Библиографическое описание:

Липский М. Ю. Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 848-850.

Введение

В различных организациях в процессе производства и продвижения на рынке товаров и услуг постепенно образуется и накапливается коммерчески ценная информация. С помощью наличия такой информации предприятие может работать гораздо успешнее и противостоять своим конкурентам. Для грамотного развития бизнеса такую информацию необходимо скрывать от конкурентов, и делать это законно.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1].

Информация, составляющая коммерческую тайну — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [1].

Из определения информации, составляющей коммерческую тайну, следует, что информация признается коммерческой тайной только в том случае, если владелец предпринял для ее защиты меры, предусмотренные законом, т. е. ввел режим коммерческой тайны. Только в таком случае при утечке секретных сведений можно рассчитывать на судебную защиту. Для того чтобы установить режим коммерческой тайны, необходимо принять соответствующие меры, указанные в статье 10 ФЗ «О коммерческой тайне». Организация и поддержка этого режима возлагается на обладателя секретной информации.

Первым мероприятием по внедрению режима коммерческой тайны является определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну [1].

Единой методики разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, в нормативных правовых актах не существует. Поэтому разработка общего порядка составления такого перечня является важным вопросом в сфере организационной защиты информации.

Задачи разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну

Разрабатываемый перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, решает целый ряд задач.

Во-первых, он служит для выделения информации, которую необходимо защищать, из всей совокупности документов организации или предприятия. Тем самым происходит закрепления факта отнесения выделенной информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия.

Во-вторых, в разработанном перечне могут быть установлены различные грифы конфиденциальности сведений, что позволит осуществлять доступ к определенной информации только определенным лицам, которые имеют соответствующее право доступа и которым это необходимо по работе.

В-третьих, перечень позволяет устанавливать конкретный срок действия конфиденциальности информации для каждого отдельного защищаемого документа.

В-четвертых, такой перечень предназначен для определения состава служащих предприятия, которые получили доступ к работе с определенными защищаемыми сведениями и их носителями, а также регулирования правил их работы.

И, наконец, в-пятых, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может использоваться в качестве доказательства при судебных разбирательствах, посвященных рассмотрению дел о разглашении коммерческой тайны [2].

После определения основных задач разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо выяснить, какие сведения нельзя отнести к коммерческой тайне, а какие — можно.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Если бы не существовало никаких ограничений на то, какую информацию можно отнести к коммерческой тайне, то организации и предприятия в перечень таких сведений включали информацию, способствующую уклонению от уплаты налогов, сокрытию фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также сокрытию других противозаконных действий.

Можно выделить несколько групп ограничений на отнесение информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Во-первых, информация, составляющая государственную тайну, не может быть отнесена к коммерческой тайне. Об этом говорится в части 3 статьи 1 ФЗ № 98: «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне» [1].

Во-вторых, сведениями, составляющими коммерческую тайну, не могут являться общедоступные сведения, предназначенные для предотвращения нанесения ущерба законным интересам государства, физических или юридических лиц, а также для предупреждения сокрытия правонарушений.

В-третьих, не имеет смысла относить к коммерческой тайне сведения, затраты на защиту которых превышают возможные потери в случае разглашения этой информации. Это ограничение не закреплено законодательством и носит лишь рекомендательный характер [3].

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, содержится в статье 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [1].

Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну

Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну, должны являться либо собственностью предприятия, либо совместной, оформленной соответствующими договорами собственностью с другими организациями или лицами. Только в таком случае эти сведения имеют коммерческую ценность и могут продаваться.

В различной литературе существует множество различных вариантов перечней сведений, составляющих коммерческую тайну. Однако в таких перечнях не учитывается область деятельности предприятия, особенности его работы. Такие перечни можно использовать лишь в ознакомительных целях, но не для применения на практике, т. к. информации, относимая к коммерческой тайне, определяется исходя из множества факторов. К таким факторам можно отнести тип организации, сферу его деятельности, используемые в производстве технологии, объем продукции, особенности поставщиков, интересы конкурентов и другие.

Таким образом, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, должен устанавливаться и изменяться индивидуально на уровне их обладателя [3].

Формирование рабочей группы для разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну

Согласно статье 4 ФЗ № 98, право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона [1].

В действительности над разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, работают сотрудники юридического отдела, отдела кадров или службы безопасности организации. Наилучшим решением является их совместное участие в разработке перечня. Для этого издается приказ руководителя организации о создании комиссии из 4–5 специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

В такую рабочую группу могут входить сотрудники, которые могут быть ознакомлены как с деятельностью всей организации, так и с работой ее отдельных подразделений. В комиссию желательно включить специалистов, обладающих следующими навыками:

-        сотрудника, обладающего информацией о конкурирующих организациях, свободно владеющего финансовыми вопросами и знающего особенности рынка;

-        сотрудника, полностью знающего систему организации работы предприятия и ее особенности;

-        специалиста по вопросам заключения договоров и контрактов, а также по связям с другими организациями;

-        сотрудника, владеющего полной информацией о выпускаемой продукции, особенностях ее технологического цикла проектирования и производства продукции, а также о прохождении всех видов информации.

В комиссии должны быть руководящие специалисты, которые владеют всей информацией, которая может быть отнесена к коммерческой тайне. Достаточно, чтобы хотя бы один из сотрудников обладал подробными знаниями по определенному рассматриваемому вопросу, а другие члены рабочей группы представляли себе только его общий характер. Это делает работу комиссии более эффективной и исключит риски распространения коммерческой тайны [4].

Порядок разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну

Проанализировав источники информации, можно выделить следующие основные этапы разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну [2].

1.      Издание приказа по организации работы по разработке перечня. Назначается ответственный исполнитель, который будет отвечать за организацию и методическое обеспечение работ. Ответственным должен являться специалист, имеющий профессиональное образование или опыт работы в области защиты информации или информационной безопасности. В случае отсутствия такого сотрудника в штабе организации необходимо заключить договор со сторонней организацией.

2.      Формирование и утверждение состава рабочей группы. Задачей ее представителей является разработка предложений по отнесению сведений к составляющим коммерческую тайну в проект перечня.

3.      Формирование и утверждение состава экспертной комиссии. Задачей ее представителей является проанализировать предварительный перечень и на его основе сформировать окончательный. Также экспертная комиссия будет ответственна за периодическое обновление перечня и проверку открытых документов на предмет наличия в них сведений, составляющих коммерческую тайну.

4.      Разработка положения о порядке разработки перечня. Этот документ будет являться методическим руководством для членов рабочей группы и экспертной комиссии. Его целью служит обеспечение единого методического подхода при разработке перечня сведений, составляющих коммерческую тайну.

5.      Распространение положения о порядке разработки перечня среди руководителей структурных подразделений и членов экспертной комиссии для ознакомления и подготовки замечаний и предложений.

6.      Согласование и утверждение положения о порядке разработки перечня.

7.      Распространение положения о порядке разработки перечня среди исполнителей и проведение инструктажа членов рабочей группы и экспертной комиссии согласно этому положению.

8.      Подготовка рабочей группой предложений в предварительный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Как правило, предложения о включении сведений в разряд коммерческой тайны вносятся в виде докладных, служебных записок и тому подобных документов.

9.      Разработка предварительного перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, ответственным исполнителем по предложениям членов рабочей группы.

10.  Анализ экспертной комиссией предварительного перечня в соответствии с положением о порядке разработки перечня и разработка проекта окончательного варианта перечня.

11.  Согласование перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, с руководителями структурных подразделений и утверждение перечня руководителем предприятия.

12.  Издание приказа о введении перечня в действие и доведение его до сотрудников под роспись.

Заключение

В статье были определены основные моменты разработки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну. Установлено, какую информацию можно относить к коммерческой тайне, кто это должен делать на предприятии и каков при этом основной порядок действий.

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, не является обязательным для предприятия, однако необходима для успешного и удобного ведения дела, а также для защиты от утечки таких сведений в суде.

В большинстве случаев, для принятия решения о включении сведений в перечень следует учитывать такие факторы, как величина ущерба от разглашения информации, преимущества открытого использования информации, величину затрат на защиту информации и другие.

Перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну, должен периодически корректироваться. Сведения, которые потеряли свое значение, должны исключаться, а заноситься те, которые требуют защиты.

 

Литература:

 

1.             Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

2.             Фадеев Ю. И. Формирование перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.udsu.ru/2006/2006–06/vuu_06_06_08.pdf.

3.             Определение состава конфиденциальных документов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docrev.ru/opredelenie-sostava-konfidencialnyx-dokumentov/.

4.             Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.seur.ru/category/articles/poryadok_otneseniya_svedenii_k_kommercheskoi_taine_predpriyatiya.html#top.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle