Библиографическое описание:

Скрипкарь М. В., Шамшурин Д. А. Мечты о земном рае в Доимперском Китае // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 700-703.

В настоящее время «китайская мечта» как самая главная мечта каждого китайца и китайского народа в целом, по мнению правительства КНР, продолжает набирать свою популярность. Она включает в себя несколько целей, одна из которых построение «среднезажиточного общества», где каждый сможет самореализоваться и жить в гармонии и справедливости [1]. Это желание одно из самых древних в истории не только китайского народа, но и всего человечества. Несколько тысяч лет назад оно нашло воплощение в поисках земного рая [2].

Мечты о рае на земле, учитывая количество посвященных им романов, песен, кинофильмов и т. д., можно причислить к одним из наиболее распространенных среди различных индивидов, социальных групп и целых народностей. С древних времен человечество порождало мифы о далеких краях, сулящих безбрежное счастье, бездонные богатства, вечную молодость и бессмертие.

В Доимперском Китае то, что мы можем назвать «земным раем» было воплощено в землях бессмертных и подробно описано в даосской антологии XI в. до н. э. «Семь грамот из облачного хранилища» («Юньцзи ци цянь»).

Согласно «Семи грамотам из облачного хранилища», рай на земле можно найти в «пещерных небесах» или «дун-тянь» (насчитывалось 36 штук) или в «счастливых землях» или «фу ди» (насчитывалось 72 земли) [3]. Пещеры выступали в роли транзитного коридора между земным миром и миром бессмертных, в котором время текло значительно быстрее, чем в первом.

«Счастливые земли» же являлись земными территориями, местоположение которых было известно. Так, одна из таких земель находилась у горы Цзиньшань в уезде Цзюйжун (провинция Цзянсу). Здесь также проживали бессмертные, которые управляли близлежащими территориями.

В антологии также описывается девятый континент — Фэнлиньчжоу или «Остров фениксов и единорогов». Фэнлиньчжоу расположен в Западном океане и имеет протяженность более 1600 км. Добраться до острова невозможно, т. к. на пути к нему тонет абсолютно все, включая лебединый пух [3].

Помимо множества фениксов и единорогов, наряду с драконами и черепахами считавшихся одними из четырех священных животных Китая, на острове проживали бессмертные, которые из клювов фениксов и рогов единорогов изготавливали клей, склеивающий любые вещи [3].

Однако наибольшую популярность получили острова бессмертных Дайсюй, Юаньцзяо, Фанчжан, Инчжоу и Пэнлай, описанные в трактатах «Ле-цзы» (назван по имени автора учителя Ле, IV в. до н. э.) и «Записках о десяти сушах посередь морей» («Хайнэйшичжоуцзи», IV-V вв.)

Согласно трактату, каждый из перечисленных островов представляет собой плавающую гору в бездне Гуйсюй («вход в пустоту», безграничный водоем, куда, согласно китайской мифологии, стекаются все воды земли и Млечного пути. Считалось, что Гуйсюй находится предположительно в Восточном море).

Рис. 1. Остров Пэнлай (Рудова М. Л. «Китайская народная картинка»)

 

Острова практически ничем не отличались друг от друга: они были довольно обширными (около 15000 км. в окружности), в домах из золота, яшмы и нефрита проживали бессмертные мудрецы, обладающие даром левитации, деревья плодоносили драгоценными камнями, звери и птицы были из белого шелка. Острова находились на одинаковом расстоянии друг от друга — 35000 км.

В трактате приводится следующая легенда: «острова носило по волнам, и это причиняло бессмертным беспокойство. Тогда бессмертные обратились с жалобой к Шан-ди. Тот послал в море 15 гигантских черепах (ао), чтобы они держали горы на головах. Великан Лун-бо поймал на крючок шесть черепах, в результате чего две горы — Юаньцзяо и Дайсюй унесло в северный океан, где они, предположительно, затонули, остались Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу» [4].

Поэтому в более позднем произведении «Ши цзи» («Исторические записки» древнекитайского историка Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) упоминаются только три последних острова Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу.

В «Записках о десяти сушах посередь морей содержится подробное описание острова Инчжоу. В частности, отмечено, что на острове произрастает особая трава и из нефритовой скалы течет источник воды со вкусом вина, испробовав которые любой обретает бессмертие.

На острове Фанчжан жил Властитель судеб трех небес. Все бессмертные, желающие подняться на небеса, вначале прибывают на этот остров, чтобы получить реестр жизни от этого повелителя [3].

Из трех островов наибольшую известность получил Пэнлай. Пэнлай именуется также Пэнлайшань (шань — «гора»), чему в значительной мере поспособствовал самый известный китайский император Цинь Шихуанди

Предположительно в 219 г. до н. э. после очередного покушения на свою жизнь (слепой музыкант пытался убить Шихуанди арфой) императором овладела идея поиска бессмертия. С этой целью он совершил восхождение на священную гору Тайшань и обратился к Небу с просьбой даровать бессмертие.

С этой же просьбой император обратился и к многочисленным колдунам и предсказателям. Один из них поведал императору тайну: далеко на востоке есть остров Пэнлай, где проживают величайшие ученые мира — изобретатели эликсира бессмертия. За хорошую мзду они могут продать рецепт, но для этого нужно отправить к ним посольство из невинных юношей и девушек с несметными дарами с предсказателем-советчиком во главе. Шихуанди послушался совета и соорудил соответствующую экспедицию. Корабли отправились в далекое плавание и так и не вернулись. Существует мнение, что предсказатель обманул императора, завладел богатством и основал поселение где-то в Японии. Император, так и не дождавшись вестей, спустя 9 лет решил сам отправиться на поиски Пэнлая и умер в пути.

Помимо императорской экспедиции острова пытались найти многочисленные богатые вельможи и простолюдины, но доподлинных сведений, что кто-либо из них добрался до цели, нет. Так, Сыма Цянь упоминает об экспедициях правителей Вэй-вана, Сюань-вана и Чжан-вана (IV век до н. э.), в «Частной биографии ханьского У-ди» составленной Бань Гу описывается поездка У-ди к владычице Запада Сиванму за эликсиром бессмертия. Существует легенда, что У-ди все же получил свой эликсир, и похвастался им перед сановником Дунфан Шо, который попросил попробовать напиток и выпил все без остатка. Став бессмертным Дунфан Шо отправился на острова бессмертных (предположительно его путешествие изображено на рисунке неизвестного художника «Гора счастья, море долголетия». Рис.2)

Рис. 2. Неизвестный художник «Гора счастья, море долголетия»

 

Существовало поверье, что острова бессмертных издалека напоминают тучи, а когда люди приближаются к ним, то уходят под воду. В «Ши Цзи» отмечается, что «когда посланные подходили к ним ближе, на них тут же обрушивалась беда, суда подхватывались ветром и отгонялись» [5]. Аналогичная легенда встречается и у народов Киевской Руси. Она посвящена граду Китежу, который скрыт под водой, а путь к нему может найти только чистый сердцем человек. Предание о невидимом граде возникло на Руси после опустошительного татаро-монгольского нашествия. Существует мнение, что воины-завоеватели принесли на Русь широко известную им легенду о китайском рае на земле.

Впоследствии обиталище бессмертных искали и на западе. Китайские алхимики пытались изготовить снадобье, дарующее бессмертие. К ним обращались богатые чиновники и правители. Так, в 1222 г. к даосскому монаху Чан Чуню за эликсиром бессмертия обращался Чингисхан.

Центральное место в мечте жителей Доимперского Китая о рае на земле занимает идея бессмертия. Появление и развитие данной идеи непосредственно связаны с популярностью даосизма, которая особенно возросла в III–II в. до н. э., и в начале нового тысячелетия. Так, с 100 г. одного из основоположников даосизма Лао-цзы начинают почитать как божество.

В рамках даосизма распространение получила теория о том, что «тело — это единственно возможная оболочка, без которой души не могут существовать. После смерти физического тела души рассеивались в пространстве и никакого способа собрать их воедино не было. Души объединяло тело и только тело, и собственно личность без него погибала. Значит, рассуждали даосы, тело необходимо увековечить» [6].

В целом, достигнуть бессмертия можно было двумя способами:

1)      следовать Пути, что значило освободиться от вех привязанностей и страстей, отрешиться от мира, пребывать в покое, достигнуть сосредоточенности духа;

2)      попасть на остров бессмертных, где можно испить эликсира бессмертия.

Второй вариант особенно нравился тем, кто не справлялся в процессе следования Пути, находил его чересчур сложным и долгим, либо разочаровывался в нем и своих силах.

В настоящее время уже мало кто верит в существование островов бессмертных, однако сама идея бессмертия не утратила своей актуальности. Она нашла свое воплощение в пожеланиях долголетия, которые являются традиционными при проведении различных обрядов и торжеств, в амулетах и талисманах, которые являются неотъемлемой частью быта практически каждого жителя Поднебесной. Стремление прожить как можно более долгую жизнь свойственно «китайскому национальному характеру», в определенной мере больше, чем прочим, особенно, европейским народам и пронизывает практически все сферы общественной жизни, находя свое отражение не только в культуре, но и в идеологии и политике.

 

Литература:

 

1.         Скрипкарь М. В. «Китайская мечта» как национальная особенность в процессе бренд-билдинга приграничных территорий Северо-Востока КНР//Молодой ученый. 2013. № 7. С. 362–365.

2.         Скрипкарь М. В. Общественные мечты: от «золотого века» к «стране изобилия»//Социосфера. 2013. № 1. С. 128–130.

3.         Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/torchinov_dao/torchinov_dao1–8.htm (дата обращения 12.06.2015)

4.         Пэнлай [Электронный ресурс] Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_myth/Pjenla-2914.html (дата обращения 22.06.2015)

5.         Сыма Цянь. Исторические записки. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_IV/frametext28_1.htm (дата обращения 20.06.2015)

6.         Корсун А. Н., Лавриненко Н. Е. Лики Поднебесной. М.: Фолио, 2010. — 175 с.



[1] Работа подготовлена в рамках научного исследования, поддержанного Советом по грантам Президента РФ МК-3445.2015.6

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle