Программный комплекс мониторинга здоровья детей в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Антонов, Е. И. Программный комплекс мониторинга здоровья детей в ДОУ / Е. И. Антонов, А. В. Баев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 68-73. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20850/ (дата обращения: 25.04.2024).

В данной статье описана база данных, которая позволяет производить расчеты уровня развития ребенка, также спроектированная программа, которая предоставляет в удобном виде результаты медицинских осмотров детей в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Развитие, воспитание, образование детей дошкольного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. В последние два десятилетия наблюдается негативная тенденция, которая связанна с ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста. За этот период заболеваемость на каждую 1000 человек населения увеличилась в Российской Федерации с 615,6 до 725,6. При этом наибольший рост заболеваемости регистрируется у детей дошкольного возраста: за последние 10 лет число заболеваний у дошкольников увеличилось в 2,5 раза. Известно, что до 20 % детей рождаются уже больными. Но большинство родившихся детей в процессе формирования организма начинают терять здоровье, хотя биологический потенциал индивида предполагает его стабильное развитие до 35 лет.

Исходя из этого наблюдается тенденция к необходимости повсеместного внедрения систем мониторинга развития и здоровья детей. Мониторинг развития и здоровья может проводиться относительно различных функциональных систем организма и факторов, которые воздействуют на эти системы. Одной из групп таких факторов, по которым следует проводить мониторинг, являются алиментарные факторы (от лат. alimentum — пища). Так как в дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное развитие всех органов и организма в целом. Поэтому один и тот же результат обследования дошкольника при его оценке относительно двух моментов времени разностью всего в один месяц может дать различный результат. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости иметь данные за весь период развития ребенка, для выявления каких-либо отклонений от норм развития.

Существуют различные определения понятия «мониторинг». Так, мониторинг может определяться:

–           оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за

динамикой показателей;

–                    постоянное наблюдение объекта управленческой деятельности, анализ его состояния посредствам измерения реальных результатов с заданными целями;

–                    наблюдение с целью предупреждение нежелательных тенденций развития, непрерывное наблюдение за каким-либо процессом для определения соответствия намеченным тенденциям и результатам, а также обозначение ближайших перспектив с выдачей оперативной информации.

Основная сфера практического применения мониторинга — это информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.Мониторинг применяется к определенным объектам для решения определенно-поставленных задач, при этом, имеет общие характеристики и свойства. Широкое применение систем мониторинга в области медицины объясняется их влиянием на повышение уровня здоровья населения. По области применения эти системы можно разделить на три класса и несколько подклассов. Например, одной из систем мониторинга медицинской продукции является автоматизированная информационная система мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанная ФГУ «Всероссийский научно- исследовательский и испытательный институт медицинской техники (ВНИИИМТ)» Росздравнадзора. При помощи АИС ММИ осуществляется контроль состояния и использования медицинской техники, которая эксплуатируется в учреждениях здравоохранения. Мониторинг оснащенности учреждений: 42 здравоохранения осуществляется на федеральном, региональном уровне и непосредственно в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ).

Системы мониторинга здоровья населения используются во всем мире уже в течение последних нескольких десятилетий. Так, автоматизированная система медицинских осмотров для взрослого населения компании «SearleMedidateInc». (1968 год) или центр массовых обследований населения фирмы «TokioShibauraElectricCoLtd». (1970 год). Такие комплексы в близи промышленных объектов используются, как правило с целью определения степени влияния промышленного объекта на организм человека и для принятия своевременных мер по исправлению экологической ситуации [43].

Перед комплексами мониторинга здоровья населения, как правило ставятся, такие задачи, как: обеспечение периодической проверки состояния здоровья; составление аналитических обзоров по результатам обследований; обеспечение предварительного обследования при госпитализации; снижение нетрудоспособности, инвалидности и смертности; уменьшение общей стоимости лечения. Особую значимость имеют ИСМ здоровья детей, поскольку от здоровья подрастающего поколения зависит будущее экономики, культуры и нации в целом.

В разработанном программном комплексе используется реляционная СУРБД в которой хранятся и обрабатываются данные, атак же программа с удобным пользовательским интерфейсом. База данных на рисунке 1 здоровья включает 25 таблицы. Для создания базы данных использовалась программа SQLite. SQLite — компактная встраиваемая реляционная база данных. Понятие «встраиваемая» означает, что SQLite не использует парадигму клиент-сервер, то есть движок SQLite не является отдельно работающим процессом, с которым взаимодействует программа, а предоставляет библиотеку, с которой программа компонуется и движок становится составной частью программы. Сама библиотека SQLite написана на C, но существует большое количество привязок к другим языкам программирования, в том числе PHP.


Рис. 1. Концептуальная схема БД ИСМ здоровья детей


 

Всю структуры базы данных можно разделить на условные группы:

-                   Структура групп дошкольного образовательного учреждения;

-                   Управление медицинскими осмотрами;

-                   Физическая модель БД медицинских осмотров;

-                   Физическая модель БД осмотров групп здоровья;

-                   Физическая модель БД осмотров физической подготовленности;

-                   Физическая модель БД таблиц диапазонов норм показателей.

На рисунке 2 представлена часть базы данных, которая отвечает за расчет соответствия показателей состояния ребенка с нормативными таблицами.

Рис. 2. Физическая модель БД таблиц диапазонов норм показателей

 

 

Программная часть всей системы является связующим звеном комплекса, так как с ее помощью и данные полученные с МКД «Здоровый ребенок» и данных которые вносит непосредственно медицинский работник дошкольного образовательного учреждения. Так же программа предоставляет результаты оценки уровня физического развития и здоровья, как каждого ребенка, так и группы в целом.

При открытии программы появляется диалоговое окно «Главная форма» на которой находятся следующие кнопки при нажатии на которые открываются соответствующие окна и формы программы:

-                   «Управление группами» при нажатии на эту кнопку открывается окно в котором можно выбирать группу и просматривать список воспитанников рисунок 3;

-                   «Медицинский осмотр» при нажатии на эту кнопку медсестра попадает в окно для внесения и просмотра данных полученных в ходе медицинских осмотров ребенка и средних показателей всей группы рисунок 4;

-                   «Физическое развитие» по нажатию этой кнопки открывается окно с информацией о уровне физической подготовленности детей рисунок 5;

-                   «Группы здоровья» по нажатию кнопки открывается окно с информацией о принадлежности детей к группам здоровья.

Управление группами. В этом окне слева находится выбор учебного года и выбор группы. При нажатии кнопки выбор заполняется, все остальное пространство списком детей выбранной группы, с общей информацией о ребенке: ФИО, дата рождения, адрес проживания и пол ребенка.

Рис. 3. Форма для управления группами в ДОУ

 

Медицинский осмотр. В окне медицинского осмотра необходимо выбрать группу, учебный год, а так же начало либо конец учебного года.

После чего появляется список группы, если осмотр уже был проведен, то показатели будут заполнены и будет возможность распечатать протокол осмотра. Так же в окне можно увидеть и статистику развития по всей группе в целом.

Показатели можно вносить вручную, после измерения параметров ребенка, но можно и получать данные с МДК «Здоровый ребенок», что значительно упрощает и ускоряет процесс сбора и обработки информации.

При фиксации АД необходимо выбрать размер манжеты, если размер манжеты не соответствует возрасту ребенка, то программа вносит корректировку показаний.

После сбора всех показателей о ребенке необходимо нажать кнопку «Сохранить результат».

Рис. 4. Форма медицинского осмотра

 

Физическая подготовленность. В окне физическая подготовленность необходимо так же выбрать: группу, учебный год, начало или конец учебного года, после чего появиться список детей с результатами выполнения необходимых физических упражнений, которые необходимы для определения уровня физического развития. Программа дает возможность внесения параметров полученных в ходе обследования физических параметров, а именно: время бега на 10 метров с хода, бега на 30 метров со старта, длинны прыжка с места, Высота прыжка вверх, (для детей с 4 лет), дальность броска 150–200 граммового мешочка с песком (правой и левой рукой). Так же есть разделение на девочек и мальчиков, так как нормативы различны для мальчиков и девочек.

Рис. 5. Форма Физическая подготовленность

 

Заключение

Были изучены мировые и отечественные ИСМ мониторинга здоровья, по результатом этого исследования стало известно, что необходимо использовать самые передовые технологии, которые на данный момент в дошкольных учреждениях не используются..

Разработан метод обработки данных о уровне физического развития и здоровья дошкольников, в котором для расчетов уровня развития ребенка применяется аппарат реляционной алгебры, что позволяет использовать современные центильные возрастно-половые нормативы и перевести основную вычислительную часть на реляционную СУБД.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, Физическая подготовленность, группа, здоровье детей, медицинский осмотр, окно, программа, ребенок, физическое развитие, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

двигательная активность, физическое воспитание, ребенок, физическая подготовленность, группа здоровья, высокий уровень, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяющей основы всестороннего развития...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

Целью экспериментальной работы: способствовать повышению качества оздоровительной работы с дошкольниками, улучшению состояния физического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

– определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики; – изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Ключевые слова: оздоровление, закаливание, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику.

Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике

оздоровительный бег, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, физическое состояние детей, пробежка, непрерывный бег, дошкольная практика, дошкольная организация, детский сад.

Образовательные терренкуры на территории дошкольной...

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ.

Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС

В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой

Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

двигательная активность, физическое воспитание, ребенок, физическая подготовленность, группа здоровья, высокий уровень, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяющей основы всестороннего развития...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

Целью экспериментальной работы: способствовать повышению качества оздоровительной работы с дошкольниками, улучшению состояния физического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

– определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики; – изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Ключевые слова: оздоровление, закаливание, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику.

Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике

оздоровительный бег, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, физическое состояние детей, пробежка, непрерывный бег, дошкольная практика, дошкольная организация, детский сад.

Образовательные терренкуры на территории дошкольной...

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ.

Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС

В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой

Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

двигательная активность, физическое воспитание, ребенок, физическая подготовленность, группа здоровья, высокий уровень, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяющей основы всестороннего развития...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

Целью экспериментальной работы: способствовать повышению качества оздоровительной работы с дошкольниками, улучшению состояния физического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

– определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики; – изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Ключевые слова: оздоровление, закаливание, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику.

Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике

оздоровительный бег, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, физическое состояние детей, пробежка, непрерывный бег, дошкольная практика, дошкольная организация, детский сад.

Образовательные терренкуры на территории дошкольной...

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ.

Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС

В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой

Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Гигиеническая оценка состояния детей дошкольного возраста...

двигательная активность, физическое воспитание, ребенок, физическая подготовленность, группа здоровья, высокий уровень, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяющей основы всестороннего развития...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

Целью экспериментальной работы: способствовать повышению качества оздоровительной работы с дошкольниками, улучшению состояния физического здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)...

Реализация образовательной области «Физическое развитие»...

– определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики; – изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

Ключевые слова: оздоровление, закаливание, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику.

Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике

оздоровительный бег, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, физическое состояние детей, пробежка, непрерывный бег, дошкольная практика, дошкольная организация, детский сад.

Образовательные терренкуры на территории дошкольной...

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ.

Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС

В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой

Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

Задать вопрос