Библиографическое описание:

Суслова Л. Н., Зворыгина В. И. Служебная и общественная деятельность священников Богоявленского храма г. Тобольска (по материалам клировых ведомостей 1830–1900 гг.) // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 412-416.

Задачей данной работы является попытка обобщить имеющийся в наличии материал по истории Богоявленского храма и деятельности духовенства этого тобольского прихода. Избранное временное ограничение объясняется состоянием источниковой базы, а именно сохранностью основного массива материала по истории служения духовенства Богоявленского прихода — клировых ведомостей, метрических книг и исповедных росписей — в фондах Тобольской духовной Консистории Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (далее — ГБУТО ГА в г. Тобольске). ГБУТО ГА в г. Тобольске.

История Богоявленского храма уникальна тем, что красоту его здания, историю его прихода мы не можем наблюдать, поскольку он сохранился до нашего времени лишь в фотоисточниках. Он располагался в подгорной части города, по правую сторону от Прямского взвоза, на современной улице Розы Люксембур, на месте, где возведены новостройки. Богоявленский храм прошел в своем развитии ряд этапов, характерных в целом для храмового строительства Тобольска: 1. Конец XVI — конец XVII вв. 2. Конец XVII — XVIII вв. 3. XIX — начало XX вв. На первом этапе строительство было деревянным. Второй период — это каменное строительство, активизация которого была связана со скученностью построек и частыми опустошительными пожарами в городе (наиболее крупные — в 1643, 1659, 1677, 1678, 1680, 1686, 1701, 1757, 1788) [17, с. 52]. Третий период отмечен гораздо меньшими размерами храмового строительства. В основном церкви ремонтировались или достраивались пределами.

Первые исторические свидетельства о Богоявленской церкви появляются после учреждения в 1620 г. Сибирской епархии с резиденцией в Тобольске [14, с. 67], практически одновременно со строительством Софийского собора. В 1624 г. храм уже существовал. Богатством на первых порах он не отличался. Прихожан было незначительное число и они только обзаводились хозяйством на новых местах [12, с. 301–308]. В 1646 г. был устроен престол в честь Владимирской иконы Божьей Матери «…по тогдашнему времени был довольно обширный, более других церквей, что видно из того обстоятельства, что он был избран архиепископом Герасимом для отправления торжественных богослужений вместо соборного храма, пострадавшего от пожара 14 августа 1646 года…» [13].

Деревянный Богоявленский храм горел в 1662, 1680, 1668, 1690 гг. и вновь восстанавливался прихожанами [12, с. 301–308]. Этим объясняется то обстоятельство, что в церковном архиве не сохранилось ни древних грамот, ни иных памятников старины. Сохранить старались более ценные вещи: утварь церковную и священные сосуды, а об архиве церковном не было возможности позаботиться. Наряду с Богоявленским храмом к концу XVII в. в Тобольске насчитывалось до девяти православных храмов: Троицкая церковь (1587 г.), Спасская церковь (1587 г.), Богородице-Введенский, или Никольский храм (1602 г.), Софийский собор (1620-е гг.), Апостоло-Андреевская церковь (1649 г.), Крестовоздвиженская церковь (1652 г.), Петро-Павловский храм (1652 г.), Михаило-Архангельский храм (1652 г.) [15, с. 168–170; 19, с. 16].

Следующий этап в развитии Богоявленского храма связан с началом производства в Тобольске кирпича и активизацией каменного городского строительства в конце XVII в. Каменная двухэтажная Богоявленская церковь была построена в 1691 г. и 20 июля того же года освящена [1, л. 15]. Вновь устроенный храм 6 июня 1701 г., когда был в городе очень большой пожар, горел вместе с прочими зданиями и сильно пострадал. Огонь не разрушил стен, но уничтожил все древние иконы и многое из церковной утвари. Поэтому древних, от тех лет, икон почти не сохранилось в храме.

В период с 1738 по 1744 гг. церковь была перестроена по проекту каменных дел мастера Тобольского Знаменского монастыря Корнилия Михайловича Переволоки. Он разрушил старые своды, вывел новые, построил колокольню, преобразил храм. Храм завершался восьмериком на четверике, перекрытым огромной приплюснутой луковицей (грушевидным куполом), небольшой трапезной. В 1744 г. был устроен второй этаж с церковью во имя Владимирской Богоматери. А с запада, вплотную к трапезной была пристроена шатровая колокольня, благодаря вытянутости и стройности пропорций, возвышающаяся над храмом. Для богаделен было возведено два одноэтажных здания по бокам.

В середине XVIII в. была построена каменная церковная ограда в стиле барокко. В результате церковь приобрела сложную узорчатую барочную форму. В храме было три престола: Богоявленский, святой великомученицы Варвары и Владимирской иконы Божией Матери. В 1788 г. епископ Варлаам пожертвовал в церковь золотую панагию с частицами мощей Св. Варвары.

В XIX в. храм не подвергался значительному ремонту, пополнялся церковной утварью, иконами благодаря пожертвованиям прихожан. Множество церковной утвари, святых икон в серебряных ризах высокой ценности свидетельствовали об усердии прихожан и о доходности храма [18]. В клировых ведомостях конца XIX в. появляется запись о приписной домовой церкви во имя святителя Иннокентия, устроенной по соседству, при губернской гимназии города Тобольска.

Храм был организующим элементом прихода. Приход Богоявленской церкви был немногочисленным от 800 чел. в 1830 г. до 300–500 чел. в конце XIX в., но разнообразным по составу [12, с. 301–308]. Среди прихожан можно наблюдать военных, статских, купцов, мещан, крестьян, т. е. представителей всех сословий, проживающих в городе. Анализ динамики численности прихода Богоявленского храма показывает тенденцию к значительному сокращению, что вызвано открытием новых городских приходов.

Количество прихожан определяло штат причта. В приходах, имеющих менее 700 душ штат состоял из священника и псаломщика. Во главе прихода стоял священник (иерей). Священнослужители храма были посвящены в сан протоиерея, что являлось знаком поощрения за особые заслуги. По утвержденному в 1860 г. штату в Богоявленском храме служили — один священник, дьяк и пономарь, но по факту — один настоятель и один псаломщик [4, л. 20]. Эта норма и была утверждена для храма 30 апреля 1877 г. [9, л. 27]

Содержание церкви и причта состояло из: доброхотных даяний прихожан за требоисправления; денежного пособия на содержание причтов, выдаваемое от казны; процентов с капитала в 1500 рублей. Приходское духовенство получало доход не в равных долях, а в зависимости от чина. П. В. Знаменский писал, что в одних местах священник получал 0,5 общего дохода, дьякон — ¼, а пономарь и дьячек по 1/8, в других местностях — были другие пропорции. Эта норма была узаконена в качестве общероссийской в XIX в. [16, с. 154–156]. В клировой ведомости Богоявленского храма за 1876 г. записано: «из-за ветхости домов для причта, причт живёт по квартирам. Жалованье: Священник 140 рублей, Дьячок 40 рублей, Пономарю 36 рублей» [5, л. 28] А в 1899 г. следует такая запись: «дома для помещения настоятеля и псаломщика каменные, построены на церковной земле. Дом для помещения настоятеля двух этажный в 1877 году возведенный и расширен на деньги прихожан, а для псаломщика, одноэтажный, возведенный в 1899 году на церковные средства, службы при том и другом не достаточны и частично ветхи [9, л. 27].

Не все церкви города Тобольска были обеспечены землей. Богоявленская церковь, наряду со Спасской, Никольской (Веденской), Петропавловской, Сретенской, Благовещенской, Кирилло-Мефодиевской, церковью при больнице и гимназии, земли не имела [10, л. 53 об.]. Церкви принадлежала довольно значительная территория, на которой располагались 2 каменных дома для причта, свечная лавка, построенная на церковную сумму бывшего церковного старосты Тобольского Купца Василия Струниным, еще один каменный дом сдавался в наем за 100 рублей [9, л. 27]. В 1890 г. при храме была открыта церковно-приходская школа открыта.

Известно, что в январе 1930 г. церковь была закрыта. 9 мая 1944 г. вышло распоряжение Городского совета, в котором говорилось, что в связи с невозможностью реставрации или даже частичного восстановления, церковь следует немедленно убрать как угрожающую обвалом. В 1949 г. храм был разрушен (взорван) до основания [20].

В период с 1830 по 1900 г. в Богоявленском храме города Тобольска служили 4 священнослужителя: священники — Василий Попов, Николай Николаевич Седаков, протоиреи — Лев Федорович Иваницкий, Александр Николаевич Грамматин. Они происходили из семей духовного сословия, закончили Тобольскую духовную семинарию в среднем возрасте 22–23 лет с аттестатом 1- 2 степени. Стандартными предметами обучения в семинарии были: богословие, история библейская и церковная, философия, словесность, история гражданства, схоластика. Обучались языкам: еврейскому, греческому, латинскому, татарскому [3, л. 37]. Обучение в семинарии делилось на низший, средний и высший классы. До поступления в семинарию, обычно, мальчики с 9–11 лет обучались в уездных училищах, где давались элементарные навыки церковного, математического, литературного образования. Так сын священника В.Попова Иоанн с 8 лет обучался чтению псалмов, с 9 лет поступает во 2 класс Тобольского приходского училища, с 10 до 12 лет учился в низшем отделении приходского училища, с 12 в высшем отделении уездного училища, в 16 заканчивает низшее отделение Тобольской духовной семинарии и переходит в среднее отделение, с 17 до 20 лет обучается в классе Богословии и заканчивает курс семинарии с аттестатом первой степени [2, л. 23].

Священнослужители выполняли свои первоначальные функции — служение служб, треб, молебнов, чтение проповедей. Судя по отсутствию нареканий священнослужителям Богоявленского храма г. Тобольска 1830–1900 гг. можно сказать, что вели священнослужители свою профессиональную деятельность беспорочно. Анализируя источники, мы выяснили, что ни один священник Богоявленского храма г. Тобольска в период с 1830–1900 гг., не состоял под следственны судом, не имел штрафов, не был замечен в поступках противоречивших духовному званию, поведение имели хорошее.

В период с 1830 по 1845 г. у священника собственный, деревянный дом, на земле, купленной у города [11, л. 16]. В 1877 г. строится каменный, двух этажный, расширенный на деньги прихожан дом для помещения настоятеля. Возводится на церковной земле. До 1900 г. все священники служившие в Богоявленском храме жили в нём. Про семейство священника в клировых ведомостях сказано не много, но уже из этих данных можно получить определенныё выводы. Среднее количество человек в семье священнослужителей 5–6 чел., Самая большая семья была у священника Николая Николаевича Седакова -10 чел. [7, л. 43], а самая маленькая у священника Александра Николаева Грамматина до 1898 г. — 4 чел., в 1899–5 [8, л. 33]. Обычно дети священников учились в местных учебных заведениях (губернское уездное училище, приходское училище, губернская гимназия), в том числе и девочки (Мариинское женское училище), чаще всего девочки были на домашнем обучении (изучали Русскую грамматику и рукоделие). По возрастному отрыву супругу выбирали с маленькой разницей в возрасте, выходили замуж с 18 до 26 лет. Про супругу известно только её моральный облик и грамотность. Из трех представленных супруг — одна не грамотная. Все имеют «нрав скромный и порядочный». Проследить жизнь детей священства мы можем только до момента их совершеннолетия, устройства на работу или вступление в брак. Дети священников (мальчики) после прохождения учебы в училищах поступали в Духовную семинарию. Но после окончания семинарии они могли выбрать между духовной и светской карьерой. К примеру, сын священника Василия Николаева Попова — Иоанн после окончания курса Семинарии с Аттестатом первой степени, идет служить Губернским секретарем.

В качестве примера, приведем биографию священника Василия Николаевича Попова. Он родился 19 июля 1820 г. в семье пономаря Троицкой церкви, села Юргинского, Ялуторовского уезда. Окончил курс Тобольской семинарии с аттестатом 2 разряда по классу богословия. 12 декабря 1819 г. был посвящен в стихарь Преосвященным Архиепископом Амвросием, а 2 января 1820 г. рукоположен в диаконы, 14 сентября 1822 г. — в протодиакона. Через два года рукоположен в священника и определен в Богоявленскую церковь. Состоял на должности увещателя по присутственным местам с 1824–1828 гг.

В 1824 г. был определен на службу законоучителя в Тобольскую губернскую гимназию и в Тобольское уездное училище (в 1828 г.). За пятилетние преподавание Закона Божия в Тобольской гимназии и уездном училище в 1832 г. Василий Николаевич награжден Архиепископом Тобольским и Сибирским и Кавалером Афанасием набедренником. В 1838 г. (27 апреля) последовало новое награждение — скуфьёю. В 1839 г. был назначен членом и казначеем в Тобольский временный Строительный комитет. В 1849 г. «за постоянную и ревностную работу в звании Законоучителя в Народном уездном училище» отцу Василию была «изъявлена Архипастырская благодарность». С 1843 г. по резолюции Архиепископа Владимира определен членом в попечительство о бедных духовного звания. 1 октября 1843 г. Василий Попов становится членом Тобольской духовной консистории и возведен в чин Протоиерея.

В 1832 г. отцу Василию было 34 года. В графе «Образование» значится следующая характеристика — «во всем свядущь, две проповеди говорил», а в графе «Кто какого поведения» было написано — «похвального, при церкви родственников не имелось, с одного на другое место перемещаем не был». «В штрафах, наказаниях, и под судом не был и не состоял».

Отец Василий жил в Тобольске, в «собственном, деревянном» доме, «на землю у города купленный». В его семье жена и пятеро детей. Жена, Анна Григорьевна (в 1832 г. было 33 года), не грамотна, дети: Иоанн в 8 лет обучался чтению псалмов, с 9 лет поступает во 2 класс Тобольского приходского училища, с 10 до 12 лет учился в низшем приходском училище, с 12 в высшем отделении уездного училища, в 16 заканчивает низшее отделение Тобольской духовной семинарии и переходит в среднее отделение, с 17 до 20 лет обучается в классе Богословии и заканчивает курс Семинарии с Аттестатом первой степени, идет служить Губернским секретарем. Лев в 5 лет по малолетству обучается в доме родителей, с 12 лет обучается в низшем отделении, к 13 годам обучается в высшем Тобольского духовного уездного училища, в 15 лет заканчивает класс Словесности в Тобольской семинарии и переходит в Верхнее отделение. Екатерина в 10 лет обучалась чтению, с 11 до 22 лет русской словесности, Анна в 3 года по малолетству не обучается, с 9 лет обучается читать и писать, с 10 как и старшая сестра обучается русской словесности, Александр 5 месяцев, в 1833 г. умирает.

Обычно, свою профессиональную деятельность священнослужитель соединял с гражданской. Все священнослужители Богоявленского храма в период с 1830 по 1900 г. преподавали в Тобольском уездном училище. Так, протоиерей Лев Федоров Иваницкий преподавал в 1836 г. Закон Божий, Греческий, Славянский языки, церковный устав и нотное церковное пение в Тобольском приходском училище, с 1837 г. определен учителем татарского языка в этом же училище на низшем отделении [3, л. 7]. А в 1845 г. был определен законоучителем в Тобольскую губернскую гимназию, на этой должности он был до конца 1875 г. За эту деятельность он был не раз награжден: «В 1866 г. 14 октября приказом за № 1826 Генерал Губернатора Западной Сибири за усердную и полезную деятельность в занимаемой должности законоучителя гимназии объявлена искренняя благодарность Его Высокопревосходительства» и «В следствии ходатайства Епархиального Начальства за отлично — усердную службу по Епархиальному ведомству по должности законоучителем гимназии, Смотрителем Тобольского Духовного Окружного училища по удостоянию Св. Синода, Веления, награжден золотым наперсным крестом — 12 апреля 1870 г» [3, л. 44], «Приказом Г. Генерал-Губернатора З. С. за выслугою лет уволен от должности законоучителя гимназии с производством пенсии по назначению Г.Управляющего должность Министра Народного Просвещения, за службу по учебному ведомству в гимназии 30 лет и в Тобольском духовном училище 5 лет, всего 35 лет за службу в Сибири выплачивать пенсию в год 640 рублей [4, л. 30].

Педагогическая деятельность священнослужителей не заключалось только в учительстве, они были активными членами в учебных комитетах, смотрителями училищ, экзаменаторами. Лев Федоров Иваницкий несколько раз становился смотрителем Тобольского духовного окружного училища [3, л. 43], был членом комитета при разработке устава для средних духовных училищ [3, л. 41], по указу Духовной Консистории был командирован депутатом (экзаменатором) в Тобольское народное училище и Мариинскую женскую школу при испытании учеников в Законе Божьем [3, л. 40]. Протоиерей А. Грамматин состоял на должности законоучителя в Богоявленской церковно-приходской школе, открытой в 1899 г.

Священники Богоявленского храма были членами консистории, строительных комитетов, часто попечителями о бедных духовного звания, занимались делопроизводством, состояли в ревизионных комиссиях при архиерейском доме. Священники Богоявленского храма выполняли свою миссию и на театрах военных действий. Примером может послужить священник Николай Николаевич Седаков, который участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. в качестве члена общества Красного Креста, состоявшего под Высочайшим Покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы под представлением Тобольского местного управления. За что в 1879 г. был награжден знаком Красного Креста [6, л. 42].

По данным клировых ведомостей можно увидеть широкую деятельность каждого духовного лица. Вот далеко не полный перечень занимаемых должностей 4 священников Богоявленского храма 1830–1900 г.: законоучитель в уездном училище, губернской гимназии, Мариинской женской школе, Тобольском мореходном классе, Александровском детском приюте; учитель географии, арифметики в Тобольском духовном окружном училище; учитель латинского языка для 3–4 классов Тобольского училища; учитель татарского языка в низшем отделении Тобольского духовного уездного училища; учитель греческого и славянского языков, церковного устава и нотного пения в Тобольском приходском училище; преподаватель священной истории; наблюдатель церковно-приходских школ по Тобольскому благочинию; смотритель в Тобольском духовном окружном училище; наставник сельского училища; член ревизионной комиссии по проверке отчетов и книг духовных заведений; член комиссии по постройке зданий для Тобольской духовной семинарии; член Тобольского православного церковного братства Св. Великомученика Димитрия Солунского по проповедническому отделу; член ревизионного комитета по поверке книг и отчетов, подчиненных ревизионному контролю при св. Синоде, делопроизводитель училищного правления; член комитета по устройству зданий для семинарского общежития; член ревизионного Епархиального комитета по поверке книг Консистории, Епархиального Попечительства, экономического управления и монастырей Тобольской Епархии; член ревизионного комитета по поверке экономических отчетов по Тобольской семинарии, Тобольских, Тюменских и Омских училищ; член особой комиссии о назначении жалованья сельскому духовенству; член Епархиального комитета об улучшении материального блага белого духовенства; член правления Тобольской духовной семинарии; помощник благочинного Тобольских церквей и полугородних монастырей; делопроизводитель; духовник и увещеватель арестантов Тобольской арестантской роте Гражданского ведомства; член Тобольского Епархиального попечительства о бедных духовного звания; член Тобольской Духовной Консистории; учредитель и член Тобольского местного общества о бедных войнах; увещеватель по Присутственным местам.

Священнослужители активно занимались проповеднической деятельностью. С целью повышения религиозной грамотности протоиерей Лев Федоров Иваницкий, с утверждения Архиепископа Георгия с 1843 г. по 1853 г. занимался проповеднической деятельностью «к народу» с использованием катехизированных поучений [3, л. 40].

Как правило, священнослужители являлись активными благотворителями. Примером такой деятельности может служить протоиерей Лев Фёдоров Иваницкий, который в 1868 г. пожертвовал 100 рублей на организацию библиотеки в Тобольском духовном окружном училище [3, л. 43]. Священнослужители Богоявленского храма как наиболее образованные представители населения города, активно занимались краеведением. Александр Николаевич Грамматин анализировал историю тобольских храмов и сотрудничал с редакцией Тобольских епархиальных ведомостей [15, с. 168–170].

Таким образом, духовенство Богоявленского храма в рассматриваемый период играло значительную роль в общественной и культурной жизни города.

 

Литература:

 

1.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д.229.

2.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 261

3.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д.287.

4.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 288.

5.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 289.

6.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19, Д. 296.

7.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 304.

8.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 317.

9.                  ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 318.

10.              ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 329.

11.              ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 19. Д. 528.

12.              Тобольские епархиальные ведомости. 1891. № 13–14.

13.              Тобольские губернские ведомости. 1859. № 6.

14.              Абрамов Н. А. Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998.

15.              Грамматин А. Н. Историческое описание церквей города Тобольска// ТЕВ. 1903. № 7.

16.              Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990.

17.              Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. Свердловск, 1969.

18.              Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Тобольск, 1913.

19.              Сулоцкий А. И. Описание церквей города Тобольска. Тобольск, 1852.

20.              URL://http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/blag/php/place.php?id=tob&id1=2&id2=2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle