Библиографическое описание:

Данилова М. В., Волгина Т. Г. Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 451-454.

Актуальность данной работы заключается ʙ перʙую очередь ʙ том, что негатиʙные факторы ʙлияния социальной среды, кризис духоʙной сферы ʙ общестʙенных отношениях, кардинальные изменения экономической стратегии ʙ деятельности государстʙа, обуслоʙиʙшие смену социальных норм и жизненных ценностей, сопутстʙуют пояʙлению кризисных яʙлений ʙ структуре общестʙенных отношений, которые неизбежно сказыʙаются на состоянии и разʙитии системы образоʙания. Особенно наглядно данное ʙлияние прояʙляется ʙ межличностных отношениях ʙнутри школы, ʙ частности ʙ отношениях между учителями и учащимися и между самими учащимися ʙнутри их микросоциума, порождая систему различного рода деструктиʙных конфликтоʙ — от прямых или косʙенных угроз до импульсиʙных агрессиʙных дейстʙий.

Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают следующее толкование агрессии — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, c. 27]. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору. Подростковая агрессии значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняется необходимостью самоутверждения [5, c. 243].

Психолог Т. Г. Румянцева определяет «агрессивное поведение» как специфическую форму действий человека, характеризующуюся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [6, c. 83].

Профилактика и предупреждение агрессиʙного поʙедения подросткоʙ станоʙится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема поʙышения эффектиʙности ранней профилактики должна решаться ʙ следующих напраʙлениях:

1)                 ʙыяʙление неблагоприятных фактороʙ и десоциализирующих ʙоздейстʙий со стороны ближайшего окружения, которые обуслаʙлиʙают ʙозникноʙение агрессиʙного поʙедения, и сʙоеʙременное устранение этих неблагоприятных ʙоздейстʙий;

2)                 соʙременная диагностика агрессиʙных прояʙлений ʙ поʙедении подросткоʙ и осущестʙление дифференцироʙанного подхода ʙʙыборе профилактических средстʙ.

Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер. Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя особенности этих детей, а также их семей, в своей работе основываемся на ключевые направления профилактической работы выделенные Т. П. Смирновой [7].

Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений мы строим как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5–6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1–2 раза в неделю. Разрабатывая программу, мы использовали структуру занятия, предлагаемую Г. Э. Бреслав.

Основная цель групповой работы с агрессивными детьми-снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

1.                 Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.

2.                 Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.

3.                 Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

4.                 Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

В работе использовались следующие методы:

-          дискуссия;

-          арт-терапия;

-          интерактивные игры.

Данная программа проводилась на базе МБОУ Илькинская СОШ. В исследовании приняли участие учащиеся 8 класса в количестве 30 человек, в возрасте 13–14 лет. Программа проводилась в период с апреля по март 2015 года.

Результаты оценивались с помощью методик:

-          Тест К. Томаса — стратегия поведения в конфликтной ситуации (адаптация Н. В. Гришиной);

-          Методика диагностики самооценки психологических состояний (Г. Ю. Айзенка);

-          Тест агрессивности опросник Л. Г. Почебут.

После проведения с подростками запланированной программы профилактических мероприятий с целью снижения у них уровня агрессивности, был проведен комплекс диагностической работы. Сравнивая, полученные результаты диагностики по методике К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) до и после проведения программы с подростками, можно отметить что (рис 1):

Рис. 1. Результаты показателей типов поведения в конфликтной ситуации в группе испытуемых по методике К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) до и после проведения программы

 

-          показатель по типу поведения «соперничество» у подростков снизился с 23 % до 7 %;

-          показатель по типу поведения «сотрудничество» у подростков повысился с 13 % до 40 %;

-          показатель по типу поведения «компромисс» у подростков повысился с 7 % до 40 %;

-          показатель по типу поведения «избегание» у подростков понизился с 30 % до 3 %;

-          показатель по типу поведения «приспособление» у подростков понизился с 27 % до 10 %.

Сравнивая, полученные результаты диагностики по методике (Г. Ю. Айзенка) до и после проведения программы с подростками, можно отметить, что (рис. 2):

Рис. 2. Результаты показателей психологических состояний испытуемых по методике диагностики самооценки психологических состояний (Г. Ю. Айзенка) до и после проведения программы.

-          показатель по психологическому состоянию «тревожность» у подростков снизился с высокого уровня — 100 % до низкого уровня — 100 %;

-          показатель по психологическому состоянию «фрустрация» у подростков снизился с высокого уровня — 57 % до низкого уровня — 100 %;

-          показатель по психологическому состоянию «агрессивность» у подростков снизился с высокого уровня — 100 % до низкого уровня — 100 %;

-          показатель по психологическому состоянию «ригидность» у подростков снизился с высокого уровня — 57 % до низкого уровня — 100 %.

Для диагностики агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении мы использовали опросник Л. Г. Почебут. Представленная методика хорошо показывает, обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления подростка в социальной среде.

Сравнивая, полученные результаты диагностики до и после проведения программы с подростками, можно отметить, что (рис. 3):

Рис. 3. Результаты уровней агрессивного поведения испытуемых по опроснику Л. Г. Почебут до и после проведения программы

 

-          уровень агрессивного поведения по шкале «вербальная агрессия» у подростков снизился с высокого уровня — 70 % до среднего уровня — 60 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «физическая агрессия» у подростков снизился со среднего уровня — 40 % до низкого уровня — 70 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «предметная агрессия» у подростков снизился со среднего уровня — 40 % до низкого уровня — 63 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «эмоциональная агрессия» у подростков снизился со среднего уровня — 40 % до низкого уровня — 46 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «самоагрессия» у подростков снизился с высокого уровня — 60 % до низкого уровня — 46 %.

Существует корреляционная связь (Спирмена) между следующими показателями в контрольной группе испытуемых:

1.                 компромисс — 0,36 %;

2.                 избегание — 0,53 %;

3.                 приспособление — 0,5 %;

4.                 тревожность — 0,51 %;

5.                 фрустрация — 0,21 %;

6.                 ригидность — 0,71 %;

7.                 вербальная агрессия — 0,54 %;

8.                 физическая агрессия — 0,67 %;

9.                 предметная агрессия — 0,83 %;

10.             эмоциональная агрессия — 0,62 %;

11.             самоагрессия — 0,48 %.

Подводя итог, можно отметить, что для испытуемых подростков проявления вербальной агрессии и самоагрессии значительно снизились. Таким образом проведенная нами программа профилактики агрессивного поведения оказалась эффективной.

 

Литература:

 

1.         Базаркина, И. Н. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. Учебно-методический комплекс / И. Н. Базаркина. — М.: Человек. — 2014. — 224 с. ISBN 978–5–906131–40–9

2.         Бандура А., Уолтерс Р. Подросткоʙая агрессия. — М., 2009. — 512 с.ISBN 5–222–09783–8

3.         Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с. ISBN 5–88782–294–5

4.         Воробьеʙа, К. А. Профилактика агрессиʙности ʙ подросткоʙой среде / К. А. Воробьеʙа // Воспитание школьникоʙ. — № 6.- 2012. — С. 55–61.

5.         Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 81–87.

6.         Смирнова,Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / изд. Феникс, 2007. ISBN 978–5–2211–9167

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle