Библиографическое описание:

Гусейнова С. Ф. Система государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере труда, правовые инновации // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 497-499.

В рамках системы государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции выделяются две подсистемы: контрольная и надзорная, элементами которых являются отдельные органы.

Сапфирова А. А. предлагает разделение органов государства по критерию содержания их деятельности и предлагает деление системы контрольно-надзорных органов государства на два элемента. В частности, к первой группе она относит Федеральную службу по труду и занятости; ко второй группе относятся все остальные уполномоченные органы, а в частности, прокуратура; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и иные государственные органы, для которых функция защиты трудовых прав и законных интересов не является основной [1].

Трудовым законодательством закрепляется положение статьей 353ТК РФ о том, что осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства возлагается в первую очередь на федеральную инспекцию труда [2]. Федеральная инспекция труда является органом общего надзора. Нормы ст.365–369 ТК РФ закрепляют положения об органах специального надзора. К ним относятся, органы осуществляющие надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах, органы, осуществляющие федеральный государственный энергетический надзор, федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности, — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.

На основании Указа Президента от 21.05.2012 № 636 (ред. от 31.03.2015) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» к таким органам можно отнести Министерство труда и социальной защиты, Федеральную службу по труду и занятости [3].

Нормы ст.365–369 ТК РФ закрепляют положения об органах специального надзора. К ним относятся, органы осуществляющие надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах, органы, осуществляющие федеральный государственный энергетический надзор, федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности, — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.

Однако следует отметить, что указанный в ст.365–369 ТК РФ перечень надзорных органов специального надзора является не полным. В частности, отсутствует положение об органе государственного надзора за соблюдением правил пожарной безопасности, который является неотъемлемой частью безопасных условий труда в целом. В связи с этим, представляется целесообразным дополнение системы специальных органов надзора путем внесения соответствующих изменений в ст. 353 ТК РФ.

Ряд авторов в области трудового права считают, что федеральная инспекция труда, Федеральная служба в части технологического и атомного надзора, Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеют «тождественные» полномочия, что приводит к дублированию их функций [4]. Полагаем, в связи с этим, целесообразно создание единого управления по государственному надзору за соблюдением законодательства об охране труда в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, а также за соблюдением санитарного законодательства, которое будет выполнять только контрольно-надзорные функции в области трудовых правоотношений.

К органам, осуществляющим государственный надзор за точным и единообразным применением норм трудового относится прокуратура РФ Деятельность по государственному контролю и надзору регламентирована ФЗ № 2202–1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре РФ» [5].

В Гл.57 ТК РФ отсутствуют положения о прокуратуре, как органе уполномоченным осуществлять государственный надзор. В связи с этим, полагаем, что инновационным аспектом по данному вопросу может стать внесение соответствующих изменений в ТК РФ, посредством дополнения ст. 353 ТК РФ следующим содержанием «Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляется Прокуратурой РФ».

Следует отметить тот факт, что в настоящее время органы прокуратуры неподконтрольны в своей деятельности и формально не зависят от органов исполнительной власти. Вышеуказанные органы государственного надзора и контроля находятся в ведении исполнительной власти, что влечет прямую зависимость от органов исполнительной власти, которая влияет в свою очередь на эффективность выполнения ими своих полномочий по защите трудовых прав. В данной связи необходимо наладить взаимодействие с органами социального партнерства, с общественными организациями, Уполномоченным по правам человека в РФ, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, что позволит обеспечить независимость при осуществлении полномочий.

Число органов, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства довольно существенно, место каждого в системе определяется предметом контроля, полномочиями по реагированию на выявленные посягательства. В частности, статьей 370 ТК РФ закрепляется положение о том, что к числу управомоченных осуществлять контроль относятся профессиональные союзы [6].

Контроль, осуществляемый профессиональными союзами, является самым распространенным на практике. Предметом контроля, осуществляемого профессиональными союзами является не только соблюдение работодателем трудового законодательства, но и оценка эффективности, целесообразности его поведения. К специальным видам профсоюзного контроля относится предусмотренное ст. 370 ТК РФ осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда, в том числе, в форме независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников. При осуществлении указанного вида контроля профессиональные союзы имеют право на применение специфической контрольной меры: предъявления работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

Профессиональные союзы также обладают правом осуществления специального контроля за соблюдением работодателем прав и законных интересов работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы или освобожденных профсоюзных работников в порядке, предусмотренном ст. 374–376 ТК РФ и ст. 25, 26 Федерального закона «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности». В этом случае предметом контроля является проверка действий работодателя на наличие дискриминации по признаку членства в профсоюзной организации.

М. Ф. Завьялов отмечает, что в качестве направления совершенствования действующей системы органов, осуществляющих функции контроля и надзора за соблюдением трудовых прав граждан может введение на законодательном уровне новой формы контроля — парламентского контроля [7]. Данная форма, как полагает автор может быть реализована в виде Парламентских слушаний по поводу состояния законности в трудовых отношениях руководителя Федеральной службы по труду и занятости, а также руководителей иных органов.

Также к числу приоритетных направлений следует отнести создание региональных координационных комиссий (советов), в состав которой входили бы представители законодательной, исполнительной, судебной власти, органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, — в частности, государственная инспекция труда, прокуратура, представители профсоюзов, представителей работодателей, а также в целях обеспечения законности при проведении согласованной политики в области охраны труда между данными органами и должностными лицами необходимо создать единую систему информационного обеспечения. Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать эффективности проводимых мероприятий.

 

Литература:

 

                  1.               Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля..автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2009. С. 10.

                  2.               Воробьев И. А., Исаева Н. М.. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2010. С. 176.

                  3.               О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 // Рос. газ.- 2012.- 21 мая.

                  4.               Трудовое право. Учебник для студентов вузов / Под ред. Амаглобели Н. Д., Гасанова К. К., Бондова С. Н., Староверовой О. В., Сапфировой А.А М., 2012. С.303.

                  5.               О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 № 2202 // Российская газета.- 1995.- 25 ноября.

                  6.               Андрияхина А. М., Гущина К. О. Защита трудовых прав граждан. М., 2011. С.145.

                  7.               Завьялов М. Ф. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, как способы защиты трудовых прав работников: автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle