Библиографическое описание:

Баранов М. Б. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 485-487.

Актуальность оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления обусловлена проводимой в Российской Федерации административной реформы, целью которой является повышение эффективности государственного и муниципального управления. Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации.

Для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на законодательном уровне закреплены количественные показатели (например, общий объем расходов бюджета муниципального образования или среднегодовая численность постоянного населения). Однако в настоящее время данная методика подвергается критике со стороны многих экспертов в связи с разобщенностью между показателями и полномочиями органов местного самоуправления.

В настоящее время многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления.

Таким образом, становится актуальной задача выявление новых подходов к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, эффективность, оценка.

The relevance of evaluating the performance of local governments due to the ongoing administrative reform of the Russian Federation, which aims to increase the efficiency of state and municipal government. Increasing the efficiency of the government is one of the major problems facing the country, the fulfillment of which depends largely on the possibility of effective economic growth of the Russian Federation.

To evaluate the effectiveness of local government at the legislative level fixed quantitative indicators (eg, total budget expenditures of the municipality or the average resident population). Currently, however, this technique has been criticized by many experts because of disunity between performance and power to local governments.

Currently, many researchers suggest using criterial and indicative approaches to evaluating the effectiveness of the system of local self-government.

Thus, it is a pressing task to identify new approaches to assessing the effectiveness of local governments.

Keywords: local government, local authorities, efficiency assessment.

 

Повышение эффективности функционирования органов власти является одной из важнейших задач, стоящих перед страной, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации.

При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации. По этой причине значительно возрастает роль активного участия органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития всей страны в качестве партнеров, имеющих равные с государственной властью права. В тоже время проконтролировать степень вовлечения органов муниципальной власти в данный процесс невозможно без разработки и внедрения качественной системы оценки эффективности их деятельности.

Органы местного самоуправления представляют собой органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. К органам местного самоуправления относятся: глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, которые предусматриваются уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [4].

Основой нормативно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления составляет система нормативных правовых актов, которые определяют формы осуществления, организацию, гарантии местного самоуправления, его функции и задачи, ответственность и компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления, а также их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.

На законодательном уровне деятельность по оценке эффективности органов муниципального самоуправления регламентируется, прежде всего, следующими документами:

1          Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г (Статья 18.1.);

2          Указ Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 «Об оценке эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;

3          Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р, в целях реализации указа Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 (содержит методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов);

4          Региональные нормативные правовые акты.

В Указе Президента РФ № 607 определяется необходимость для глав администраций ежегодно до первого мая года, следующего за отчетным, проводить оценку деятельности по 32 показателям с предоставлением отчетов в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район [3].

Распоряжение Правительства № 1313-р дополняет предлагаемый перечень показателей за счет следующего:

-                   расширен круг показателей, которые характеризуют развитие малого и среднего предпринимательства и др.

-                   определены новые группы показателей.

Для оценки эффективности, в соответствии с рассматриваемыми документами, применяются количественные показатели (например, количество муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе в городской и сельской местности) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества.

В настоящее время такая методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления подвергается критике со стороны экспертов в связи со следующем: в отличие от органов исполнительной власти субъектов РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ) [1]. Поэтому согласно статье 18.1 Федерального закона № 131-ФЗ [2] возникает противоречия, что органы государственной оценивают работу независимых органов местного самоуправления, а федеральный центр устанавливает перечень критериев для оценки. Кроме того, некоторые эксперты выделяют разобщенность между показателями и полномочиями органов местного самоуправления [6].

На современном этапе многие исследователи предлагают использовать критериальный и индикативный подходы к оценке эффективности системы местного самоуправления [5]. На практике часто используется метод расчета частного критерия (Кi) и обобщенного критерия (К).

Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития городских и сельских поселений определяется по специальным оценочным показателям, указанных в системе показателей для оценки эффективности деятельности того или иного органа местного самоуправления.

Частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления рассчитывается по формуле (1):

Ki = Фi/Пi,                                                                                                                    (1)

где Ki — частный критерий оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

Фi — фактически достигнутое значение i-го показателя;

Пi — запланированное значение i-го показателя.

В случае, когда желаемым результатом является снижение значения какого-либо показателя (например, уровня дотационности бюджета или уровня зарегистрированной безработицы, расчет частного критерия производится по формуле) (2):

Ki = Пi / Фi,                                                                                                                  (2)

Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основе расчета обобщенного критерия (К). Расчет осуществляется по формуле (3):

K= Сумма Ki / i,                                                                                                           (3)

После первичной обработки информации и получения значений обобщенного критерия (К) по каждому из оцениваемых субъектов эти значения сравниваются с единицей.

При полученном К больше 1,1 деятельность субъекта оценки считается высокоэффективной,

при К = 1 +/- 0,1 — эффективной,

при К = 0,8 +/- 0,1 — низкоэффективной,

при К меньше 0,7 — неэффективной.

При оценке эффективности деятельности Администрации Пластунского городского поселения использовались 12 критериев. В результате оценки эффективности деятельности администрации Пластунского городского поселения было получено значение обобщенного критерия К = 0,85, что позволило сделать вывод о недостаточной эффективности деятельности Администрации Пластунского городского поселения.

В результате проведенного исследования было выявлено, что на результативность деятельности Администрации Пластунского городского поселения влияет недостаточное использование информационных технологий в деятельности. Большая часть рабочего времени сотрудников Администрации тратится на выполнение функций, которые осуществляются вручную.

Исходя из результатов проведенного анализа, главе Администрации Пластунского городского поселения был предложен проект мероприятий по совершенствованию эффективности деятельности Администрации Пластунского городского поселения:

1)        Организация системы повышения квалификации руководителей отделов Администрации Пластунского городского поселения в области использования новых информационных технологий.

2)        Создание специального комитета по информационным ресурсам внутри организационной структуры Администрации Пластунского городского поселения.

3)        Внедрение системы автоматизации управления.

По экспертной оценке внедрение информационных технологий высвобождает специалистам муниципальной системы управления до 45 % рабочего времени, разгружая их от рутинной и трудоемкой работы с документами. Этот резерв рабочего времени –

дополнительный ресурс повышения качества и результативности местного управления.

Именно появление резерва рабочего времени в Администрации Пластунского городского поселения и открывает перед ними возможности существенного повышения эффективности, результативности и качества управления.

 

Литература:

 

1                    Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»

2                    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г.

3                    Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»

4                    Алексеев И. А. Муниципально-правовая ответственность в Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореф…на соискание ученой степени доктора юр. наук. М., 2014. — 44 с.

5                    Волкова М. А. Оценка эффективности механизма государственного управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. — 2009. — № 2. — С. 438–442.

6                    Леушин М. Е. Подходы к оценке эффективности деятельности органов муниципального самоуправления. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 71–74.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle