Библиографическое описание:

Максимова Н. Ю., Кузнецова Т. И. Современные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социально-гуманитарного профиля // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 498-500.

В статье авторами рассматривается влияние социально-экономических процессов, происходящих в стране, на профессиональную подготовку специалистов социально-гуманитарного профиля (социальных работников, педагогов-психологов).

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенчество, высшее профессиональное образование.

The author examines the impact of social and economic processes taking place in the country for training of specialists in the humanities and social (social workers, educational psychologists).

Keywords: vocational training, students, higher vocational education.

 

Социальные, экономические и политические перемены, происходящие в современной России, обусловливают необходимость осмысления важности социальной политики страны, направленной на обеспечение конституционных гарантов для всех граждан. В условиях, когда высокие темпы инфляции, рост безработицы, снижение уровня доходов населения и другие трудности экономического и социального характера влияют на уровень жизни населения страны напрямую, ведущим фактором, определяющим обеспеченность людей минимальными гарантиями, является именно социальная политика в области поддержки малоимущих и социально незащищенных граждан. Особенно важно это для той категории людей, для которых малейшие изменения в порядке оказания государственной помощи могут оказаться «болезненными», а также для тех, чья профессиональная деятельность тесно связана с оказанием социальных услуг населению, в частности, специалисты по социальной работе.

В связи с этим возникает реальная необходимость в подготовке специалистов, которые будут способны смягчать данные процессы изменения социальной среды, адаптировать, социализировать, интегрировать людей в меняющееся общество. Эти специалисты должны иметь ряд специфических знаний, умений и навыков, которые позволят им вычленять индивидов или группы лиц, нуждающихся в оказании поддержки в трудной жизненной ситуации и способных оказать реальную помощь в преодолении жизненных кризисов, помочь людям получить минимальные социальные гарантии [4].

Практика успешно развивающихся стран свидетельствует о том, что эффективность реализации социальной политики обусловлена профессиональной компетентностью специалистов, которые обеспечат полноценный и открытый диалог между государством и обществом, будут способны «смягчать изменения социальной среды, адаптировать, социализировать, интегрировать людей в меняющееся общество» [3]. В данной проблеме выходом может служить осуществление подготовки специалистов социальной сферы, в частности социальных работников. Качественное образование является одним из важнейших условий развития не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Рассмотрение профессионального становления специалистов социально-гуманитарного профиля в вузе является одной из современных тенденцией развития профессиональной подготовки работников социальной сферы. Более того, система образования, как правило, реагирует на социально-экономические изменения в стране, как содержательно (изучение нормативно-правового обеспечения деятельности конкретных учреждений в работе с определенными категориями населения), так и организационно (технологии и ориентация на спрос и ожидания рынка труда). Вуз в данной ситуации, становится «не просто ретранслятором определённой системы знаний по какому-либо профилю обучения, стремящимся развивать интеллектуальную составляющую личности обучающегося, но и развивать личностные компетенции студента» [2, с. 646], содействуя его успешной социализации и интеграции в профессиональное сообщество.

Изучение современных трансформаций в социальной сфере является важным аспектом профессиональной подготовки студентов в период обучения в вузе. Это обеспечивается, как минимум, в ходе изучения такой дисциплины, как «Социальная политика», целью которой является освоение умений давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе, а также овладение методами социологического анализа социальных явлений и процессов. При этом важно понимать, насколько, будущие специалисты социальной сферы осознают значимость социальной политики в своей предстоящей профессиональной деятельности.

В частности, результаты проведенного среди студентов 1–4 курсов социально-гуманитарного профиля подготовки (выборка 90 человек; направление «Социальная работа», специальность «Педагогика и психология девиантного поведения») опроса показали следующее. Активно интересуются происходящими в социальной политике Российской Федерации изменениями 19 % участников опроса, 64 % делают это иногда, от случая к случаю, или в связи с бурно обсуждаемыми событиями. 17 % не проявляют интереса и внимания к событиям и изменениям в социально-политической жизни страны. Результаты отражают наличие заинтересованности в происходящих событиях в стране лишь у небольшой части опрашиваемых, которые регулярно отслеживают политическую, экономическую и социальную ситуацию, что определяет их социальную активность.

Главным источником получения информации в области социальной политики страны для студенческой молодежи является: телевидение — 44 %, Интернет — 32 %, газеты — 12 %, преподаватели — 12 %, что свидетельствует о реальной возможности получать и изучать социально-политическую информацию. Тем более, что эта информация 44 % участников необходима «для понимания социальной ситуации в стране», 32,8 % «чтобы знать, чего ждать от государства», 23,2 % «в связи с профессиональной необходимостью». Это свидетельствует о том, что интерес к информации о текущей политической и экономической ситуации в стране обусловлен желанием ощущать себя в безопасности за счет готовности к событиям.

Определяя, насколько студенты информированы о нововведениях в области социальной политики на 2015 г., мы выяснили, что считают себя достаточно информированными — 18 %, недостаточно информированными — 65 % и ничего не знают о социальной политике — 17 %. Данные подтверждаются и стремлением получать информацию о текущих изменениях в сфере социальной политики. Ответили «да» на соответствующий вопрос 80 % студентов, «нет» — 20 %. При этом важен тот факт, что не проявили интереса к политике государства в большей степени студенты 1 курсов, что может быть обусловлено отсутствием практического опыта в деятельности с нормативно-правовой документацией и непосредственно с населением по вопросам социальной защиты прав граждан. Примечательно, что большинство опрошенных студентов считают себя мало информированными по вопросам социальной политики, хотя у них есть желание и возможности для получения новостей подобного характера. Более того, согласно принципу прозрачности бюджетного процесса, использование средств массовой информации является обязательным для донесения до общественности всех общегосударственных финансовых вопросов и решений [1].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тенденцией развития профессиональной подготовки специалистов социальной сферы является ориентирование на использование социально-профессионального потенциала будущих специалистов. Потенциал студенческой молодежи заключается не только в способности и готовности реализовывать социальные гарантии и права клиентов социальных служб, но и внедрять инновационные методы работы с незащищёнными категориями. Важно способствовать развитию молодёжной инициативы в отношении социальной политики государства через мотивированное стимулирование интереса к данной области научного и практического знания.

Таким образом, для реализации конституционных социальных и экономических прав граждан Российской Федерации через социальную политику необходимо создавать определённые условия в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы, способствующие глубокому осмыслению обозначенных процессов. К данным условиям можно отнести: просвещение студентов социально-гуманитарного профиля по вопросам особенностей современного обеспечения и защите прав населения через активное включение в научно-исследовательскую деятельность; привлечение социальных партнёров (специалистов социальных служб, администрации) для осуществления экспертной оценки происходящих событий в социальной сфере.

 

Литература:

 

1.                  Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998. N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). Статья 36. Принцип прозрачности (открытости) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru © КонсультантПлюс, 1992–2014.

2.                  Кузнецова Т. И. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 646–648.

3.                  Кузнецова Т. И. Тенденции развития профессионального образования в сфере социальной работы // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. — 2014. — № 12 (16) — С. 63.

4.                  Щелина Т. Т., Кузнецова Т. И., Максимова Н. Ю. Производственная практика как условие профессионального становления студентов социально-гуманитарного профиля//Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12–4 (40). — С. 60–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle