Библиографическое описание:

Селиванов И. Ю. Педагогические основания развития современных интерактивных технологий обучения // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 517-521.

С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия учителей и учащихся, к ним можно отнести: пассивные методы обучения, активные методы обучения, а также интерактивные методы обучения.

Методы первой группы — пассивные, возникли вместе с рождением педагогики примерно в V в. до н. э. За многие столетия их технологическая структура не претерпела существенных изменений [1].

Известно, что первые древнегреческие философы и педагоги, среди которых можно особенно выделить Платона, Аристотеля, Архимеда, Демокрита широко применяли означенные методы обучения на практике. Об этом свидетельствует множество источников, сохранившихся и дошедших до нашего времени. Так, например, учитель Александра Македонского Аристотель, проводил групповые занятия в классах и на природе, развивая у своих учеников пространственное воображение и творческие способности [2].

Известно, что впоследствии Александр Македонский неоднократно упоминал о роли своего наставника в его будущей судьбе и свершениях. Один из сподвижников Александра, Птолемей неоднократно упоминал, что Аристотель вложил в них любознательность, прилежание, вдохновил их на поиски новых смыслов и идей, а также привил любовь к путешествиям и страсть к новым открытиям [3].

Можно предположить, что вложенный Аристотелем в своих воспитанников творческий потенциал в итоге привел их в Древнюю Индию, которая в ту пору считалась неисследованной страной и многими современниками Александра характеризовалась не иначе, как край света.

Птолемей неоднократно упоминал, что Александром Македонским в его бессмертном походе в среднюю Азию двигало отнюдь не желание завоевать эти земли, а исследовать, открыть миру новые горизонты, дойти до края земли [4]. Именно идеи Аристотеля, заложенные в Александра с детства, наряду с его любовью к древнегреческим мифам и подвигам их героев, вдохновили Александра совершить этот отважный поход.

Пассивные методы обучения широко применялись и в более поздние периоды истории. Нельзя не отметить философов и педагогов нового времени Гельвеция, Гоббса, Локка, Руссо и Гегеля. Они внесли огромный вклад в развитие социально-педагогических идей, открыли человечеству поиск новых смыслов, стремление к открытию новых горизонтов, целостному переосмыслению мира.

Пассивные методы обучения, впервые были выделены в социальной педагогике и рассмотрены отдельно в рамках процесса обучения именно в этот период.

Социально-педагогические идеи присутствовали в системах духовной и материалистической философии. Наряду с развитием этих идей, менялись взгляды на процесс обучения, что подталкивало его к эволюционному изменению.

Постепенно сформировался общественный запрос на модернизацию системы образования, перехода на новые принципы и методы обучения. Этот процесс вошел в активную фазу к середине XIX в., к этому времени наблюдался значительный прогресс в развитии многих наук, имеющих отношение к различным процессам в жизни общества.

Достаточно сильное влияние на общественный запрос произвели те процессы, которые происходили в то время в Европе, с этим было связано стремительное развитие капитализма, усиление экономических связей между странами что привело, в конечном счете, к активной миграции населения [5].

В итоге, перемены, отразившиеся на социально-педагогических процессах, оказали влияние на его инструментарий, что привело к эволюции пассивных методов обучения. Однако начавшиеся в этот период изменения завершились только к середине ХХ столетия.

Пассивные методы обучения считаются традиционными методами обучения и самыми консервативными из них. Главным модератором процесса обучения является учитель, который инициирует этот процесс с помощью взаимодействия с аудиторией посредством различных технических возможностей.

До появления современных информационных технологий, главными техническими средствами педагога были его ораторские способности: красноречие, тембр голоса, умение делать паузы в процессе выступления, грамотно преподносить аудитории учебный материал и многое другое.

Система образования, выстроенная на основе применения пассивных методов обучения, зарекомендовала себя на протяжении всей истории человечества, о чем мы упоминали ранее, и используется в качестве таковой с незапамятных времен.

Главным преимуществом ее являлась возможность преподнесения аудитории большого количества материала за ограниченный срок (временные рамки урока) с помощью чтения лекций.

Главным ее недостатком была, и остается в наше время, пассивность аудитории. Именно от этого состояния и произошло название методов обучения, став нарицательным. Оно характеризует собой пассивность, инертность, статичность аудитории, которая в первую очередь обусловливается субъектно-объектным взаимодействием педагога и аудитории. При взаимоотношениях такого рода аудитория, которая в данном случае считается объектом, переносится на периферию, становится безликой, чем, в конечном счете, и объясняется ее пассивность.

С развитием педагогики и проникновением в систему образования информационных технологий изменилось отношение к системе обучения и использованию пассивных методов в ее структуре. Таким образом, во второй половине ХХ в., появились активные методы обучения, а за ними интерактивные методы обучения, на которых мы остановимся более подробно.

Главной отличительной особенностью активных методов обучения от пассивных стала передача лидерских функций от педагога к аудитории, притом, что педагог сохранял за собой роль модератора урока. Его главной задачей оставалась координация действий аудитории, контроль за выполнением заданий и подведение общих итогов.

Активные методы обучения, сменив пассивные методы обучения, начали стремительно развиваться, из экспериментальных лабораторий они перешли в школы, университеты, частные закрытые учебные заведения.

Наиболее значимый вклад в развитие активных методов обучения внесли в 60-е годы ХХ в., США. Этот период в жизни американского общества связан с мощнейшей социальной революцией, которой удалось не просто сотрясти основные устои американской жизни, но и ключевым образом видоизменить ее до неузнаваемости.

Активно вовлеченными в этот процесс оказались передовые научные центры: Гарвардский и Принстонский университет. Именно эти учебные заведения ранее других откликнулись на общественный вызов и начали пересматривать основные идеологические взгляды на процесс обучения в своих аудиториях [6].

Преподаватели стали предоставлять большую свободу действий учащимся, способствовать реализации их творческих идей, поощрять и мотивировать независимое мышление. Необходимо отметить, что существенную роль также сыграли расовые разногласия между различными слоями американского общества.

Противостояние «белых» и «черных», угнетение индейцев в резервациях, все это вызывало бурю общественного недовольства перерастающую в массовые протесты, погромы и провокации. Массовое студенческое движение поддержали хиппи, которые проповедовали идеи и философию отличную от принятой тогдашним американским обществом [7].

Все вышеозначенные процессы привели к кардинальным изменениям системы образования, многие положения легли в основу концепции мультикультурализма, которая благодаря активной деятельности США, распространилась по всему миру. Многие идеи, выработанные американским обществом в 1960-е годы, актуальны и в наше время.

Стоит отметить, что активные методы обучения в рамках групповых, коллективных занятий широко применяются не только в сфере образования, но и центрах реабилитации. Так, например, опыт реабилитации ветеранов вьетнамской войны примененный впервые под эгидой руководства министерства обороны США, используется сегодня во многих цивилизованных странах. Или всемирно известная система реабилитации алкоголиков и наркоманов известная как (Anonym Alcoholics, сокращено АА) в пер. с англ. Анонимные алкоголики, оказывает помощь зависимым людям во многих странах мира [8].

В основу групповых занятий общества анонимных алкоголиков также легли активные методы обучения. Главным преимуществом активных методов обучения над пассивными, как раньше, так и сейчас, считается вовлеченность аудитории в процесс обучения, это достигается за счет мотивации отдельных лидеров или групп и включении их в активную учебную деятельность, благодаря чему процесс обучения проходит намного продуктивнее. Прежде всего, это обусловливается тем, что сами обучающиеся заинтересованы, заинтригованы, мотивированы и т. п. Также, применение активных методов обучения позволило значительно расширить арсенал технических средств, применяемых в педагогическом процессе.

Стоит отметить, что изначально в учебных заведениях стали использовать аудио и видеоаппаратуру: магнитофоны, проекторы, телевизоры и пр., а позже и компьютеры, благодаря которым произошла техническая революция, затронувшая не только педагогику, но и все значимые социальные сферы.

Первый компьютер, вернее первую механическую вычислительную машину изобрел Ч. Бэббидж в 1822 году [9]. Этому техническому прорыву предшествовало несколько значимых исторических этапов.

Рассмотрим наиболее важные из них:

Первый этап относится к периоду античности, его можно условно датировать 3000 лет до н. э., в это время в Древнем Вавилоне появились первые счеты — абак.

Значительно позже, примерно 500 лет до н. э. в Древнем Китае появился усовершенствованный абак на соломинках с косточками — суаньпань [10].

Примерно в 87 г. до н. э. — в Древней Греции, был изобретен «антикитерский механизм» — это устройство на основе зубчатых передач являлось астрономическим вычислителем [11].

Второй этап — Эпоха возрождения. В 1642 г. Б. Паскаль представил миру первую «Паскалину», реально осуществленное и получившее известность механическое, вычислительное устройство [12]. С его помощью можно было суммировать и вычитать пятиразрядные, десятичные числа и многое др.

В 1673 г. немецкий философ Г. Лейбниц создал механический калькулятор, который производил множество операций: умножение, сложение, вычитание и деление. Позже в 1786 г. немецкий инженер и военный технолог И. Мюллер усовершенствовал механический калькулятор Лейбница и создал на его основе специализированный калькулятор для табулирования логарифмов, вычисляемых методом разности [13].

Третий этап — XX в. В 1912 г. была создана первая машина для интегрирования дифференциальных уравнений по проекту русского инженера А. Н. Крылова. Далее, подобные системы активно совершенствовались в период Второй мировой войны с 1939 по 1945 г.г. В последствие развитие компьютеров усилилось в послевоенный период на рубеже 1960-х годов в СССР и США [14].

Первый полет Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. ознаменовал эру освоения космического пространства. Это событие дало мощный толчок в развитии науки и техники и предопределило гегемонию будущих компьютерных технологий и информационных систем.

Стоит отметить технологическую эволюцию и высокоскоростные темпы развития компьютерной техники в этот период и последующий за ним. Отметим, что бортовой компьютер, установленный на космическом корабле Аполлон 11, который совершил первый полет и высадку Н. Армстронга на Луну внес значительный вклад в миниатюризацию вычислительной техники.

На рубеже 1970–1980-х г. г. компьютеры приобрели современные очертания, знакомые большинству пользователей. Образ современного компьютера с монитором, мышью и клавиатурой известен миллионам граждан по всему миру, а технологические новинки типа смартфонов, планшетов и пр. гаджетов продолжают завоевывать их симпатии.

С появлением компьютеров и применением их в процессе обучения связано множество противоречий. Наиболее яркое из них касается эволюции активных методов обучения и их трансформации в интерактивные методы обучения.

До настоящего времени, современны исследователи не могут однозначно ответить на вопрос — являются ли интерактивные методы наиболее прогрессивной разновидностью активных методов обучения, или они относятся к самостоятельной группе методов обучения?

Этот вопрос по-прежнему остается дискуссионным. Дело в том, что современные исследователи в существующих обстоятельствах разделяют два понятия — интерактивные методы обучения и интерактивные технологии обучения. Этому обстоятельству сопутствует целый комплекс причин.

К интерактивным методам относятся тематические задания, групповые задания, тесты, ролевые игры, а, кроме того, все то, что не подразумевает обязательного использования компьютера. Интерактивные же технологии как раз подразумевают обратное. В связи с чем, интерактивные технологии обучения часто путают с компьютерными технологиями обучения, что, несомненно, является заблуждением и, вот почему.

Сам термин — интерактивные технологии, появился в английском языке и согласно определению, данному в оксфордском словаре, означает взаимодействие, взаимодействующие технологии с чем-либо или с кем-либо [15].

В современной информатике термин интерактивность очень часто сопутствует понятию — нахождение в режиме онлайн (в пер. с англ. «на связи») это означает, что человек или программа доступны для взаимодействия с пользователем в сети.

Интерактивные технологии обучения отличаются от компьютерных технологий обучения тем, что в процессе обучения человек взаимодействует с другими участниками этого процесса. То есть термин интерактивное обучение применим к командной, групповой работе, или же в некоторых случаях, к работе с учебной программой в режиме онлайн. В этом случае подразумевается взаимодействие человека с программой через сеть, во всех остальных случаях, когда, например, человек работает с учебной программой на своем компьютере один, это не относится к интерактивным технологиям обучения.

Со временем возникло такое понятие как интерактивный урок, его отличие от обычного урока состоит в том, что в самом процессе обучения используются интерактивные методы, а также интерактивные технологии. Например, групповые занятия в классах, где большая часть лекционного материала транслируется на интерактивный экран или доску, а также передается в виде кейсов электронной информации с помощью персональных компьютеров или гаджетов.

Многие учебные заведения активно развивают данную форму обучения. Наиболее прогрессивными странами в данном направлении считаются США, Япония и Китай. Вместо того, чтобы бороться с наличием смартфонов у школьников и студентов и устранять их из учебных классов, представители означенных держав пошли иным путем, решив еще более вовлечь данную технику в образовательный процесс.

На базе ведущих университетов означенных стран созданы специальные кафедры, где под руководством опытных педагогов студентами и аспирантами разрабатываются учебные приложения, устанавливаемые на смартфоны и др. гаджеты, вследствие чего, обучающиеся начинают активнее втягиваться в образовательный процесс. У них появляется заинтересованность и создается впечатление благоприятной обстановки, где отсутствует психологическое давление (с их мнением считаются), а также повышается мотивация к обучению, благодаря игровому подходу к самому процессу.

Подытоживая все вышеизложенное, можно отметить, что успех достигается за счет того, что преподаватели с молодежью начинают разговаривать доступным языком, располагая ее к себе знанием и умением.

Интерактивный урок сегодня считается наиболее прогрессивной формой обучения, так как он позволяет упразднить большинство ненужных функций педагога. К их числу, прежде всего, относится излишний дисциплинарный контроль и упомянутое нами ранее психологическое давление на аудиторию.

Интерактивный урок построен таким образом, что его структура исключает возможность какого-либо давления на нее. В основе организации интерактивного урока лежит принцип абсолютной самомотивации учеников. Учителю же остается только координировать их действия и заниматься решением организационных вопросов.

Благодаря такому подходу, интерактивный урок становится более качественно спланированным, чем обычный урок, в нем заранее распределен круг обсуждаемых вопросов, задач и проблем, кроме того распределены ролевые функции участников, а главное, что интерактивный урок преследует достижение конкретной цели. Иными словами, интерактивный урок всегда целенаправлен.

Одним из основных преимуществ интерактивного урока является возможность дистанционного обучения, что достигается за счет использования современных компьютерных и интерактивных технологий обучения.

Дистанционные формы обучения активно развиваются в современном мире, на сегодняшний день существует множество онлайн курсов доступных через Интернет. Формы дистанционного обучения пробуют применять и в известных вузах по всему миру. Как правило, образовательные проекты, связанные с дистанционным обучением реализуются на базе информационных порталов и сайтов в виде онлайн лекций и тематических заданий. Дистанционные обучающие игры вообще пользуются общемировой популярностью и занимают свою, весьма прочную, нишу на рынке программного обеспечения.

Стоит отметить, что их влияние стремительно растет, они пользуются большой популярностью у студентов и аспирантов ведущих мировых вузов. Поэтому не исключено, что в скором времени они будут активнее внедряться в систему вузовского и послевузовского образования.

Вместе с тем, необходимо добавить, что также интенсивно развивается рынок дистанционного программного обеспечения для различных приложений смартфонов, планшетов и других гаджетов.

Многие специалисты очень высоко оценивают перспективы развития этого рынка и его будущие результаты. Однако уже сегодня общеизвестны преимущества характерные исключительно дистанционным технологиям обучения и перспективы их развития в XXI в.

Дистанционное обучение позволяет существенно экономить время и максимально эффективно использовать учебный материал, конкретизировать контент и преобразовывать его в учебные кейсы, где основная информация представлена наиболее понятно для широкой аудитории.

Дистанционное обучение более доступно для внедрения новаций, нежели традиционное академическое обучение. На сегодняшний день дистанционное обучение все больше сводится к проведению интерактивных Интернет лекций, в результате происходит стремительное развитие интерактивных технологий обучения в сети.

Охарактеризовать современные интерактивные технологии обучения можно по ряду признаков, приведем некоторые из них.

Во-первых, интерактивные технологии обучения подразумевают использование персональных компьютеров.

Во-вторых, они подразумевают использование учебного программного обеспечения.

В-третьих, процесс обучения происходит через сеть Интернет или внутреннюю корпоративную сеть Интранет.

Исходя из вышеописанных признаков, мы можем классифицировать интерактивные технологии обучения и разделить их на две основные группы.

К первой группе можно отнести локальные интерактивные технологии обучения. Это компьютеры, учебное программное обеспечение и различные гаджеты, используемые в аудиториях, где взаимодействие между учащимися осуществляется через внутреннюю сеть Интранет.

Ко второй группе относятся внеаудиторные или дистанционные интерактивные технологии обучения, где базовые характеристики те же, что и в первой группе, с одним лишь отличием — обучение осуществляется через внешнюю сеть Интернет.

Существующие сегодня локальные и дистанционные интерактивные технологии обучения, возможно, дополнятся какой-нибудь новой группой, ведь существует много возможностей для развития интерактивных технологий обучения с помощью современных компьютерных систем. Можно отметить, что развитие интерактивных технологий обучения напрямую зависит от развития компьютерных технологий — электронно-вычислительных машин и программного обеспечения.

Современные исследования в области квантовой физики обещают нам уже в обозримом будущем создание квантовых компьютеров, что позволит в значительной степени ускорить процесс обработки и передачи информации. Такие квантовые ЭВМ будут работать гораздо быстрее нынешних компьютеров, их технические возможности будут на порядки выше.

Квантовые технологии приведут к рождению нового поколения электроники, не только квантовые компьютеры будут их детищем, но и офисная техника, гаджеты и многое другое, что будет использоваться в процессе обучения и приведет к изменению самой структуры учебного процесса.

Изменится формат лекций, процесс сдачи экзаменов, выполнение самостоятельных заданий и многое другое, также изменится система дополнительного образования, с ней изменятся курсы повышения квалификации, все это приобретет в большей степени дистанционный характер обучения.

Интерактивные технологии не просто вносят коррективы в процесс обучения, они, по сути, полностью видоизменяют его. Ранее мы упоминали о меняющейся роли педагога в рамках интерактивного урока, теперь мы видим будущие очертания грядущих событий способных изменить не только его роль в системе образования, но и саму систему образования. С внедрением в нее компьютеров, гаджетов и прочих устройств, преподаватель перестает быть основной фигурой в формате интерактивного урока, он становиться в большей степени его модератором, корректирующим отдельные этапы, направляющим события и общий сценарий к выполнению поставленной цели. Таким образом, очертания педагогики будущего, очевидно, будут носить явный технологический оттенок, однако полного отстранения педагога от обучающего процесса не произойдет, по крайней мере, до появления искусственного интеллекта.

 

Литература:

 

1.         Алексюк А. Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983.

2.         Бойназаров Ф. А. Проблемы традиции и современности: (Образ и личность Александра Македонского). — М.: Наука, 1990.

3.         Грейнджер Д. Империя Александра Македонского: Крушение великой державы. — М.: ИНФРА, 2010.

4.         Бивен Э. Династия Птолемеев. История Египта в эпоху эллинизма. — М.: Центрполиграф, 2011.

5.         Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия. — М.: Экономика, 1995.

6.         Овинников Р. С. Зигзаги внешней политики США. От Никсона до Рейгана. — М.: Политиздат, 1986.

7.         Макинерни Д. США. История одной страны. — М.: Мидгард Эксмо, 2009.

8.         Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. — К.: КГУ, 2010.

9.         Гутер Р. С. Чарльз Бэббедж (1792–1871). — М.: Знание, 1973.

10.     Перельман Я. И. Занимательная арифметика. — М.: СДРВКБ, 1951.

11.     Сурин Д. Гаджет не нашей эры // Итоги. — 2007. — № 11 (561) за 26 марта 2007.

12.     Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. — М.: МЦНМО, 2001.

13.     Храмов Ю. А. Лейбниц Готфрид Вильгельм // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983.

14.     Штрайх С. Я. Алексей Николаевич Крылов. — М.: Воениздат, 1956.

15.     Сайт Оксфордского онлайн словаря. URL: http://www.oed.com (Дата обращения: 23.06.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle