Библиографическое описание:

Курбанов Э. Э. Построение демократического общества: опора на национальные и духовные основы // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 574-576.

Республика Узбекистан развивается по собственному пути обновления, в основу которого легли пять принципов, выдвинутых президентом страны В своей книге «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» И. А. Каримов писал об ответственности этого выбора собственного пути национально-государственного, социально- экономического, духовно-нравственного обновления страны. Для достижения этого была сформулирована конечная цель — построения правового демократического государства с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой, сильной социальной политикой. Только такое общество обеспечит народу достойную жизнь, права и свободы, духовно-нравственное развитие [1, 39]. Но это должна быть демократия, которая бы отвечала «опыту народной жизни, национальным и культурным традициям, интересам всех социальных групп и слоев населения республики», — конкретизирует эту цель Президент [1, 44]. Демократия — самый справедливый и желательный вид общества, которого народ и человек могут достигнуть в своей борьбе. В таком обществе духовное совершенство человека должно быть высоким. То есть, всесторонне развитые и духовно богатые люди, объединяясь, могут построить демократическое общество. Именно так представляли справедливое общество великие мыслители и философы прошлого. В частности, в Х веке Абу Наср Фароби посвятил свой «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», в котором он подчеркивает, что насколько люди, образующие общество, будут добродетельными, нравственными, насколько их вера будет прочной, настолько и общество будет прочными, управление будет легким, власть не захватят случайные люди [5].

Демократия по своему коренному значению — есть свободное гражданское общество. Человек пользуется правами и свободами, закрепленными в Законе, его деятельность направлена на улучшение жизни, удовлетворение потребностей, он имеет право делать все, что необходимо для его совершенства и совершенства его детей.

Однако, и демократия, как и любой другой вид общества, предполагает сохранение правопорядка, общественной стабильности, властного управления. То есть и в таком обществе есть подчинение, подчинение Закону и правительству, избранному по воле большинства. Таким образом, власть в демократическом обществе превращается в выразителя народной, национальной воли. Насколько народ, нация будет просвещенными, культурно развитыми, настолько эта воля будет жизнеутверждающей, эффективной. Это значит, что духовное совершенство народа и нации есть главный фактор для построения демократического общества.

Народ Узбекистана в построении демократического общества опирается на восточные традиции, духовные родники узбекского народа. Мудрость Востока, традиции, обряды и обычаи узбекского народа, исламское учение являются первой основой строящегося демократического общества в Узбекистане.

Как известно, опираясь только лишь на традиции, и не обращая внимания на мировой опыт, нельзя достигнуть цели. Поэтому восточные национальные традиции необходимо сочетать с демократическими идеями. Следовательно, общечеловеческие идеи, ценности являются второй основой для построения демократического общества.

Укрепление независимости и переход к рыночным отношениям ставят задачу создания “благоустроенной и свободной родины”. Решение этой задачи возлагается на народ, любящий свою Родину и готового сделать все во имя ее процветания. В этом смысле, третьей основой построения демократического общества можно считать патриотизм и самоотверженность народа.

Верность национальным традициям, идея самосознания, идея сочетания ее с общечеловеческими ценностями должны укреплять и усиливать чувство патриотизма. Свободная личность — это человек, любящий свою родину, готовый отдать, если надо, свою жизнь за свою страну, за свой народ. Наша свобода тесно связана со свободой Родины. Насколько Узбекистан будет сильным и могущественным, настолько и каждый гражданин будет свободным и сильным, умножит свои возможности.

В демократическом обществе есть большая ответственность свободы. Человек всегда ответственен перед собой, перед другими семья, махалля, коллектив), перед Родиной. Если человек не чувствует эту ответственность, он не может стать духовно зрелым.

Духовно богатый человек вместе с любовью к своему народу, уважает и другие народы, стремится освоить культурные, научные достижения других народов. Для духовно богатого человека Закон — большая опора, он законопослушный гражданин. Для духовно бедного человека Закон — преграда.

Демократическое общество — общество гласности, это здоровая среда, где главенствует разнообразие мнений. При этом, обладатели высокой духовности занимают важную роль, так как если духовность, нравственность и мышление массы не будет высоким, нельзя будет различить кто прав, а кто не прав, различить истину от лжи.

Духовность и национальные ценности составляют фундамент национальной идеологии. Национальная духовность, как и язык, имеет особенность объединять и организовывать народ. С первых лет независимости перед Узбекистаном стояла задача не «насильного внедрения демократии», а возрождения у народа демократических ценностей, формирования у него правовой и политической культуры. При этом возрождение национально-духовных ценностей сыграли большую роль. Так как в результате восстановления духовных ценностей, обеспечения национального согласия, переосмысления истории, узбекский язык и религия ислам обрели свой статус, стало широко изучаться наследие предков. Народ Узбекистана гордится тем, что за короткий срок реформирования экономики и общества, наша страна признана мировым сообществом, в котором занимает свое достойное место. Сегодня Узбекистан многонациональное и многоконфессиональное государство. Все нации и народности, представители всех религиозных конфессий живут в одном пространстве, поэтому национальная и религиозная толерантность является одной из важных граней политики нашего государства.

Переход к рыночным отношением привел к некоторым сложностям и затруднениям в сфере духовности. Как известно, при рыночных отношениях коренной вопрос общества — собственность. После восстановления частной собственности понятия, связанные с ней — польза, выгода — тоже восстановились. Начались конкуренция и соперничество. Конкуренция, с одной стороны, развивает ум, поощряет личную инициативу и предприимчивость. достижение еще лучшего личного благосостояния, улучшения и укрепления собственности становится целью действий. В результате этого, изменяется понимание значения таких понятий, как сочувствие, сострадание, снисхождение, жалость, милосердие, благоразумие, деликатность, осмотрительность и т. д. Конкуренция не знает жалости и сострадания. Со второй стороны, именно конкуренция становится критерием справедливости в здоровой конкуренции, так как при здоровой конкуренции человек начинает верить в свои силы, потребитель побеждает (товары становятся качественнее и лучше), сфера деятельности развивается.

В условиях рыночных отношений, развития конкурентности духовно-нравственное воспитание занимает первостепенное значение.

В демократическом обществе повышается роль духовных ценностей, произведений литературы и искусства, становится необходимым пользоваться воспитательной силой религии, богатым опытом предков в сфере воспитания всесторонне развитой личности.           

Демократия — общество, в котором торжествует справедливость, не только социальная справедливость, но и справедливость в духовной сфере. Хотя ценность духовного богатого человека всегда на высоте, нельзя забывать и того, что духовное богатство может превратиться в товар.

Демократия — есть плод духовного развития. Эти два понятия всегда поддерживают друг друга. Духовность — опора демократического государства [3].

«Демократия — не только теория и политический процесс, вместе с тем, это образ жизни народа, особенность его психологии, традиций, культуры» [2, 185].

Сегодня можно сказать, что за последние годы Республика Узбекистан достигла огромных и необратимых перемен в экономическом, политическом, социальном, духовном, правовом направлениях, ступила в новый этап реформирования и демократизации нашего общества. Этот вывод, сделанный Президентом страны И. А. Каримовым в его Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, с одной стороны, убедительно доказал правоту избранной модели эволюционного, поэтапного развития нашего государства. С другой стороны, он подчеркнул необходимость усиления динамического развития процессов демократизации и либерализации во имя достижения великой цели — войти в число современных развитых, демократических государств, необходимость обеспечить народу достойные условия жизни [4]. При этом во всех проводимых в жизнь ключевых реформах Узбекистан руководствовался такими принципами как наиболее полный учёт менталитета народа, его исторических и национальных особенностей, традиций, обычаев, как гарантии успешного осуществления модернизации общества, а также опирался на открытость государства миру, стремление глубже учитывать глобальные процессы, приобщиться к достижениям современной цивилизации, накопленному развитыми странами огромному опыту демократического строительства, рыночного хозяйствования.

 

Литература:

 

1.       Каримов И. А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. Т.1. — Т.: Узбекистан, 1996. С. 36–81.

2.       Каримов И. А. Ўзбекистон XXI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари. — Т.:Ўзбекистон,1997.

3.       Каримов И. А. Юксак маънавият енгилмас куч. — Т.:Маънавият, 2008.

4.       Народное слово. 2010 г. 13 ноября.

5.       Абу Наср Форобий. Фозил одамлар шаҳри.- Т.,1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle