Библиографическое описание:

Базуев А. И. Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан) // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 355-358.

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость государственных программ в создании необходимых условий для образования инновационной сферы на отечественном рынке.

 

В последнее время в Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам обеспечения условий для развития инновационной деятельности, а впоследствии, и инновационного предпринимательства. Насыщенность рынка инновационной деятельности существенно определяет уровень экономического развития страны. В ходе экономического исследования установлено, что наиболее прибыльной деятельностью на текущее время обладают отрасли, которые ориентированы на создание и разработку высокотехнологичных изделий, как, например, IT-технологии, компьютерная техника, средства связи и различное оборудование. Изучение высоких технологий в промышленности и выработка новой наукоемкой продукции стали основными мотивами устойчивого экономического роста для России. Поэтому инновации становится все более значимой сферой на отечественном рынке. В связи с этим проблемой развития инновационной деятельности охвачены все уровни власти нашей страны.

Актуальность характеризуется тем, что именно государство в первую очередь заинтересовано в динамике и качестве экономического роста своей страны и тем самым должна всячески стараться создавать благоприятные условия для ускоренного развития инновационной сферы в России, так как именно этот фактор определяет успешность дальнейшей конкурентоспособности отечественной продукции с импортными товарами.

Инновационное предпринимательство — это вид коммерческой деятельности целью, которого является получения прибыли за счет создания технико-технологических нововведений и распространение инноваций во всех сферах народного хозяйства. Оно отличается от простого предпринимательства тем, что использует новые пути развития предприятия, такие как создание новых технологий, использование новых форм управления, создание новых продуктов и др. [5]

В России решение проблемы развития инновационной деятельности является одной из приоритетных, что отображается в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [1]

Под инновационным предпринимательством в Российском законодательстве понимается процедура формирования и коммерческого эксплуатация технологических новаторств.

Башкортостан с учетом вышеуказанного Федерального закона разработан закон от 28.12.2007 № 511–3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан». [2]

К основным целям инновационной деятельности Республики Башкортостан относятся [3]:

-        поиск перспективных направлений производств, расширение возможностей для развития бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан и в конечном итоге превращение республики в центр промышленности и науки;

-        развитие инновационной промышленности с интенсивными, в плане научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), крупными предприятиями, инновационным средним бизнесом, а также активным созданием новых инновационных предприятий;

-        организация эффективной научно-исследовательской деятельности на основе сбалансированных фундаментальных и прикладных исследований, интеллектуальной капитализации, трансфера знаний и технологий на республиканском и межрегиональном уровнях;

-        ориентация сферы среднего и высшего образования на международные стандарты;

-        государственная инновационная политика, направленная на создание региональной инновационной системы, благоприятных для инноваций рамочных условий и эффективного научно-исследовательского ландшафта;

-        обеспечение условий для формирования прогрессивного технико-технологического уклада и привлекательности инновационного пространства республики путем создания инновационной инфраструктуры, реализации институциональной, ресурсно-кредитной,

-        налогово-бюджетной, тарифной политики.

По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Башкортостан действовало более 128 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них средних предприятий — 323, малых предприятий — 5 067, микропредприятий — 35 767, индивидуальных предпринимателей — 87 075. [4]

В течение 2014 года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства практически не изменилось и составило чуть более 128 тыс. [4]

По состоянию на 1 января 2014 года по количеству малых и средних предприятий Республика Башкортостан среди регионов Приволжского федерального округа занимает 4 и 5 места, соответственно. [4]

Субъекты малого и среднего бизнеса представлены во всех видах экономической деятельности. Так, в сельском хозяйстве осуществляют деятельность 11 % от общего числа малых и средних предприятий, в обрабатывающих производствах — 15 %, в строительстве — 14 %, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг — 19 %, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий — 26 %. [4]

На малых и средних предприятиях трудится около 440 тыс. человек или 29,1 % от среднесписочной численности работников Республики Башкортостан. По численности занятых на малых предприятиях Башкортостан занимает 2 место среди субъектов Приволжского федерального округа и 8 место в Российской Федерации.

Оборот малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 1050 млрд. рублей или 39 % в общем обороте предприятий и организаций республики. По обороту малых предприятий среди регионов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан занимает 4 место и 11 место в Российской Федерации, по обороту средних — 5 и 21 места соответственно. [4]

Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта в 2013 году составила 21,5 %. [4]

Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий за 2013 год — 15,6 млрд. рублей или 5,9 % от общего объема инвестиций в республике. [4]

Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства за 2013 год в консолидированный бюджет Республики Башкортостан увеличились по сравнению с 2012 годом на 5,9 % и составили более 5,5 млрд. рублей. [4]

Положительные показатели развития предпринимательства позиционируют республику как стабильную территорию, где существуют благоприятные условия для развития бизнеса.

В настоящее время в сфере инновационного предпринимательства существует несколько проблем, которые требует особого внимания. Инновационный процесс уже на первых этапах сталкивается с дефицитом высококвалифицированной рабочей силы в сфере производства. Этот дефицит, скорее всего, будет возрастать, поскольку он обусловлен общим снижением интеллектуального уровня населения, халатным отношением подрастающего поколения к образованию как таковому и все более очевидным ослаблением системы среднего и высшего образования.

Кроме того, инновационное предпринимательство требует финансового стимулирования, которое в данный момент выделяется крайне неохотно. Это связано с тем, что в России не сформировалась система финансового обеспечения инновационного предпринимательства. На сегодняшний день предприятиям не предоставляется нужного финансирования для реализации инновационных проектов. Кредитование российскими банками проявляется крайне неохотно и связано это с высокими рисками и низкой ликвидностью обеспечения, обусловленных текущей отраслью. Но и предприниматели не особо обращаются к ресурсам кредитования, так как процентные ставки слишком высоки для реализаций долгосрочных инновационных проектов.

В качестве предложений для решения вышеизложенных проблем по стимулирования инновационной деятельность можно предложить следующее:

1.       Создание системы социальных поощрений для привлечение населения к инновационной деятельности;

2.       Существенное увеличение наукоградов, технопарков и бизнес-инкубаторов;

3.       Предоставление «налоговых каникул» предприятиям задействованных в наукоемких сферах ориентированных на инновационный рынок;

4.       Создание организаций специализирующихся на предоставлении различного рода консультаций в инновационной сфере;

5.       Создание научных школ на базе университетов и коммерческих образовательных учреждений;

6.       Создание специальных образовательных программ и учебных заведений, ориентированных на формирование интеллектуального ресурса для разработки инноваций на предприятиях самых разных сфер;

7.       Внедрение инструментов поощрения применения инноваций (гранты, премии, рейтинги);

8.       Формирование инструментов доступного финансирования инноваций для предприятий (кредиты, субсидии);

9.       Разработка государственных мер с целью создания условий применения и стимулирования спроса на инновации.

Переход к инновационному развитию необходим в современных реалиях. Вместе с тем такой переход требует хорошо подготовленного «фундамента». Лишь в этом случае инновационное пространство будет динамично развиваться.

Несмотря на текущие успехи и достижения в развитии инновационного сферы, Россия по-прежнему не является той конкурентоспособной страной, которая могла бы выйти на равный уровень с лидирующими странами в этой сфере. Имея огромный потенциал, можно сказать, что предпосылки и позитивные прогнозы на будущее все же довольно обоснованы и действительно являются тем фактором, который мог бы оказывать дальнейшее стимулирование в поддержке и дальнейшем создании более благоприятных условий для инновационного предпринимательства. Эти предпосылки определяются прежде всего присутствием специалистов, способных генерировать инновационные идеи, и наличием богатых природных ресурсов.

 

Литература:

 

1.      О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

2.      О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Закон Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511- з // СПС «Консультант Плюс».

3.      О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012 № 249 // СПС «Консультант Плюс».

4.      Комплексный доклад «Социально — экономическое положение Республики Башкортостан в январе — декабре 2013 года» [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/

5.      Крутилина С. Ф. Инновационное предпринимательство // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 5.

6.      Камалетдинов Э. И., Каюмова А. Ф., Карачурина Р. Ф. Роль малого предпринимательства в муниципальном хозяйстве на примере Республики Башкортостан // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. — Уфа. — 2015. — С. 38- 41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle