собственных затрат, к затратам от привлечения сторонней организации.

После чего МП начинает свое движение со склада ГП производственного предприятия, проходя через собственные РЦ (распределительные центры) производителя, РЦ оптовых фирм до конечных потребителей (рисунок 1).

Рис. 1. Структура сети распределения предприятия — производителя

 

Транспортное обеспечение сбыта и реализации ГП включает в себя не только собственно ключевую функцию транспортировки, как физическое перемещение груза, но и выбор вида ТС и перевозчика, заключение договора поставки товаров, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т. д.

Транспортное обеспечение сбыта и реализации ГП начинается со склада ГП производственного предприятия и включает в себя следующие этапы:

а)                  проезд ТС на территорию склада;

б)                 транспортировка ТС к месту погрузки партии товара;

в)                 установка ТС под погрузку;

г)                  погрузка в ТС партии товара;

д)                 доставка заказа конечному клиенту.

Технология доставки, как часть логистического процесса, включает в себя следующие два этапа:

а)                  транспортировка и экспедиция заказов;

б)                 сбор и доставка порожней тары и товароносителей.

Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться складом промышленного предприятия, используя собственный парк ТС или привлекая транспортных посредников, самим заказчиком или логистическим посредником.

Для доставки грузов со склада автотранспортным средством применяют две формы поставки: централизованную и децентрализованную.

Наиболее распространенной и экономически целесообразной является централизованная доставка заказов со склада. В этом случае благодаря консолидации мелких заказов в одну крупную транспортную партию и оптимизации маршрутов доставки можно добиться значительного сокращения транспортных расходов и запасов в пути. Осуществление поставок мелкими и частыми партиями ведет к сокращению ненужных страховых запасов у потребителей.

Централизованная поставка может осуществляться двумя способами: маятниковым и кольцевым маршрутами.

Маятниковый маршрут предполагает доставку всего заказа, размещенного в ТС, одному клиенту. При таком маршруте путь следования ТС между двумя грузопунктами неоднократно повторяется [9].     

Кольцевой маршрут предполагает развоз нескольких заказов, размещенных в ТС, нескольким клиентам. Движение ТС по данному маршруту происходит по замкнутому контуру, соединяющему нескольких потребителей (поставщиков) [9].

Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.

Развозочный маршрут — это маршрут движения, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.

Сборный маршрут — это маршрут движения, когда продукция загружается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю.

Сборно-развозочный маршрут — это сочетание развозочного и сборного маршрутов [9].

При выборе данного маршрута производственное предприятие должно выбрать оптимальный маршрут поставки, а на складе — предусмотреть рациональное формирование партии отправки. При этом загрузка автотранспортного средства должна осуществляться в порядке обратном маршруту доставки, т. е. первый заказ, доставляемый клиенту устанавливается в ТС последним, а заказ, который будет доставлен в последнею очередь устанавливается в ТС первым.

Децентрализованный вариант доставки используется, когда заказ выполняется партиями, равными вместимости ТС, причем заказ не увеличивает запасов конечного потребителя.

В следующий этап входит сбор и доставка порожней тары и товароносителя, занимающие значительное место в статье расходов промышленного предприятия. Товароносители (поддоны, контейнеры, контейнерные тележки) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотными и должны возвращаться отправителю. Возможна ситуация обмена товароносителя с потребителем при определении их оптимального количества и выполнении четкого графика обмена.

При развитии бизнеса и возрастающей конкуренции между предприятиями использование нестандартных видов тары и товароносителей особенно во внутригородских поставках становится актуальным при осуществлении поставок небольшого объема и мелких товаров.

После того, как партия товара доставлена клиенту, товароносители вместе с товаром остаются у него, затем происходит перекладка товарных позиций на полки прилавков, а товароносители складывают и хранят до вывоза предприятием — отправителем. Период их хранения у клиента должен быть минимальным, однако оптимальный период сбора порожних товароносителей устанавливается в каждом случае индивидуально. При этом следует учитывать, что чем дольше порожний товароноситель и транспортная тара находятся у клиента, тем ниже уровень обслуживания клиента. Предприятию — отправителю невыгодно задерживать сбор порожних товароносителей и тары, т. к. отсрочка их возврата ведет к увеличению общего числа тары на балансе предприятия, следовательно, к увеличению затрат.

Организация рационального движения возврата тары и товароносителей ведет к получению прибыли и повышению уровня обслуживания потребителей.

Таким образом, транспортное обеспечение сбыта и реализации ГП начинается со складов ГП производителя по выбранным схемам маршрута и установленной организации перевозочного процесса предприятием-производителем, проходя по всей ЛЦ, и заканчивается розничной сетью, торговой точкой или индивидуальным потребителем. Заключительным этапом является использование возвратной логистики, т. е. сбор и доставка порожней тары и товароносителей от потребителя к производителю.

 

Литература:

 

1.                  Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика. Учебное пособие для бакалавров. — М.: Проспект, 2015–406 с.

2.                  Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Пинскера]. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — 640 с.

3.                  Дыбская В. В. Логистика складирования: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012–559 с.

4.                  Правдина Н. В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 89 с.

5.                  Неруш Ю. М. Логистика: учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006. — 520 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle