Библиографическое описание:

Назарова О. М., Сайфетдинова М. К. Психологические особенности этно-профессионального общения // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 712-714.

При анализе современной обстановки становится все более явным, что общество в целом развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс касается различных сфер жизнедеятельности социума абсолютно всех стран мира. На сегодняшний день достаточно сложно найти этнические общности, которые либо испытали, либо находятся под воздействием культур других народов и общественной среды, которая существует в отдельных регионах и в мире целом. Этому свидетельствует активный рост культурных взаимодействий в контексте обмена культурным опытом между государствами, социальными институтами, общественными движениями и отдельными личностями, принадлежащих разным странам и культурам. При реализации взаимодействия культур и народов встает, как никогда, особенно актуально и остро вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. В настоящее время культурное многообразие современного человечества увеличивается. Показателем этого является тот факт, что любое общество состоящее из разных народностей находит все больше средств для сохранения и развития своей целостности и культурного облика. На фоне этого можно утверждать о существующей закономерности, отражающей тенденции к сохранению культурной самобытности человечества, которая является показателем взаимозависимости и единства направленного на увеличение культурного разнообразия. В этом контексте для тенденций общественного развития очевидна необходимость в умении определять культурные особенности народов дабы взаимодействовать друг с другом и добиться взаимного безбарьерного признания.

На фоне сегодняшней социальной обстановки постоянным является процесс взаимодействия культур различных стран и народностей. Именно этот процесс ведет к унификации культур, что порождает у большого числа наций стремление к самоутверждению относительно культурных ценностей и желание сохранить их. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое направление происходящих культурных изменений. Культурные границы конечно же открыты в современном обществе, но этому процессу открытия одновременно противопоставляется непроницаемость этих границ и гипертрофированное чувство гордости за свой этнос и свою национальную самобытность.

Каждое этническое общество реагирует на влияние извне по-разному. Доказательством этого служит тот факт, что диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно обширен: от пассивного неприятия ценностей других этнических культур и особенностей до активного противодействия их распространению и утверждению.

Именно поэтому сегодняшнее общество является свидетелем и очевидцем многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистких движений.

На фоне вышеизложенного достаточно остро стоит вопрос о реализации этно — профессионального общения в контексте психологического знания.

Понятие «общение» довольно таки многообразно. Достаточно много наук и отраслей психологии рассматривает его, но в своем контексте. В психологии довольно часто общение трактуют как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т. е. эмоционально-оценочного) характера [1].

Наряду с этим, исходя из целей и техник реализации общения рассматривают следующие его виды:

-                   контакт «масок»;

-                   формально-ролевое общение;

-                   светское общение;

-                   манипулятивное общение;

-                   духовное межличностное общение;

-                   деловое (профессиональное) общение. [2]

Исходя из выбранной проблематики в нашем случае обратимся к последним двум выше названным видам.

Общение выступает в единстве с деятельностью человека и его личностным ростом. Тем самым, выступая достаточно мощным потребителем энергии индивида, общение, наряду с этим, является незаменимым биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

Любая реализация трудовой деятельности всегда есть межличностное взаимодействие, проявляющееся в особой форме. Это взаимодействие и будет деловым общением. Независимо от вида, профессиональная трудовая деятельность содействует установлению нормального социально — психологического климата, что способствует адекватности морально-психологической атмосферы труда и соответственно отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами. Так же деловое общение создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Но не всегда производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением. Это происходит в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. Тогда речь будет идти об особой форме отношений — дисциплине. Дисциплина — это принцип строгого регулирования, иерархического соположения управляющего и управляемого. Из вышеизложенного становится очевидно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту, и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

При рассмотрении понятия «деловое общение» особую роль отводят категории «дело». Категория «дело» есть предмет делового общения.

Когда мы говорим о деловом общении, то подразумеваем сущность его содержания, которое заключается в социально-значимой совместной деятельности людей, предполагающей согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Проанализировав имеющуюся литературу по данному вопросу можно утверждать, что в развернутом виде, в общении можно выделить такие этапы:

-                   установление контакта;

-                   ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.);

-                   обсуждение вопроса, проблемы;

-                   принятие решения;

-                   выход из контакта. [3]

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

Человечество очень разнообразно в культурном и этническом смысле, поэтому на протяжении веков и возникает стремление понять это разнообразие вместе, разобраться в культурных различиях.

При реализации элементов делового общения существует достаточно много нюансов. Например, дистанция в процессе общения тоже имеет культурологическое значение. Если рассматривать различные культуры и этнические особенности, то можно привести следующие примеры: американцы обычно обижаются, если иностранцы слишком близко приближаются к ним в процессе общения; по мнению англичан, американцы лишают собеседника личного пространства, приближаются при реализации любого вида общения слишком близко, говорят громко и не смотрят собеседнику в глаза; немцы же держат двери при разговоре закрытыми, тогда как американцы наоборот — открытыми, т. к. человек, стоящий на пороге, с точки зрения немца, находится в помещении, а с точки зрения американца — снаружи.

Так же целесообразно упомянуть о таком факторе, который связан со спецификой языка определенной общности — речь идет об определенной системе стереотипов. Например, стереотипная форма разговора в разных языках и культурах может проявляться: в порядке личного обращения в форме добавления определенных слов — дама, сэр, фрау и т. д.; в специфике образов, сравнений, структуры и содержания текстов, психологической составляющей организации речевой или иной деятельности.

Национально-культурные факторы общения обеспечивают его вариативность на разных уровнях. При анализе специальной психологической литературы можно говорить о шести уровнях этнических различий речевого общения:

1.      Процесс общения как единое целое, как деятельность общения (функционально-целевой аспект общения);

2.      Социально-ролевой аспект процессов общения;

3.      Средства общения (на этом уровне не только определяется своеобразная иерархия средств вещания — переход от текстов, загадок и пословиц в традиционных образов, сравнений и отдельных лексем, осуществляющим изменяется с помощью развернутых речевых стереотипов, и группа неязыковых средств (прежде всего, кинесика — мимика, жесты и пантомимика), а также взаимодействие между ними);

4.      Психолингвистическая организация процессов общения, т. е. их детерминация на уровне психологической операции;

5.      Ситуативно-психологическая организация процессов общения, т. е. их вариативность (например, проксемика);

6.      Уровень реализации коммуникативных процессов, взятые вне конкретной ситуацией общения, проявляющаяся в громкости, тембре и темпе речи. [4,5]

Для того чтобы процесс общения был реализован в полной мере, а процесс передачи информации был наиболее эффективным должны быть реализованы все вышеперечисленные компоненты.

Важное место в социальном взаимодействии людей занимают этнические экспектации. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает не только обязанностями, но и правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Данные права образуют ожидания, экспектации. Так, русский, проживающий в России, не задумывается о своей роли русского, но, попав в другую страну, сразу вспоминает о необходимости исполнения своей роли русского, о чувстве национального достоинства и необходимости поддержания репутации своего народа. [4,5]

Этнические особенности — это то, что является этническим полем поведения индивида. Этническое поле индивида представляется тремя уровнями, которыми являются «этническое для себя», «этническое для социума» и «этническое для государства». [4]

«Этническое для себя» означает, что, вступая в контакт с другим субъектом и опознавая его этническую принадлежность, этнофор в своем поведении будет исходить из системы этнических диспозиций, стереотипов и экспектации.

«Этническое для социума» означает, что для официальных учреждений все мы можем представлять только одну, строго определенную часть этнического поля своей личности. Эта часть этнического поля фиксируется в документах, что определяет наши отношения и действия в социальном взаимодействии.

«Этническое для государства» это явление, когда, например, будучи жителем России, человек оказавшись в другой стране, независимо от своей подлинной национальности, воспринимается окружающими как «русский».

Все это необходимо учитывать руководителю, имеющего в наличии сотрудников с различными этническими особенностями.

В целом характеристика этнического субъекта может быть описана через такие параметры, как этноцеленаправленность; этномотивированность (заинтересованное отношение к межэтническому взаимодействию); этноэмоциональность (избирательное позитивное или негативное отношение к представителям других этнических групп); этнострессоустойчивость (способность этнофора быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам); этноорганизованность (способность к самоуправлению и самоорганизации в ходе функционально-ролевого взаимодействия при выполнении профессиональных обязанностей); этноколлективизм (способность этнофора быть активным членом коллектива организации); этнодисциплинированность (соблюдение требований, установленных в организации).

Можно сделать вывод, что основной психологической особенностью этно — профессионального общения является учет личностных характеристик взаимодействующих сторон и учет их культурных и этнических традиций.

 

Литература:

 

1.                   Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Наука, 1987.

2.                  Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3.                  Назарова О. М., Фадеева Г. Д. Стилевые особенности педагогического общения./Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 11–12 (32–33). С. 7–9.

4.                  Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999.

5.                  Крысько В. Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle