Библиографическое описание:

Трофимова К. В. Целесообразность развития творческого компонента технологической подготовки школьников // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 528-532.

Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки (передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и др.). Поэтому всегда продолжались поиски совершенствования структуры урока, его организации и проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока [8].

В настоящее время совершенствование урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоконравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.

Уроки технологии — это особые занятия и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические задачи воспитания [5].

Особенностью обучения на уроках технологии является то, что существуют два основных подхода: академический и свободный (творческий). В первом случае детей учат создавать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения творческих задач, не приобщаются к искусству, как таковому.

Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образцы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.

Для того чтобы ученик «вступил во владения» собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение, мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках [8].

Для проявления интереса к творчеству на практике использовались принципы гуманизации воспитания, толерантности, осознанности, самостоятельности и принцип личностного подхода.

Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т. е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее [5].

В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для обучения на уроках.

1.        Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.

2.        Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

3.        Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.

На уроках технологии решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для творческого развития учащихся, формируются эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало. Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления [9]. Показателями этих способностей могут служить: оригинальность, беглость, смысловая завершенность, эмоциональность.

Мной было проведено исследование в 7А, 7Б и 7В классах муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 г. Томска.

На основании анализа литературы, наблюдений за учебной деятельностью детей на уроках технологии бесед с ними были выявлены следующие параметры, которые могут выступать в качестве критериев развития творческого компонента, это: оригинальность, гибкость, быстрота мышления, законченность, эмоциональность [10].

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческого компонента учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Оригинальность

способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников

Задание «Незавершенные фигуры», тест креативности Торренса

Гибкость

способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания

Задание «Повторяющиеся фигуры», тест креативности Торренса

Быстрота (продуктивность)

способность высказывать максимальное количество идей, быстрота, скорость генерирования идей, их количество.

Задание «Повторяющиеся фигуры», тест креативности Торренса

Законченность

способность совершенствовать или придавать законченный вид " продукту» своей деятельности

Задание «Повторяющиеся фигуры», тест креативности Торренса

Эмоциональность

 

Наблюдение

 

Для исследования уровня развития оригинальности детей я использовала следующую диагностику. Детям предлагалось задание «Незавершенные фигуры», где на листке было предложено 10 фигур. На выполнение этого задания отводилось 10 минут. Учащиеся должны были преобразовать каждую фигуру в законченный образ, т. к. незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом [10]. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

В течение проведения этой диагностики наблюдалась растерянность у некоторых детей, чувство удивления. Многие рисовали образы с удовольствием, заинтересованностью, были увлечены заданием. Эти дети пытались дать интересные, оригинальные решения. Самые оригинальные преобразования наблюдались у детей, которые любят рисовать и придумывать при этом свои рисунки, а не срисовывать у других, кроме этого именно эти дети в большинстве случаев довольны готовым результатом своей трудовой деятельности. Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 1).

Таким образом, видно, что уровень оригинальности в этих классах ниже среднего. В основной же массе, дети показали средний уровень оригинальности и это были несложные геометрические фигуры.

Рис. 1. Гистограмма уровня развития оригинальности у школьников

 

Для исследования гибкости творческого мышления учащихся мной был выбран тест Е. П. Торренса — «Повторяющиеся фигуры». В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося образа, графического контура.

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по 8 штук в каждом ряду), изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги. На выполнение задания определённое время (20 мин.) [11]. Главный показатель гибкости творческого мышления — количество идей воспроизводимых ребенком, т. к. испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи.

С помощью этого теста я выяснила такие показатели уровня развития школьников, как быстрота (продуктивность), гибкость, а также завершенность мышления у учеников. Результаты тестирования представлены в следующей диаграмме (рис. 2).

Рис. 2. Гистограмма уровней развития гибкости, быстроты и завершенности у школьников

 

Таким образом, видно, что около 25 % учащихся показали высокий уровень развития гибкости, быстроты и завершенности мышления. Эти учащиеся обладают способностью быстро и тесно переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.

Уровень развития эмоциональности исследовался мной в ходе наблюдения за учащимися в процессе учебной и творческой деятельности. В ходе наблюдения я распределила учащихся по трем уровням:

Высокий уровень эмоциональности, т. е. наивысший балл, получили те школьники, которые имея положительный настрой перед выполнением работы сумели сохранить его на протяжении всей деятельности и которые были удовлетворены результатом своего труда.

Средний уровень эмоциональности — предполагал либо наличие эмоционального настроя и выраженность эмоций в процессе работы, по неудовлетворенности результатом своего труда, либо, начав работу без эмоционального настроя, но приобретая его в процессе работы, учащийся остался доволен результатом своего труда.

Низкий уровень эмоциональности — в процессе работы учащийся терял эмоциональный настрой, полученный в начале урока, и был совершенно недоволен результатом своего труда. Результаты наблюдений представлены в виде диаграммы (рис.3).

Рис. 3. Гистограмма уровня развития эмоциональности у школьников

 

Таким образом, только у некоторых детей низкий уровень эмоциональности, т. е. во время работы преобладали отрицательные эмоции, недовольство результатом своей деятельности, иногда даже характерно незаконченность работы.

Также мной был проведено тестирование на определение уровня творческого потенциала учащихся (тест креативности А. П. Торренса). Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у всех учащихся вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволяет им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

Итак, в конце проведенного исследования в 7А, 7Б и 7В классах я хочу сделать следующие выводы:

-        оригинальность создаваемых образов наблюдается у меньшей половины класса. В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные;

-        гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно-два решения проблемы.

-        в течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.

-        дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой, сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.

Учитывая всё это, мы выявили ряд проблем, которые показывают нам, что целесообразно развивать творческий компонент технологической подготовки у школьников. На уроках технологии, важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Астахов, А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

2.                  Бабанский, Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

3.                  Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя, — 3-е изд. — М. Просвещение, 1991.

4.                  Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. -160 с.

5.                  Кругликов, Г. И. Основы технического творчества: Книга для учителя. — М.: Народное образование, 1996.-344 с.

6.                  Левин, В. А. Воспитание творчества. Томск: «Пеленг», 1993.- 56 с.

7.                  Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — Просвещение. 1990.- 160 с.

8.                  Подласый, И. П. Педагогика: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.

9.                  Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

10.              Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления // Креативные тесты. СПб. Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

11.              Туник, Е. Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle