Библиографическое описание:

Наумова Е. С., Мусинова Р. К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 503-505.

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполагаемые компоненты модели выпускника начальных классов и целевые направления воспитательной работы с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.

Ключевые слова: младший школьник, воспитательная система, концепция воспитания, модель выпускника начальных классов, целевые направления воспитательной работы.

 

The article analyzes carried out in the modern primary school work on the spiritual and moral education, compared the level of expectations of teachers of junior classes with practical educational activities. It also describes the expected components of the model primary school graduate and target areas of educational work from 1 to 4 class of a comprehensive school.

Keywords:junior high school student, the educational system, the concept of education, a model primary school graduate, target areas of educational work.

 

 Осуществляемые в Узбекистане с первых дней независимости реформы образования охватывают все стороны педагогического процесса и предполагают соблюдение всеми участниками образовательного процесса основных принципов системы непрерывного образования — преемственности, последовательности и целостности (1, с. 2–3). Исходя из современных требований к обучению и воспитанию подрастающего поколения, в школах Узбекистана должна функционировать воспитательная система, позволяющая наилучшим образом решать задачи формирования и развития полноценной, адекватно социализированной личности школьника.

Однако проведенные в последнее время ряд исследований состояния воспитательной работы в школе, и, в частности, исследование Наумовой Е. С. (2014 г.) показало, что «в сложившейся ситуации управление воспитанием в школе характеризуется как формальное. Одностороннее, частичное внедрение новшеств в современной школе Узбекистана не способно в полной мере решать проблемы гармоничного развития формирующейся личности. Очевидно, что только воспитательная система способна обеспечить последовательное, эффективное ведение педагогического процесса. Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, а также альтернативные пути ее развития, важное выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция воспитания» (4, с.80).

Зарубежный опыт создания концепции воспитания позволяет сделать вывод, что именно концептуальный подход оптимизирует воспитательный процесс, обнаруживает потенциал всех участников воспитания и самой воспитательной системы, способствует ее естественному, неуклонному развитию. В настоящее время интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям обновления воспитательной деятельности в странах СНГ, представлены в концепциях Бондаревской Е. В., Газмана О. С., Таланчук Н. М.

Например, Бондаревская Е. В. (Ростов –на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

-                   Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей,

-                   сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между

-                   различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни,

-                   осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

-                   Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современногочеловека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями;совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

-                   Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и

-                   национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

-                   Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека,

-                   противодействие аморальным явлениям и другое;

-                   Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

-                   Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности,овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое (6,с. 150).

Газман О. С. выдвигает несколькие иные цели воспитания: обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Реализация данного подхода на практике происходит через целевые программы: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Досуг», «Семья» (7, с. 120–125).

Известны также и другие установки, концепции организации воспитательного процесса, однако превалирует в странах СНГ аксиологический подход, очень близкий по своей сущности и педагогам нашей страны.

 Следует отметить, что в нашей республике воспитательная концепция на уровне дошкольного и школьного воспитания находится на стадии разработки. Сегодня уже существует концепция взаимодействия школы с махаллей и семьей [5,с.5–6], разработаны специальные учебные программы («Азбука этики», «Азбука Конституции» и др.), ведутся обширные научные исследования (О. Мусурмонова, З. Отахонова, М. Куронов и др.). Вместе с тем, и у теоретиков, и практиков отсутствует единое, целостное представление о том, каким должен быть выпускник общеобразовательной школы. Сложнее обстоит дело в начальной школе, где ожидания педагогов, прежде всего, ориентированы на успехи ребенка в учебной области и, таким образом, значительно снижено внимание к результатам воспитательных воздействий. Более того, сложившая на данный момент воспитательная практика в младшей школе носит, так сказать мероприятийный характер, что не позволяет оказывать «точечное» влияние на нуждающихся в этом учеников.

Особо подчеркнем, что младший школьный возраст в силу своих особенностей требует от педагога чуткости, соблюдения самых разных тонкостей взаимодействия с ребенком, поскольку возраст 6–7 лет — этот тот период взросления, когда словесное и реальное поведение начинают совпадать, когда окончательно формируется или, в худшем случае, деформируется «Я-концепция ребенка». Именно поэтому решение вопроса о создании целостной, доступной любого уровня мастерства педагогу воспитательной концепции является безотлагательным. При разработке такой концепции необходимо учитывать множество факторов самого разного уровня — перспективы и тенденции развития отечественного образования, ментальность, этнические особенности, общий потенциал школьников Узбекистана, потенциал и направленность личности педагогов. Однако, безусловно, центральным пунктов в разработке такой концепции должна стать личность школьника — исходя из этого, должна быть разработана модель выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания. Общее описание этой модели, по нашему представлению, может быть сведено к следующему постулату:

Подлинно воспитанный выпускник начальной школы — это человек…

-        в поступках, словах которого есть стремление быть лучше в широком смысле этого слова (преодолевать свои недостатки, внутренние конфликты (самостоятельно или с помощью других); признавать и исправлять свои ошибки; через решение возникающих проблем становиться человечнее, добрее, понятливее);

-        обладающий элементарными навыками самодисциплины, владеющий основами культуры желаний и выбора;

-        знающий и уважающий свою национальную культуру и культуру своей страны;

-        желающий творить (в любой сфере — спорт, искусство, быт);

-        который уважает не только других, но и самого себя;

-        в отношениях которого с окружающими людьми нет равнодушия, презрения, а есть понимание и принятие;

-        слово которого совпадает с поступком;

-        который не доволен усвоенным уровнем знаний, а стремится постоянно к самообразованию;

-        понимающий чувство прекрасного;

-        ведущий здоровый образ жизни, имеющий физическую закалку и волю к своему физическому развитию.

Безусловно, данный образ выпускника младших классов является примерным и не до конца проработанным, но даже в таком кратком изложении он позволяет конкретизировать, а, значит, и улучшить качество воспитательной работы в начальной школе. Так, исходя из указанных качеств младшего школьника, можно составить примерно следующую программу воспитания (по целевым направлениям):

-        1- 2 класс: «Я» (личность ребенка, осознание самого себя, понимание через свою личность других), «Я и моя семья» (знание и составление родословной, знание семейных традиций и обычаев, понимание категории «честь семьи») «Я и школа» (формирование культуры знаний, обучение системы научной организации труда младших школьников; знание истории школы, преумножение ее традиций)

-        3 класс: «Я и мы» (подготовка ребенка к сознательной жизни в обществе и духе взаимопонимания, мира и терпимости), «Я как носитель народной культуры» (осознание себя как представителя какой-либо национальности; понимание и разумное соблюдение народных обычаев и традиций; осознание национальных и общечеловеческих ценностей)

-        4 класс «Моя Родина» (элементарные представления об истории Узбекистана; воспитание чувство гордости за свою страну; формирование и развитие представлений о культуре своей страны, об укладе ее жизни; воспитание активной позиции к событиям в стране).

Подчеркнем, что названные целевые направления реализуются по спирали- несмотря на их тематическое распределение по классам, каждое из направление логически продолжается, развивается и обогащается на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Несомненно, в воспитательный процесс должны быть органично включены методы диагностики эмоционально- социального развития детей и уровня воспитанности, а также нетрадиционные методы организации воспитания — технология проектов, ТРИЗ- технология и др.

 

Литература:

 

1.                  Бегимкулов Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. — Т.: изд-во ТашГПУ, 2005

2.                  А. Эркаев. Духовность и развитие. — Т.: Маънавият, 2008

3.                  М. Куронов. Миллий тарбия/ М. Куронов. — Т.: Маънавият, 2007

4.                  Наумова Е. С. Проблемы организации воспитательной работы в современной общеобразовательной школе в Узбекистане // Психология. — № 1, 2014- сс.76–80

5.                  Узлуксиз таълим тизимида ёшлар маънавиятини шакллантириш. — Т.: “Fan va texnologiya”, 2014. — 128 б.

6.                  Николаева Л. А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры.Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы// Сб. науч. тр. Под ред. Газмана О. С. — М., Изд. АПН СССР,1989

7.                  Опыт разработки концепции воспитания. — Р-на-Д.,1993, Ч.1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle