Библиографическое описание:

Варданян Н. А. Бизнес и Интернет // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 41-44.

Бизнес — это общеэкономический термин, определяющий область деловой активности хозяйствующего субъекта, его интересы, направление, величину и масштабы деятельности.

Бизнес — это коммерческая деятельность, определяющая способ существования хозяйствующего субъекта (отдельного предпринимателя или фирмы), позволяющий ему быть независимым в принятии решений.

Более простое определение бизнеса — вид деятельности или занятия, направленный на получение прибыли.

«Туристский бизнес — это предпринимательская деятельность туристских предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов, рискующих своим капиталом ради возможной прибыли».

Туристский бизнес объединяет несколько различных бизнесов, таких, как оформление виз, бронирование авиабилетов, бронирование гостиниц, организация трансферов, экскурсий и культурной программы, обеспечение путешественника страховкой, дополнительными услугами и т. д.

Бизнес XXI века — Интернет-бизнес

Сегодня все стороны деловых отношений, включая продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку клиентов и партнеров, превращаются в электронные службы, решающая роль при этом отводится интранету (для организации связей внутри компании) и Интернету (для общения компании с поставщиками и для сбыта своей продукции). Бизнес становится электронным — E-Business, или бизнесом с привлечением информационных технологий.

Концепция электронного бизнеса возникла в 70-х гг., когда для компьютеров появились программы электронного обмена данными (EDI) и электронного перевода средств (EFT). Многие банки, авиакомпании, розничные сети и производители с помощью компьютеров и сетей, их связывающих, а также программ EDI и EFT наладили электронные связи с поставщиками и клиентами и добились существенного повышения производительности труда. Но затраты на внедрение и поддержку таких сетей тогда были очень велики, да и техническая ограниченность ранних решений не позволяла компаниям эффективно обмениваться информацией.

Модель электронного бизнеса:

1.      Автоматизация бизнес-процессов внутри компании.

2.      Создание интранет-системы — внутренней информационной системы компании — и использование технологий работы в этой системе. Достигается благодаря оборудованию (сети, связывающей персональные компьютеры сотрудников офиса или сотрудников корпорации) и программному обеспечению, установленному на компьютерах.

3.      Автоматизация бизнес-процессов, связывающих компанию с ее внешними партнерами (поставщиками, потребителями). Создание экстранет-системы — внешней информационной системы компании — и использование технологий работы в этой системе. Достигается благодаря оборудованию (сети Интернет, связывающей сеть офиса или сеть корпорации с сетью партнеров или с компьютерами потребителей) и программному обеспечению, устаовленному на компьютерах.

4.      Объединение интранет- и экстранет-систем в одну бизнес-среду, которая интегрирует все внутренние службы корпорации и обеспечивает отклик на любые запросы извне благодаря методам электронного обмена данными, электронного перевода средств, электронной коммерции.

Электронный бизнес (ЭБ, Интернет-бизнес, е-бизнес, E-Business) — любой процесс, который бизнес-организация производит посредством связанных между собой компьютеров.

Электронная коммерция (ЭК, е-коммерция, Е-Соттегсе) — любое изменение в базе данных информационной системы, совершаемое посредством связанных между собой компьютеров, по завершении которого происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.

Сегодня многие компании активно осваивают Интернет, стараясь занять там пока свободные ниши. Бизнес, которым эти компании занимаются в Интернете, можно представить в виде трех основных моделей:

1.      Рекламный бизнес — компании существуют и стремятся получить прибыль за счет привлечения и перепродажи рекламы.

2.      Электронная торговля — Интернет-магазины и банки осуществляют сделки в Интернете. Эта модель делится на два класса:

-        бизнес — клиент (В2С) — товары и услуги предназначены для конечного потребителя;

-        бизнес — бизнес (В2В) — межкорпоративные бизнес-процессы перенесены в Интернет.

Особенно быстро развивается сектор В2В, и это неудивительно: в обычном бизнесе 90 % всех сделок осуществляется между компаниями, и электронный бизнес вряд ли станет исключением. Но на пути внедрения систем В2В есть проблемы. Дело в том, что электронная коммерция не дает прямых доходов, она только позволяет снизить затраты, а российские компании еще не оптимизировали свои обычные бизнес-процессы. Системы В2В дают эффект, когда они сопряжены с корпоративными системами управления и учета, которые для России — редкость.

3.      Создание и поддержка сайтов и прочего Интернет-инструментария для первых двух моделей — осуществляют компании-провайдеры.

Причин неразвитости электронной коммерции в России хватает. Во-первых, небольшая емкость Интернет-рынка -аудитория Рунета (Рунет — русская часть Интернета) пока невелика, неясны темпы и факторы ее роста. Во-вторых, недоверие населения к безналичным платежным системам. В-третьих, отсутствие национальной службы доставки товаров и законодательной базы платежей в Интернете, без которой вопрос о признании Интернет-сделок остается открытым.

И уже сейчас ощущается нехватка кадров, способных грамотно строить системы электронной коммерции

е-бизнес = е-сотрудничество + е-коммерция

Теперь, когда в мире к Интернету подключены десятки миллионов персональных компьютеров (ПК), когда Интернет стал универсальной деловой средой, доступ к методам электронного бизнеса получили все компании, независимо от их размера и возраста.

И сегодня для оценки деловой активности корпораций на мировом рынке вместо индекса Доу-Джонса, не отражающего тенденций в бурно меняющемся мире экономики и не учитывающего активность небольших фирм, использующих в своей работе новые технологии, предлагается новая система. Эта система оценки деловой активности фирм включает пять важнейших показателей:

1)  стратегическое видение — умение понять, как оказаться в нужном месте в нужный час и как остаться там;

2)  инновации — быстрое использование новых идей;

3)  глобализм — работа на всемирном рынке;

4)  коммуникации — максимальное использование сетевых технологий;

5)  оптимизация бизнес-процессов — максимальное использование новых технологий.

Из примерно 2 млн российских граждан, имеющих выход в Интернет, активно за границу ездят 600 тыс. человек.

Информационные системы как основа бизнеса.

Туристский бизнес тесно связан с оперативной обработкой большого объема информации. Это могут быть листы бронирования авиабилетов и мест в гостиницах, данные о составе групп, анкетные данные, заявки турагентств и многое другое.

Сначала необходимо накопить эту разнообразную информацию, а затем обрабатывать, извлекая и редактируя ее, при этом особенно важна скорость и точность обработки данных. Накапливают эту разнообразную информацию информационные системы.

Информационная система (ИС) — это совокупность больших массивов данных об объектах и явлениях реального мира (совокупность баз данных) и комплекса программно-аппаратных средств для обработки этих массивов (хранения, изменения и поиска информации).

 

В фактографических ИС регистрируются факты — конкретные значения данных об объектах реального мира. Такие ИС имеют четкую структуру и способны давать однозначные ответы на поставленные вопросы.

Документальные ИС обслуживают другой класс задач и не дают однозначного ответа на вопросы. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированных текстовых документов и графических объектов. Цель таких ИС — выдать в ответ на запрос пользователя список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих условиям запроса.

Итак, основа ИС, объект ее обработки — база данных, а средство обработки, или инструмент обработки, — система управления базой данных.

База данных (БД) — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-нибудь предметной области. Говоря проще, БД — это информационный склад.

Именно информационные системы, или базы данных, лежат в основе работы всех субъектов туристского рынка.

Базы данных в своем развитии прошли шесть поколений. Вначале данные обрабатывались вручную. Затем появилось оборудование с перфокартами и электромеханические машины для сортировки и табулирования миллионов записей. Позже данные стали хранить на магнитных лентах, и сохраняемые программы выполняли пакетную обработку последовательных файлов. На следующем этапе развития появилось понятие «схемы» базы данных и оперативного навигационного доступа к данным. Затем был обеспечен автоматический доступ к реляционным базам данных и внедрены распределенная и клиент-серверная обработки.

Сегодня перед нами шестое поколение информационных систем (баз данных), которые хранят большие массивы данных — документы, графические, звуковые и видео-образы. Эти системы шестого поколения представляют собой базовые средства хранения для приложений Internet и intranet.

Первое поколение — менеджеры записей (с IV тысячелетия до н. э.), например учет царской казны и налогов в Шумере.

Второе поколение — менеджеры записей (1800–1955 гг.). Автоматизированная обработка информации началась с появлением технологии записи информации на перфокартах и впервые была широко использована при переписи населения в США в 1890 г. Тогда-то появилась и компания по производству оборудования для записи информации на перфокарты, которая впоследствии получила название IBM.

Третье поколение — программируемое оборудование обработки записей (1955–1970 гг.). Электронные компьютеры могли обрабатывать сотни записей в секунду. Ключевым компонентом в этой новой технологии стало программное обеспечение. Стали появляться стандартные пакеты для таких общеупотребительных бизнес-приложений, как общая бухгалтерия, расчет заработной платы.

Четвертое поколение — оперативные сетевые базы данных (1965–1980 гг.). Для таких приложений, как ведение операций на фондовой бирже или резервирование билетов, требуется знание текущей информации и немедленный Доступ к ней.

Пятое поколение — реляционные базы данных и архитектура «клиент-сервер» (1980–1995 гг.). Реляционная модель данных, когда все данные хранятся в таблицах, связанных между собой по ключевому полю, обладает унифицированным языком для определения данных, навигации по данным и манипулирования ими, а не отдельными языками для каждой из этих задач. Эта реляционная модель имеет много других преимуществ.

Шестое поколение — мультимедийные базы данных (с 1995 г.). До появления этого поколения существовало четкое разделение программ и данных. И этот подход хорошо работал, пока речь шла о таких данных, как числа, символы, списки. Но скоро данные стали представлять сложные объекты типа «графический образ», «звук», их обработка потребовала новых подходов и программ. Произошел переход от традиционных баз данных, хранящих числа и символы, к базам данных, в которых каждая запись может содержать данные со сложным поведением.

Основой информационных систем в турбизнесе являются реляционные и мультимедийные базы данных, информация в которых меняется оперативно.

Реляционные базы данных (РБД) — это совокупность данных, расположенных в связанных между собой таблицах.

Мультимедиа (лат. multum — много, media — среда). Данные в таких БД представлены самыми разнообразными способами: картинкой, звуком, изображением и т. д.

Например, информационная система в турагентстве хранит перечень туров, прайс-листы гостиниц, всевозможные справочники. У такой системы есть как минимум пользователи в отделе продаж, бухгалтерии и руководстве фирмы. Кто-то вводит информацию, кто-то корректирует справочные данные, кто-то печатает сводные отчеты для бухгалтерии. Информация в системе постоянно изменяется. Как успеть за этими изменениями? При этом необходимо решить проблему многих одновременно выполняемых транзакций над базой данных, совместно используемой многими пользователями, работающими в сети.

Транзакция (проводка) — любое согласованное изменение данных, которые добавляются, изменяются, удаляются или модифицируются в нескольких таблицах базы данных.

Здесь необходимо понимание:

-        технических аспектов осуществления доступа к базам данных многими пользователями;

-        технологий, применение которых обеспечивает корректное выполнение изменений в этих базах данных (транзакций);

Кроме того, планируя использовать ИС, важно знать ответы на такие вопросы, как:

-        какая информация будет накапливаться в системе и как она будет обрабатываться;

-        кто ее будет использовать и какую пользу получит.

 

Литература:

 

1.                  Круглова Н. Ю. «Основы бизнеса». — М.: «РДЛ», 2005 г.

2.                  Родкина Т. А.. «Информационная логистика». — М.: «Экзамен», 2001г.

3.                  Янковенко В. А. «Логистика в туризме», Минск, 2014г.

4.                  Квартальнов В. А. «Стратегический менеджмент в туризме», Москва. 2013г.

5.                  Плотникова Н. И. «Комплексная автоматизация туристского бизнеса». 2013г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle