Библиографическое описание:

Ветлугина Т. О., Зайнуллина Л. А., Кузнецов Е. В., Мельникова Е. И., Струкова Е. Е., Никитина Г. А., Петракова М. В. Развитие информационно-коммуникативных компетенций студентов // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 608-610.

There are lots of conditions for the development of independent activiti skills such as project work, Green Peace actions, labour actions, excursions and cooperative work in students^ innovative groups which promote to form a healthy way of life in modern flexible conditions of society and natural environment. These kinds of work allow to develop their personalities and form their attitude to the surroundings to other people to themselves and then health.

Key words: Green Peace actions; cooperative work; in students.

 

В российском обществе происходят динамичные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, и, прежде всего, в активно развивающемся информационном пространстве. Возрастающий объем информации воздействует на формирующуюся личность и затрудняет ее социальную ориентацию. Поэтому предъявляются новые требования к воспитанию и развитию личности — мобильной и способной к творческой переработке потока информации. Инфраструктура информационного общества обладает богатейшими возможностями для творческого развития подрастающего поколения, как в связи с доступом ко всему многообразию существовавших знаний и ценностей, так и в связи с включением его в активную деятельность — в информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми, с окружающим миром в целом.

Фундаментальное значение имеют подходы Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьева, Г. С. Костюка, М. И. Лисина, А. А. Люблинской, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина, которые анализируют становление информационно-коммуникативных механизмов человека и их роль в психологическом развитии [1, с. 59, 100–105]. Психологические исследования Р. Бенедикта, У. Бронфенбреннера, К. Леви-Стросс, Ф. Ариес, Д. Фрезер, М. Мид тесно связаны с историй и этнографией, анализом социальных общностей, ответственных за становление личности, как в истории человеческого общества, так и в индивидуальной истории ребенка. В ХХ веке развиваются теории информационного общества Н. Винера, Г. Лассвела, Д. Белла, К. Э. Шеннона, Р. О. Якобсона. К синтетической теории информации приближают научные взгляды Д. Белла, Г. М. Маклюэна, Ж. Бодрияра, Э. Гидденса, Н. Н. Моисеева, Э. Тоффлера, Б. С. Украинцева, Ф. Уэбстера и др. [3, с. 7].

На наш взгляд, что жизнедеятельность человека сегодня осуществляется в информационно-психологическом пространстве, имеющем свои закономерности и особенности развития и функционирования. Существование человека в информационно-психологическом пространстве помогает ему не только включиться в процесс освоения и развития информационной базы — культуры, но и использовать широкие возможности накопления, переработки, хранения и передачи информации в деятельности, личностном самосовершенствовании и саморазвитии.

Несомненно, что активно и продуктивно совершенствовать себя в современном информационном пространстве также может и медицинский работник со сформированными информационными и коммуникационными умениями и операциями, которые могут быть включены в понятие информационной культуры личности. Медицинский работник, обладающий такого рода культурой, способен качественно преобразовывать себя, вырабатывать собственную траекторию достижения и самоосуществления. Поэтому возрастает актуальность проблемы формирования и развития «информационно-акмеологической» личности медицинского работника, так как информация важна для развития информационно-коммуникативной культуры в жизни и профессиональной деятельности медицинского работника в современном обществе и является системообразующей акмеологической ценностью.

Специально организованная научно-обоснованная подготовка такой личности должна стать сегодня важнейшим направлением современного образования подрастающего поколения, и в условиях его модернизации — одним из условий его качественного изменения.

Развитие медицинского работника (психологическое, акмеологическое, педагогическое) осуществляется в условиях равноправного диалога поколений в процессе работы как формы коммуникации, и как механизм личностного и социального развития. Очевидно, что такого рода переход не может произойти сам собой, без осмысления механизмов и закономерностей данного процесса, приведения в соответствие с ними социальных институтов.

Мы видим, что обучающиеся активно осваивают современные информационные, интернет-технологии. Они «стихийно» и зачастую бесконтрольно реализует себя, выпуская самодеятельные издания, электронные ресурсы, фото- и видеоработы в широко доступных посредством «Всемирной паутины» средствах массовой коммуникации. Возникают соответствующие онлайн-содружества, которые компенсируют отсутствие условий для существования специально организованных творческих, нацеленных на положительное личностное развитие объединений, отвечающих профессиональным интересам медицинских работников.

Вопросы развития компетенций в образовательных организациях и медицинском колледже отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах и являются общими компетенциями. Развитие культуры здоровья, экологической, информационно-методологической культуры являются основными направлениями деятельности в учебной, воспитательной, методической работе. В колледже были созданы условия, необходимые для развития компетенций: отбор содержания на уровне дисциплин; организация образовательного и воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); организация информационно-образовательного пространства: компьютерный парк, программное обеспечение, локальная сеть с выходом в Интернет, сайт; внедрение информационно-коммуникационных технологий; организация проектно-исследовательской деятельности; организация дистанционного образования.

В учебной работе авторами используются методы в сфере IT: учебные исследования и учебные проекты, их представление, обсуждения; составление отзывов и рецензий, программы действий преподавателями и студентами (Программа действий).

Программа действий

Мы запланировали и провели:

а) очистку территории в районе улиц: Сиреневый бульвар, Новгородцевой, Сыромолотова, Шевченко, Карла Либкнехта; в парках и лесопарковой зоне — Харитоновском и Сенсорном парке, Комсомольском парке на Ясной, лесопарке Шарташ, на реке Исеть и Городском пруду, организовали вывозку мусора вместе с педагогами;

б) провели экологические акции в колледже «Кустарник, который ты вырастил, поможет нашему городу», «Посади дерево!», «Деревья — лёгкие города!» (сайт колледжа);

в) провели информационную кампанию для местного населения, пропагандирующую экологичное поведение в городе;

г) посадили кустарники и деревья на улицах города, лесопарковых зонах, территории колледжа «Растения Красной книги Среднего Урала» (сайт колледжа).

В дальнейшем будем продолжать информационную кампанию для местного населения, посадку деревьев и очистку территорий в городе, чтобы улучшить самочувствие и здоровье горожан.

Май — сентябрь. Организация студентов и участие в акциях по уборке территории колледжа на Сиреневом бульваре, д.6 «Чистый двор — здоровый город», «Очистим двор колледжа» (май-август) — 200–254 чел.

Организация студентов и участие в областном фестивале «За чистый и здоровый город» — 98 чел. Совместная работа с Общественными экологическими организациями, Администрацией г. Екатеринбурга.

Мероприятия в Харитоновском парке 2010–2014

3–5.09.2010–2014 Организация экологических постов и проведение экологических рейдов в Харитоновском парке, Городском экологическом центре — 300–385 чел.

1.                  Экскурсии по Харитоновскому парку, оранжерее Городского экологического центра, живому уголку Городского экологического центра.

2.                  Акции «Сохраним Харитоновский парк!» (уборка мусора), «Сенсорный парк детям!» (уборка мусора, покраска оград, стрижка газонов), «Парки — лёгкие города», «Живая природа вокруг нас», «Зелёный мир парка» (уборка сухих веток на деревьях).

3.                  Акции «Клумба», «Семена для колледжа», (прополка клумб и сбор семян).

4.                  Акции «Поможем братьям нашим меньшим», «Подари тепло души животным» (уход за животными, «Мы в ответе за тех, кого приручили» (корм для животных, сбор одуванчиков для животных), «Помоги птицам» (уход за животными).

5.                  Акции «Вечнозелёный мир» (уход за растениями в оранжерее экологического центра), «Рассада — парку!» (пикировка рассады, высадка рассады в грунт).

6.                  Совместная работа с Администрацией г. Екатеринбурга. Акция «Встречаем гостей» (помощь в подготовке аудиторий, регистрации и сопровождении участников конкурса, проведении конкурсов в ГДТДиМ «Одаренность и технологии») — участников 1 Всероссийского экологического конкурса юных исследователей окружающей среды городов России «Экологический поиск» с 26–28.02.2014 г.).

7.                  Совместная работа с Администрацией г. Екатеринбурга. Праздник «Школьная планета» (посвящён 1 сентября) для учащихся школ г. Екатеринбурга.

Творческие работы, выполненные студентами, позволяют увидеть красоту природы родного края, выразить своё отношение к окружающему миру, к своему здоровью и здоровью других людей. Колледж принимает участие в акциях, материалы для которых готовят студенты. Преподаватели и студенты работают с местным населением: в социально значимом образовательном проекте г. Екатеринбурга — «Зелёном трамвае»; благоустраивают территории и проводят исследовательскую работу: «Повышение уровня комфортности окружающей среды»; проводят акции: «Сохраним Харитоновский парк!» «Красота и чистота Сенсорного парка — здоровье горожан!», «Сенсорный парк детям!», «Чистый госпиталь!», «Поможем детскому дому!», «Поможем братьям нашим меньшим», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Поможем Исети»; участвуют во Всероссийском субботнике «Зелёная Россия». Студенты принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах: «Человек на Земле», Национальный конкурс водных проектов, «Энергия и среда обитания», «Чистая вода России», «Культура и экология — основа устойчивого развития» и др. Такая деятельность будет способствовать «реализации Стратегии человека, его пути к эпохе ноосферы, то есть коэволюции Общества и Природы» [2, с. 7] и развитию информационно-коммуникационных компетенций студентов.

 

Литература:

 

1.                  Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986.— 320 с.

2.                  Моисеев, Н. Н. С мыслями о будущем России. — М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. — 210 с.

3.                  Цымбаленко, С. Б. Подрастающее поколение в информационно-психологическом пространстве общества. − М.: Международная академия акмеологических наук, 2011. — 10 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle