Библиографическое описание:

Попова С. Н. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 685-687.

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы и самообразования. Рассмотрены факторы, которые влияют на эффективность СРС в вузе. Данная статья может представлять интерес для преподавателей иностранных языков инженерных вузов, занимающихся проблемами организации СРС, а также для преподавателей, заинтересованных в повышении эффективности самостоятельной работы и процесса обучения в целом.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа студентов, активизация СРС.

 

В современном обществе во всех сферах человеческой деятельности необходимо участие не просто специалистов с определенным набором профессиональных компетенций, а самостоятельных, творческих личностей. Данную проблему должны решать не только вузы, но общество.

В связи с этим, очевидным становится то, что проблема самостоятельной работы и самостоятельности не теряет своей важности и актуальности на протяжении многих лет. Эта проблема являлась темой изучения педагогов-исследователей на протяжении всей истории развития педагогической науки.

Попробуем дать определение понятию «самостоятельная работа». Анализ работ отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены самостоятельной работе, показал, что в педагогической науке до сих пор нет единого толкования этого термина. Рассмотрим определения некоторых известных педагогов-исследователей.

И. А. Зимняя считает, самостоятельная работа в настоящее время является наименее изученной, но представляющей наибольший интерес в плане повышения эффективности учебного процесса. По мнению И. А. Зимней, в процессе самостоятельной работы проявляется целенаправленность, мотивация, а также самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль и другие личностные качества человека. [1,61]

А. Н. Беляева утверждает, что Главным признаком самостоятельной работы является не то, что студент обучается без непосредственной помощи и участия и преподавателя, а то, «что в его деятельности сочетаются функции перевода информации в знания, умения и функция управления». [2,105–106]

Р. Б. Срода в своих педагогических трудах понимает под самостоятельной работой обучающихся такую деятельность, которая выполняется, с проявлением максимума творчества, активности, самостоятельного суждения, инициативы. [3, 7]

Мы определяем самостоятельную работу студентов как планируемую работу студентов, которую они выполняют по заданию преподавателя, под его методическом руководстве, но без его непосредственного участия.

При рассмотрении самостоятельной работы студентов, нельзя не затронуть такую черту личности как самостоятельность, которая развивается в процессе СРС. [4, 64]. Современный педагогический словарь определяет самостоятельность как «умение поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений». [5, 614] По нашему мнению, развитие такой черты как самостоятельность, является необходимым для дальнейшего самообразования молодого специалиста в процессе его профессиональной карьеры.

На эффективность самостоятельной работы студентов в процессе обучения во влияют условия её организации, содержание и характер заданий, логика их построения, источник знаний, взаимосвязь наличных и предполагаемых знаний в содержании заданий, качество достигнутых результатов в ходе выполнения этой работы и т. д. Активная СРС возможна только при наличии устойчивой и серьезной мотивации. Самым сильным мотивирующим фактором можно назвать подготовку к будущей профессиональной деятельности. Также на эффективность СРС могут влиять и различные внутренние факторы, такие как: полезность выполняемой работы, участие студентов в творческой деятельности, участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т. д., использование мотивирующих факторов контроля знаний, поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу, индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

Рассмотрим организацию СРС в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) при обучении студентов старших курсов профессиональному английскому языку.

В ТПУ самостоятельной работе студентов всегда уделялось большое внимание. В соответствии с образовательными стандартами нового поколения, сегодня в ТПУ на СРС приходится не менее 50 % всех учебных часов, отводимых на изучение дисциплины. По нашему мнению, студенты Томского политехнического университета достаточно сильно мотивированы для выполнения СРС, особенно это касается студентов старших курсов, так как один из разделов выпускной квалификационной работы они должны выполнить на английском языке. Студент самостоятельно подбирает англоязычные источники по теме своего исследования, делает переводы, если это необходимо.

Ежегодно в университете проводится научно-практические конференции, в которых студенты и молодые учёные могут представлять свои доклады на английском языке. Также в университете проводятся олимпиады по английскому языку и конкурс переводчиков, в которых принимают участие студенты всех факультетов вуза.

Для того, чтобы наиболее эффективно организовать работу по активизации самостоятельной работы студентов авторами статьи было проведено анкетирование студентов на предмет выяснения их мнения относительно самостоятельной работы. В анкетировании принимали участие 85 студентов 4 курса Физико-технического института НИ ТПУ. Данная анкета приведена ниже: [6]

Анкета

Уважаемые студенты!

Самостоятельная работа студентов (СРС) играет большую роль в освоении Вашей специальности и будущей профессиональной деятельности. Ваши ответы помогут эффективно организовать работу по активизации самостоятельной работе в Томском политехническом университете.

Спасибо за Ваше участие!

Просим Вас внимательно прочитать вопросы и отметить те пункты ответов, которые выражают Ваше мнение.

1.         Ваше отношение к организации СРС по различным дисциплинам в Томском политехническом университете?

а)     положительное;

б)     отрицательное;

в)     безразлично.

2.         Что для Вас является наиболее привлекательным при выполнении самостоятельной работы?

а)     возможность углубить и пополнить свои знания;

б)     возможность проявлять самостоятельность;

в)     проверка своих знаний;

г)     желание получить хорошую оценку и допуск к экзамену;

д)     свой ответ____________________

3.         Какой виды СРС представляет для Вас наибольший интерес?

а)     работа с учебниками;

б)     работа с дополнительными источниками информации;

в)     работа с онлайн-курсами;

г)     творческие задания;

д)     подготовка рефератов и докладов;

е)     свой ответ_____________________         

4.         Какое участие преподавателя Вы считаете необходимым при выполнении СРС?

а)     объяснение заданий;

б)     разъяснение инструкций к работе;

в)     консультации преподавателя в ходе выполнения СРС;

г)     корректировка выполненной работы;

д)     проверка и анализ выполненной работы.

5.         Что Вы считаете необходимым изменить в организации самостоятельной работы студентов в ТПУ?

а)     творческих задания;

б)     увеличить количество индивидуальных заданий;

в)     увеличить количество заданий, выполняемых в онлайн-курсах;

г)     уменьшить объем самостоятельной работы;

д)     свой ответ_______________________

Проведенный нами анализ результатов данной анкеты показал, что все студенты, которые приняли участие в анкетировании, оценивают организацию СРС в ТПУ положительно. Наиболее привлекательным при выполнении СРС студенты считают возможность углубить и пополнить свои знания, а также возможность проявлять самостоятельность. Лишь несколько студентов из 85 отметили привлекательным «желание получить хорошую оценку и допуск к экзаменам». Наиболее популярным видом самостоятельной работы по мнению студентов является «работа онлайн-курсом». При оценке роли преподавателя в выполнении СРС, наиболее часто студенты отмечали такие ответы, как разъяснение инструкций к работе и консультации преподавателя. Считаем необходимым заметить, что и остальные ответы в данном пункте анкеты студенты не оставили без внимания. Большинство студентов отмечали сразу несколько ответов. Можно сделать вывод о том, что студенты определяют роль преподавателя в выполнении самостоятельной работы очень важной. Что касается последнего пункта анкеты, то большинство студентов высказало пожелание о том, чтобы преподаватели чаще предлагали им работу с онлайн-курсами.

Данные, полученные в результате проведенного анкетирования, мы считаем очень ценными, так как они позволяют активизировать самостоятельную работу студентов и организовать ее наиболее эффективно.

В заключении хочется сказать, что тщательно организованная самостоятельная работа студентов позволяет не только интересно провести аудиторные занятия, привлечь к обсуждению вопросов как можно больше студентов, глубоко и всесторонне осмыслить, раскрыть содержание предложенных вопросов, но и — самое главное — сформировать у студентов устойчивый интерес к предмету, осознавать ценность приобретенных знаний, выработать стремление и умение самостоятельно добывать их.

 

Литература:

 

1.      Зимняя И. А. — Культура, образованность, профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М., 1998.

2.      Беляева А. П. — Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2003. № 6.

3.      Срода Р. Б. — Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М., 1956

4.      Бабанский Ю. К. — Педагогика высшей школы: Учеб. пособие для ун-тов и педагогических ин-тов. Алма-Ата, 1989.

5.      Рапацевич Е. С. — Современный словарь по педагогике. Современное слово, 2001.

6.      Демьяненко Н. В., Ермакова Я. В., Цепилова А. В. — Активизация самостоятельной работы студентов инженерного профиля в рамках компетентностного подхода в обучении профессиональному иностранному языку // Вестник науки Сибири. 2012. № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle