Библиографическое описание:

Щербакова Ю. В. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 477-480.

Финансовая политика включает в себя ряд механизмов по регулирования социально-экономического состояния и ее основой является бюджетная политика. В настоящее время проблема сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов стоит особо остро, так как экономическая ситуация в стране и в мире в целом является крайне неблагоприятной [1, c.67]. Государствам приходится прибегать к такому финансовому механизму как государственные займы, эмиссия ценных бумаг, с целю продажи их за рубеж. Однако, ситуация может измениться вследствие сокращения расходов и поднятия ставки налогообложения, увеличения базы эмиссионных и не эмиссионных источников покрытия бюджетного дефицита. Проблема недостатка средств Федерального бюджета кроится в его планировании на предстоящий период. Поэтому перед Министерством Финансов стоит глобальная задача — наиболее эффективное и грамотное планирование бюджета, с учетом всех прогнозов экономического состояния в Мире. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2015 г. для решения задачи сбалансированности бюджетов предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Однако текущая тенденция в современных условиях является не столь оптимистичной как предполагалось. Дефицит бюджета на 2015 год вполне ощутимый, и прогнозируемый период 2016–2017 годов явно будет отличаться от планируемого.

Прим‎н‎ни‎ р‎альн‎г‎ и пр‎зрачн‎г‎ бюдж‎та;

 
 Корректировки на 2016 год уже вносятся в Федеральный бюджет. Уже на первом чтении по принятию Государственной Думой Федерального бюджета на предстоящий 2016 год будут рассмотрены основные положения и доходно-расходные статьи с учетом реального социально-экономического положения.

Иная проблема финансовой политики это — максимизация доходов бюджета за счет сбора налогов. Основным инструментом регулирования является достижение с помощью увеличения и расширения налогооблагаемой базы, ликвидации просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции [4, c.38]. Особо важную роль играет корректировки в налоговом законодательстве. Низкий показатель сбора налогов — это не только укрывание прибыли налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма уклонения от уплаты налогов через недостатки, содержащиеся в правовых актах, а главное — постоянное сжатие налогооблагаемой базы в результате сокращения реального валового внутреннего продукта.

В настоящее время основная производительная сила общества — человеческий ресурс — не располагает возможностью удовлетворения социальных потребностей, а также своего нормального расширенного воспроизводства, тем самым образуется «порочный круг» где: нет спроса на продукцию, нет доходов, нет развития производства, нет накоплений нет инвестиций, неуклонно растет импорт. Вследствие чего, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает курс национальной валюты, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость экономики от иностранного капитала. Это еще одна важная социально-экономическая проблема государства, оказывающая влияние на финансовую, бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.

С‎‎ершенст‎‎‎ание нал‎г‎‎‎й системы;

 

Все возможности снижения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. На современном этапе речь лишь может идти об оптимизации расходно-доходных статей бюджетов всей бюджетной системы. Необходимо не забывать об обязательстве обслуживания государственного долга. Существует крайняя необходимость решения вопроса о реструктуризации государственного долга и установлении жесткой верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Покрытие бюджетного дефицита за счет выпуска ценных бумаг, имеющих низкую ликвидность, не дает способность эффективно управлять государственным долгом. Важнейшая задача всех ветвей государственной власти, это принятие эффективных, а главное незамедлительных решений по принятию конкретных статей бюджета, а также внесение и рассмотрение нормативных документов регулирующих финансовую политику в целом.

Реальный бюджет — это возможность исполнения и контроля за исполнением статей расходов бюджета, которая отражает реальное состояние экономики. Одной из главных причин внесения изменений в финансовую политику является повышение инфляции, рычагом для которой могут выступать ряд факторов, также снижается покупательная способность населения, ликвидность денег и долговых обязательств, а также падение национальной валюты по отношению к зарубежной.

Активный рост совокупного предложения в настоящее время может обеспечить только инвестирование в финансовую сферу, за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов. В процессе сокращения государственного сектора в экономике и увеличения частного, с дальнейшим расширением инвестиционной базы в малый бизнес и наукоемкое производство дает твердую опору для формирования стабильного экономического состояния Российской Федерации.

Весь этот ряд факторов ок5заывает негативное влияние на восприятие уровня рубля и занижает его показатели валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, что выводит из равновесия национальную денежную систему и ряд механизмов по ее регулированию. Для решения возникшей проблемы государство вынуждено прибегать к конвертации иностранной валюты, которая принадлежит физическим лицам и хранится в виде сбережений вне банковской системы, в рублевые активы. Все это происходит для привлечения средств на счета коммерческих банков, а также гарантирования сохранности вкладов и их индексации. В основу финансовой политики также закладывается регулирование уровня процентных ставок, и уровень налоговой ставки. Ведь добросовестный налогоплательщик — это основа формирования государственного бюджета.

Еще одна из важных проблем федерального бюджета, это повышение отдачи частной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Настоящие положения могут быть закреплены в договорах, имеющих юридическую, а главное экономическую силу. Также существует необходимость обеспечения поступления дивидендов в федеральный бюджет от использования государственной собственности. В этом случае верным решением будет, организовать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка — Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы. А также, сформировать систему доверительного управления пакетами акций, создать полный перечень объектов недвижимости, в том числе незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях. Следует обеспечить подтверждение прав Российской Федерации на зарубежную собственность и максимизация эффективности от ее использования.

В самом процессе формирования бюджета на всех уровнях особое значение имеет их кассовая активность. В ходе финансового менеджмента в денежных потоках государства возникают временные кассовые разрывы. Таким образом, снижение остатков на отдельных бюджетных счетах возможна только с переходом к единому счету Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Совокупность подобных ресурсов могла бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. Для всей казначейской системы требуется незамедлительное реформирование, с целью максимизации ее самостоятельности.

Немаловажным, а также необходимым считается обращение внимания финансовой политики и денежно-кредитной на современное геополитическое состояние соседних стран. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Для эффективной стабилизации всей экономической и финансовой системы необходимо:

а)  обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

б)реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

в)установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке и другое [6, c.85].

Крайне важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы всех слоёв населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным и экономическим потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в поле зрения макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

 

Литература:

 

1.         Марченко С. В., Дмитриева И. Е., Коломиец Л. Г., Голубина Ж. И. Актуальные проблемы финансов. Учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С. В. Марченко. Пятигорск, 2014. — 340 с.

2.         Дмитриева И. Е. Финансы. Краткий курс лекций / Дмитриева И. Е., Биндасова Н. А.. Пятигорск, 2011.

3.         Марченко С. В., Голубина Ж. И. Регулирование финансов кризисных монопрофильных муниципальных образований. Экономика и предпринимательство. 2014. № 5–2 (46–2). С. 353–357.

4.         Юрина В. П., Грицай С. Е., Марченко С. В. Регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 390–394.

5.         Марченко С. В. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета. В сборнике: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга 2014. С. 119–123.

6.         Марченко С. В. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований. Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 37. С. 188–192. 7. Марченко С. В. Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспеченности территорий (на материалах Ставропольского края). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2009 8. Марченко С. В. Территориальные финансы (на примере Ставропольского края): учебное пособие / С. В. Марченко. Пятигорск, 2009.

7.         Дегтярева И. Н., Голубина Ж. И. Учебное пособие для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов экономических специальностей по дисциплине «Статистика» раздел «Общая теория статистики». — Пятигорск: РИА КМВ, 2010. 10. Биндасова Н. А. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. Учебное пособие / Биндасова Н. А., Погосян В. В.. Пятигорск, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle