Библиографическое описание:

Сазонова И. Н. О формировании у детей основ коммуникативных компетенций // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 694-697.

Иностранный язык выполняет важнейшую функцию — формирует коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность к осуществлению иноязычного межкультурного и межличностного общения с носителем языка.

Изучение иностранного языка формирует у ребенка целостную картину мира и создает культуру общения. Кроме того, овладение иностранным языком способствует расширению лингвистического кругозора и является мощным импульсом для речевого развития [4, c.10].

В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, на котором закладываются: правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ребенок должен уметь представить себя, задать вопрос, ответить и др.

Говоря об обучении дошкольников иностранному языку, мы, прежде всего, говорим о развитии детей средствами иностранного языка. Организация образовательной деятельности с детьми по обучению иностранному языку предполагает развитие коммуникативных способностей, которые необходимы для последующей социализации детей в обществе.

В процессе реализации программы у детей формируются следующие компетенции:

-        заинтересованность детей в игровой деятельности;

-        уровень кругозора детей, их осведомлённости и образованности;

-        умение детей работать в коллективе, сопереживать и радоваться за других;

-        развитие у детей чувства ответственности;

-        формирование нравственных качеств и культуры поведения в обществе.

Коммуникативная обстановка в процессе деятельности детей должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, а также коммуникативным поведением участников общения.

Коммуникативное поведение участников общения заключается в адресованности речи и ее адекватном восприятии. Адекватное восприятие поощряет и стимулирует говорящего. Это поощрение может выражаться в качественной оценке ответа или игрового действия ребенка, внимании слушающего, выражении глаз, мимике, жестах [3, с.29–31].

Ведущая роль в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста отводится игре, в процессе которой у них появляется интерес к иностранному языку как средству общения.

Игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Широко используются игры: дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, драматизация.

Что касается способов создания игровых ситуаций англоязычного общения дошкольников, то здесь мы исходим из необходимости воссоздания в этих целях внутренних и внешних условий общения.

Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности [6, с.5].

Все это дает возможность оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми дошкольного возраста.

Коммуникация — способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Компетенция — (от лат. Competentis — способный) как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку или круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Коммуникативные компетенции — умение выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения, в целом это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность — сложное многокомпонентное образование, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте и представляет совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, где наиважнейшими категориями являются культура, речь, язык.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность дошкольника осуществлять межличностное и межкультурное общение на иностранном языке в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для ребенка. Следовательно, изучение иностранного языка в детском саду направлено на достижение следующих целей:

-                   формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей дошкольников в устной (аудирование и говорение) форме;

-                   приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство дошкольников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

-                   развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

-                   воспитание и разностороннее развитие дошкольника средствами иностранного языка.

Ведущая роль в обучении дошкольников принадлежит педагогу. При всей требовательности взрослый создаёт доброжелательное, жизнерадостное настроение, творческую атмосферу, тем самым воздействует на процесс общения. Создавая условия для того, чтобы ребенок смог выразить свои мысли на иностранном языке используются различные сюжеты (путешествие в город игрушек), игровые ситуации (в магазине, в зоопарке, день рождение), где главными действующими лицами являются куклы и игрушки. Они помогают, знакомится с культурой изучаемого языка, английскими сказками и песенками.

У дошкольников необходимо сформировать элементарные коммуникативные компетенции на этапе завершения дошкольного образования:

-        Ситуативно понять речь взрослого и других детей.

-        Выполнить распоряжение по ходу действия игры или другой деятельности.

-        Ответить на вопрос или вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том числе носителей языка.

-        Задать вопрос на иностранном языке.

-        Высказать предположение.

-        Дать краткое описание предмета.

-        Высказать просьбу.

-        Называть цвета на иностранном языке.

-        Рассказывать о себе, о семье, об увлечениях.

-        Дать как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний, связанных между собой логически.

-        Рассказывать стихи, рифмовки, считалки, петь песенки.

Для повышения эффективности работы в процессе иноязычного образования старших дошкольников целесообразно применение занимательных видов деятельности, в подготовке которых задействованы все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители. Воспитанники демонстрируют навыки овладения английским языком на праздниках, развлечениях, досугах: «Осень», «Рождество», «Праздник Весны», «Здравствуй, лето».

В статье предлагаются игры и игровые ситуации [1, с.10–11]:

Игра «Магазин вежливых слов»

Цель: закрепление вежливых слов на английском языке, формирование индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника; совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Ход игры: Предварительно с детьми разучиваются вежливые слова и выражения на английском языке. На полках в магазине лежат вежливые слова и выражения. Педагог описывает ситуацию, а дети по очереди подходят к полке и «покупают» нужные им слова, использую их, анализируя ситуацию. Например:

Ситуация 1. Мама приготовила очень вкусный обед. Когда ты покушал, что нужно сказать маме?

Ситуация 2. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и тоже пришел на кухню. Что ты скажешь?

Ситуация 3. Вся семья ложится спать. Что ты всем пожелаешь?

Игра «Украсим торт»

Цель: повторение лексических единиц английского языка на тему «Овощи», «Фрукты»; совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Ход игры: Дети вспоминают названия фруктов, ягод (овощей), готовя и украшая торт (рисуют, разукрашивают картинки и приклеивают их на ватман в форме торта). При этом употребляются фразы: Decorate the cake. Choose the fruit you like. Do you like cherries? Do you like strawberries? Do you like cranberries? I like cherries. I don’t like strawberries (Укрась торт. Выбери фрукты, которые ты любишь. Ты любишь вишню? Ты любишь клубнику? Ты любишь клюкву? Я люблю вишню. Я не люблю клубнику). По желанию торт можно заменить приготовлением супа, любимого блюда или сервировкой стола.

Игра «Почтальон»

Цель: закрепление лексики на английском языке на тему «Животные»; совершенствование коммуникативных умений и навыков; развитие внимания, мышления, воображения.

Ход игры: Один ребенок исполняет роль почтальона. Остальные дети встают в круг, получают по карточке с изображением животного и прячут их за спину. Учитель дает почтальону письмо и просит доставить его, например, медведю. Почтальон подходит к любому игроку, и они разыгрывают диалог:

— Hello!

— Hello.

— Are you a bear?

Если ребенок отвечает утвердительно и демонстрирует свою карточку, то почтальон вручает ему письмо, и они меняются ролями. Если почтальон ошибается, то он продолжает поиски адресата.

Также театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства — мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные представления о дружбе, добре, справедливости. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей [5,с.6].

Таким образом, создавая максимально комфортную и доброжелательную атмосферу, способствующую успешному овладению иноязычной речевой деятельностью с дошкольниками, делая попытки элементарного общения на иностранном языке и через деятельность с языком, формируем у детей основы коммуникативных компетенций.

 

Литература:

 

1.      Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6–7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2007. — 64с.

2.      Благовещенская Т. А. Первые уроки английского. — М.: Росмэн — пресс, 2008.

3.      Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. — 2002. — № 3. — С. 29–31.

4.      Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: Арти-Глассо, 2000. — 281 с.

5.      Дронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4–6 лет. М.: Просвещение, 2005.

6.      Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle