Библиографическое описание:

Абдулахадова Ш. Р. Самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 427-429.

В ходе подготовки к практическому занятию студент должен понять, осознать литературоведческий процесс анализа как необходимый теоретику — филологу, педагогу — словеснику; научится оперировать понятиями, категориями литературоведческих дисциплин, применять способы, приёмы, методы научного исследования и анализа, интерпретации художественного произведения, приучая себя постоянному пересмотру и совершенствованию литературоведческого анализа, выработке собственных убеждений.

Студент, готовясь практическому занятию, самостоятельно ознакомится с творчеством писателя (поэта, драматурга), составляет биографию его творчества, ознакомится с художественным произведением распределённое на самостоятельное обучение, сопоставить с другими прочитанными им произведениями этого автора и произведениями других авторов.

По ходу работы студент должен:

-                   на основе полученных литературоведческих знаний осуществляет системный анализ произведения;

-                   ознакомиться с изданными исследованиями ведущих литературоведов;

Полученные теоретические знания на лекционных занятиях пригодятся при работе над текстом. Представленные в заданиях самостоятельных работах вопросы составляют актуальные темы литературоведения и позволяют проверить умение и навыки студента по анализу художественного произведения, в пользовании теоретическими исследованиями, учебниками, словарями литературоведческих терминов, учебными пособиями, дополнительной литературой.

Выполнение самостоятельных работ помогает студенту в дальнейшем, подготовится написанию курсовых и дипломных работ, благодаря осуществлению самостоятельного обучения у студентов вырабатываются навыки научного анализа, понимание художественной эстетики автора.

В задании самостоятельной работы так же предлагается составление тестовых заданий, на основе которых создаётся база вопросов в компьютере.

Практические занятия имеют цель закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов литературоведческие понятия и основные методы литературоведческого анализа и истолкования. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда смежных предметов, прежде всего лингвистики, философии, психологии, что способствует интеграции знаний о художественном творчестве.

Основным методом при проведении практических занятий становится:

1.      Составление рассказа творческой биографии писателя (поэта, драматурга, литературоведа, критика);

2.      Составление библиографии творчества;

3.      Составление антологии литературы определённого периода развития;

4.      Выявление жанровых разнообразий литературного процесса;

5.      Работа над терминологией;

6.      Интерпретация художественного текста, включающая в себя раскрытие темы и идеи произведения, построение сюжета и композиции, анализ образной системы, определение функции пейзажа, определение авторской позиции, художественную стилистику и т. д.;

7.      Моделирование обобщающих выводов;

8.      Поиск нужной информации;

9.      Самостоятельное пополнение знаний.

Как мы выше упомянули, эти методы используются на практических занятиях. Два последних метода свидетельствуют о том, что на занятии будут использованы поисковые методы, будет проведено небольшое исследование. Студенты работают с научными текстами, справочной и историка — педагогической литературой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное решение, а также составлять программу дальнейшего исследования.

Для преподавателя важно демонстрировать образцы литературоведческих исследований, критических статей, оптимальные способы решения теоретических и практических задач.

На практических занятиях студенты знакомятся с новыми литературоведческими понятиями, теоретическими разработками, работают с ними, используют их при анализе художественного произведения, а также анализируют литературный процесс, используя педагогические технологии.

На практических занятиях используются в основном частично поисковые и исследовательские уровни проблемности. Студенты работают в микрогруппах самостоятельно.

Формы проведения практических занятий различны: от ознакомления биографии до сопоставительных исследований теоретических работ, критических статей и выполнения творческих работ.

Практические работы проходят и в форме анализа проблемы художественного произведения (Например: определить тему и идею произведения, раскрыть сюжет и композицию, работать над образами, изучать стилистику произведения).

Актуальные проблемы современного литературоведческого образования в контексте исторических знаний (Например: труды В.Белинского, М.Бахтина, В.Виноградова, А.Есина др.), могут стать материалом для введения в современную научную дискуссию и предоставить возможность для обогащений знаний, поиска нового в уже известном, применять эти знания в анализе произведения. Они также помогают при изучении студентом методики системного анализа.

Тематика практических занятий по литературоведческим дисциплинам составляется с учётом изученных теоретических тем на лекционных занятиях. Например: по теме «Сюжет и композиция художественного произведения» проведена теоретическая лекция и на самостоятельное обучение дано задание прочитать и анализировать рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Студенты также получают вопросы и задания для самостоятельной работы.

Приведём примерное составление вопросов и заданий для самостоятельного изучения и анализа рассказа «После бала» Л. Н. Толстого.

Основные задания для самостоятельной работы над текстом рассказа «После бала» Л. Н. Толстого:

1.       Расскажите об истории создания рассказа «После бала», опираясь на дневниковые записи Л.Толстого.

2.       Как построен сюжет рассказа, компоненты сюжета и их раскрытие в рассказе.

3.       Определите идейно-тематическое содержание рассказа.

Основные вопросы по анализу рассказа «После бала» Л. Н. Толстого:

1.         Как идейно-тематическое содержание произведения нашло выражение в его заглавии? Сопоставьте варианты заглавий: «Дочь и отец», «Рассказ о бале», «Сквозь строй», «А вы говорите», «После бала». Предположительно назовите причины, по которым были отвергнуты первые варианты и отдано предпочтение окончательно. Объясните значение грамматической формы существительного в заглавии (не именительный падеж, как бывает обычно, а родительный с предлогом) для выявления связи между двумя основными эпизодами. Значительность, какого эпизода подчеркнута заглавием?

2.         Как реализуется стремление Ивана Васильевича доказать, что «все дело в случае», рассказом об одном событии, переменившем всю его жизнь? Рассказ-воспоминание Ивана Васильевича возникает «после разговора... о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Эта точка зрения только названа («изменить условия») — изложению точки зрения Ивана Васильевича («все дело в случае») посвящен весь рассказ. К какому же выводу приводит читателя Л. Н. Толстой?

3.         Какими средствами достигает писатель эмоционального противопоставления двух эпизодов и двух тем: любви — добра и зла. Прокомментируйте два фрагмента текста: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью». (Как это состояние рассказчика определяет эмоциональный характер повествования?)

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища» (художественная достоверность в изображении эмоциональной реакции на противоестественность происходящего). Как контрастность двух тем раскрывает активность позиции писателя в утверждении гуманистических идеалов?

4.                  Почему Л.Толстой в рассказе «После бала» строит картины и в целом повествование по принципу контраста? Какую идейно-художественную функцию контраст несет в произведении? Как контрастный принцип построения связан с замыслом рассказа, с его внутренним пафосом?

Изучение своеобразия композиции рассказа «После бала» Л. Н. Толстого.

1.         Какова роль художественного приема «рассказ в рассказе»? Что дает диалогическое «обрамление» рассказа Ивана Васильевича? Существенно ли, что авторская характеристика Ивана Васильевича предваряет его рассказ? Как эту характеристику уточняют реплики участников беседы?

2.         Что дает для раскрытия темы рассказа эпилог (упоминание о том, как сложилась дальнейшая жизнь Ивана Васильевича)? Каким образом в эпилоге разговор возвращается к «теме любви»? Как фраза «Любовь с этого дня пошла на убыль» раскрывает взаимозависимость событий, происшедших на балу и после бала?

3.         На конкретных примерах раскройте основной композиционный прием в рассказе — антитезу (противопоставление).

а) Контрастность событий раскройте противопоставлением изображенных фактов (сцена бала — сцена наказания солдата).

б) Проследите контрастность языковых средств в описании этих событий, сделав в рабочих тетрадях «параллельные» записи:

сцена бала     сцена наказания

музыка (какая?);

цветовая гамма (освещение, одежда участников событий);

настроение, чувства рассказчика (например: счастье, восторг, умиление и ужас, тоска).

в) Аргументируйте контрастность группировки действующих лиц в двух основных эпизодах: кто в центре внимания в первом эпизоде, во втором; каково отношение рассказчика к полковнику — действующему лицу и первого, и второго эпизодов?

4.         Сделайте вывод, с какой целью Л. Н. Толстой использует прием антитезы? Какова идейно-художественная нагрузка антитезы: а) в характеристике образов-персонажей (Иван Васильевич, полковник); б) в эмоциональном воздействии рассказа на читателя; в) в раскрытии идейно-тематического содержания рассказа?

5.         В чем заключается в первой части рассказа ведущая музыкальная тема — тема мазурки, а во второй части — свист флейты и барабанная дробь?

После чтения рассказа студенты самостоятельно ознакомятся с исследованиями литературоведов и, опираясь на литературоведческие понятия, напишут развернутый анализ рассказа «После бала».

Развёрнутый анализ рассказа выполняется студентом в тетради для самостоятельных работ.

 

Литература:

 

1.         Есин А. В. Принципы и приёмы анализа литературногопроизведения. М., 1998.

2.         Маймин Е. А., Слинина Э. В.. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.

3.         Пардаева З. Д. Организация самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации. Т., 2007

4.         Соколов М. Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир, 2002.

5.         Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения. Ростов Н/Д., 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle