Библиографическое описание:

Ковалева А. В. Оценка индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области с целью совершенствования их дальнейшей деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 276-279.

Определены понятия психологического паттерна для осуществления оценочных процедур в разных ситуациях реагирования индивида. Показаны возможности психосемантического метода для оценки индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области с целью совершенствования их дальнейшей деятельности.

Ключевые слова:психологические паттерны, оценка, паттернообразующая система, психосемантический метод.

 

В настоящее время процедуры оценки паттернов личности считаются объективной возможностью получения данных о динамике развития психики индивида. Тенденция изменения конкретного качества, свойства личности в сложившихся обстоятельствах определяется всей системой работы мозга. Вероятность что сформируется тот или иной паттерн зависит от готовности самоорганизующей системы мозга развиваться в данном направлении.

Как отмечают О. А. Сагалакова и Д. В. Труевцев, «Неминуемым поведением нашей самоорганизующейся модели мозга является создание паттернов и их использование. Это естественная деятельность соответствующей системы, которая просто ничего другого делать не в состоянии». [13].

Способность образовывать паттерны позволяет человеку быть человеком. Благодаря психологическим паттернам мы говорим, пишем, овладеваем всеми видами деятельности, сначала опытным путем, затем переводя полученную возможность выполнения действия (как умственного, так и физического) в автоматизированную последовательность — цепочку, как будто, неосознанную, но, безусловно закономерную. Многообразие паттернов позволяет их классифицировать по нескольким основаниям: по сфере проявления, по силе, по частоте. Некоторые исследователи выделяют паттерны восприятия и реакции, рутинные паттерны смысла, паттерны деятельности [5; 9; 13; 15].

Оценка психологических паттернов для многих является фрустрирующей ситуацией. Индивид, осознающий необходимость получения оценки любой составляющей структуры личности, испытывает, как минимум, беспокойство, как максимум, состояние стресса. Субъективизм или объективность оценивания определяет особое значение в жизненно важных ситуациях. Как правило, оценка со стороны незначимого для индивида человека не ведет к формированию состояний тревожного ряда. Тогда как, признание права на оценку и степени компетентности другого, нагнетает состояние переживания.

Студенческий возраст таков, что ситуаций оценки психологических паттернов личности много: от поступления для обучения, адаптации, до подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.

Избавление от родительской опеки, достижение автономии в поведении, преодоление эмоциональных связей с родителями и включение в социальную жизнь, протекающую вне семьи — являются неотъемлемыми атрибутами студенчества. Чаще всего переход к самостоятельности происходит постепенно и не является травмирующим событием. Однако, степень развития самоорганизующей способности мозга у каждого индивидуален. Вследствие чего, один и тот же жизненный этап у студентов вызывает разное реагирование, так как связан с глубинными смысловыми процессами.

Студент, имеющий возможность повлиять на ситуацию оценки, несомненно, ее использует. Это выражается в доходящем до патологии написании шпаргалок, при этом студент понимает, что вероятность их использования ничтожна. Любая неплановая проверка выбивает студента из привычного состояния, заставляя переживать.

Для оценки паттернов личности студентов часто применяются психодиагностические методы исследования личности.

Нам представляется наиболее приемлемым использование метода семантического дифференциала, позволяющего выделять специфику формирования связей в структуре личности и ее поведения по таким факторам, как Оценка, Сила и Активность.

В качестве основного метода экспериментальной психосемантики называют построение семантических субъективных пространств — модельного представления категориальных структур индивидуального сознания.

В. Ф. Петренко предлагает психосемантический подход как метод исследования устойчивых эмоционально-когнитивных способов реагирования в ситуациях через анализ индивидуального сознания человека и его образа мира [10]. Человек, по мнению Дж. Келли, судит о своем мире с помощью «понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности … без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его». Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или объяснить или предсказать свой опыт (умный — глупый, интересный — неинтересный, прагматичный — непрагматичный) [3, с. 438]. По мысли Дж. Келли, в результате проверки неподтвержденные гипотезы о мире исчезают, а подтвержденные порождают устойчивые конструкты или систему конструктов как описательных биполярных категорий индивидуального опыта. Так, на основе опыта создаются смысловые связи конструктов — устойчивые системы категоризации объектов мира [3].

Возможность варьирования введения стимульных понятий для оценки индивидуальных психологических паттернов студентов в психосемантическом методе позволяет определять направленность развития отношений личности к тому или иному понятию, силе воздействия конкретного фактора на студента.

Проведенное нами исследование 152 студентов, обучающихся в вузах г. Воронежа, позволяет говорить о существовании определенных закономерностей в оценке, силе и активности формирования эмоционального отношения к тому или иному стимульному понятию. В частности, наиболее фрустрирующими и отрицательными по направленности выделяются такие понятия как «экзамен», «сессия», «деканат». Менее значимыми по мере обучения у студентов старших курсов становятся «родители», тогда как понятие «профессиональное самоопределение» набирает Силу к концу обучения.

Страх несоответствия проявляется у студентов в оценке собственных возможностей к социальной адаптации и успешной профессиональной самореализации в будущем. Ситуации оценивания, в которых высока вероятность возникновения состояний тревожного ряда, — любые социальные ситуации взаимодействия, коммуникации разного типа, предполагающие прямое оценивание по любым шкалам. Сюда можно отнести академические ситуации, экзамены, экспертное оценивание, оценивание сверстниками в личном общении, а также возможное, косвенное или потенциальное оценивание (знакомство, беседа, проявление инициативы, просьба или отказ и др.) [6].

Нами отмечается, что в ситуациях оценивания студенты первых курсов часто испытывают страх и тревогу по поводу образа себя в глазах окружающих, опасения негативного оценивания и последствий такового (унижения, осмеяния, критики, отвержения). Психологическая экстремальность оценочной ситуации связана с субъективной потерей контроля над аффектом оценивания, снижением возможностей опосредствовать тревогу, нарушением овладения и произвольности поведения, переживанием фатальности, беспомощностью в ситуации (невозможностью повлиять на исход ситуации, потерей чувства авторства) и выраженной тенденцией к избеганию подобных переживаний даже в ущерб социальной самореализации [8]. К старшим курсам ситуация оценивания воспринимается менее тревожно, смещаясь в сторону профессиональной самореализации, осознанию необходимости трудоустройства и обеспечения условий для карьерного роста.

Адекватность использованного нами психодиагностического инструментария подчеркивается другими исследователями. Например, Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. отмечают, что исследование паттернов реагирования в ситуациях оценивания при разной выраженности социальной тревоги с помощью метода психосемантики позволяет воссоздать образ данных ситуаций в структуре индивидуального сознания испытуемых и прогнозировать эмоционально-когнитивные, поведенческие предикторы и последствия разных типов реагирования. В рамках психосемантического подхода основная роль в исследовании смысла профессионального поведения в будущем отводится индивидуальному образу ситуации оценивания, т. е. тому, как она представлена самому студенту на момент диагностики. Это позволяет раскрывать эмоционально-когнитивную, мотивационно-потребностную основу образа разных типов ситуаций оценивания, моделировать и прогнозировать специфику реагирования в них [13].

По мнению Е. Ф. Ященко, с помощью метода психосемантики возможна реконструкция субъективного образа ситуации в единстве эмоциональных и когнитивно-поведенческих, мотивацинно-смысловых характеристик. Реконструкция образа ситуации оценивания позволяет строить прогностические модели паттернов реагирования, выявлять дезадаптивные стратегии и убеждения, препятствующие социальной самореализации и преодолению (совладанию) с жизненными обстоятельствами, потенциально обладающими свойствами экспертного и критического отношения, возможной неудачи [15].

Проводимые нами исследования показывают, что выявление и анализ своеобразных смысловых стереотипов, опосредованно обуславливающих ригидные формы переживания студентов, вроде избегания, самоизоляции, употребления психоактивных веществ и других деструктивных способов реагирования, — позволяет определять смысловые «синкреты», анализировать и переконструировать их, развивая гибкость осмысления и поведения в ситуации посредством формирования альтернативных, субъективно приемлемых способов реагирования.

Психосемантическое реконструирование образа ситуации оценивания представляет собой воссоздание алгоритмизированного способа переживания, осмысления, действования в ней. Сформированное отношение у студента к тем или иным ситуациям оценивания можно назвать паттерном, или алгоритмом эмоционально-когнитивного реагирования, или установкой как готовностью действовать и воспринимать ситуацию определенным образом. Для многих студентов на первых курсах обучения характерна сформированная стереотипная стратегия (или стратегии) поведения в определенных ситуациях оценивания.

Результаты исследований показывают, что, чем меньше у субъекта конструктивных способов поведения и индивидуальных средств для опосредствования аффекта оценивания и при этом специфика реагирования такова, что подавляющее большинство ситуаций воспринимается как экстремальные и субъективно непереносимые (обладающие угрозой негативного оценивания, отвержения, публичного унижения), — тем выше выраженность социальной тревоги не только в реальных, но и в воображаемых и ожидаемых в будущем ситуациях оценивания, тем выраженнее тенденция к деструктивным формам декомпенсации, в том числе суицидальному поведению, злоупотреблению психоактивными веществами и тотальному избеганию [13].

Важно отметить, что сам уровень выраженности социальной тревоги в меньшей степени имеет решающее значение в формировании и поддержании деструктивных способов совладания и декомпенсации, поскольку определяющую роль здесь играет наличие / отсутствие средств (индивидуальных способов, возможностей, программ) для опосредствования данной тревоги, ее когнитивного опроизваливания и, тем самым, возможности управления, переструктурирования аффекта и овладения им. Однако, как отмечают В. А. Куташов, В. А. Кунин, Л. А. Куташова, опроизволивание не означает прямого волевого усилия, а необходимость заставить себя реагировать иначе не приведет к необходимому овладению аффектом, необходимо включение знаково-символических культурных средств для организации аффекта и поведения [7].

Оценка индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области зависит от категориальной дифференцированности и представленности в сознании объекта опыта взаимодействия с ним, его мотивационной значимости для человека. Эта представленность объектов в сознании может меняться от неопределенно-диффузного ощущения до категориально сложного, структурированного образа. Если исходить из того, что все объекты мира и сам человек (как объект, имеющий тело) должны быть представлены в некой интегральной системе, связывающей потребности, установки, механизмы восприятия, то такой системой может выступить «образ мира». Содержанием «образа мира» является система следов, формируемая в процессе поведенческой активности индивида и фиксирующая мотивационно значимые объекты и их свойства — «мир объектов». Главным принципом построения «образа мира» студента является процесс «разметки» или категоризации объектов по некоторым значимым для адаптации основаниям. Психосемантика позволяет выйти на экспликацию неосознаваемых мотивационных структур человека, анализируя при этом все основные свойства мотивации, в результате чего строятся эмпирические модели в виде пространства векторов активности индивида и смыслового проектирования активности индивида, что определяет направления совершенствования его дальнейшей деятельности.

В оценке психологических паттернов студентов психосемантическое моделирование операционально предполагает оценку определенного набора объектов по дескрипторам с целью формирования матрицы данных для последующей обработки. Объект — это любой элемент (единица) реальности, которому может быть атрибутировано некоторое субъективное мотивационное отношение. Образ мира — структура, промежуточная переменная, объясняющая и иллюстрирующая формирование мотивационно пристрастной относительно устойчивой системы эмоционально-когнитивного кодирования и разметки мира, берущая свои истоки из перцептивной селективности и опыта научения.

Таким образом, оценка индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области при помощи анализа психосемантического пространства позволяет определять закономерности и механизмы восприятия, структурирования отношения человека к окружающему миру, что создает условия для совершенствования его дальнейшей деятельности.

 

Литература:

 

1.    Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения. Монография. Воронеж, 2013. — 121с.

2.    Кобзов А. Ю., Лодкина Е. В. Опыт профориентационной работы со студентами вуза/ А. Ю. Кобзов, Е. В. Лодкина // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 4 (10). С. 88–100.

3.    Кручинин В. А., Калтаева М. В. Психологическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студента/ В.А, Кручиин, М. В. Калтаева// Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 129–132.

4.    Куташов В. А., А. А. Глухов, Н. А. Степанян, А. И. Рог и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж. — 200 с.

5.    Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013. — 170 с

6.    Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. — 729 с.

7.    Куташов В. А., Кунин В. А., Куташова Л. А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013. — 224 с.

8.    Куташов В. А., Черных О. Н., Чупеев А. Н. Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности. // Вестник ВГТУ. 2007. Т. 3. (1). С. 149–151.

9.    Куташов В. А., Я. Е. Львович, Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях. Монография. Воронеж, 2009. — 200 с.

10.         Петренко В. Ф. Основы психосемантики/ В. Ф. Петренко. — СПб.: Питер, 2005. — 480с.

11.         Помыткина Л. В. Психологические особенности принятия студентами стратегических жизненных решений/ Л. В. Помыткина// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 3. С. 308–312.

12.         Провоторов В. М., Чернов Ю. Н., Лышова О. В., Будневский А. В. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2000. Т. 100. 6. С. 66–70.

13.         Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Психосемантический анализ паттернов эмоционально-когнитивного реагирования в ситуациях оценивания в контексте выраженности социальной тревоги/ О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 6 (23). — URL: http://mprj.ru (дата обращения: 25.05.2015).

14.         Самсонов А. С., Куташов В. А., Чопоров О. Н. Интеллектуализация анализа распространенности и прогнозирования депрессивных расстройств на основе математического моделирования. Монография. Воронеж, 2014. — 170 с.

15.         Ященко Е. Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета/ Е. Ф. Ященко// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 31. С. 56–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle