Библиографическое описание:

Крюкова И. В. Финансовые потоки теневой экономики жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 406-410.

Теневая экономика является деструктивным элементом любой экономической системы. В структуре экономических преступлений жилищно-коммунальное хозяйство занимает второе место, что обусловлено высокой непрозрачностью его финансовых потоков, несовершенством законодательства, спецификой предоставляемых услуг. В статье определена категория «финансовые потоки теневой экономики ЖКХ», исследованы факторы, способствующие уводу финансовых потоков в теневую экономику, структурированы направления движения финансовых потоков ЖКХ, на которых возникает риск их увода из правового поля, классифицированы экономические преступления ЖКХ, приводящие к возникновению финансов теневой экономики ЖКХ. Автором разработана система мер, способствующая повышению прозрачности финансовых потоков отрасли и снижению объемов теневой экономики, среди которых важное место занимает общественный контроль и персональная ответственность чиновников за реализацию проектов.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые потоки, теневая экономика, экономические преступления

Экономику любого государства невозможно охарактеризовать полностью, не упомянув об обратной ее стороне — так называемой «теневой экономике». Теневая экономика выступает результатом паразитарного перерождения экономических отношений и порождает спекулятивный интерес, играющий деструктивную роль в историческом процессе. [9]

По разным оценкам, размер теневой экономики России составляет от 30 до 46 % официального ВВП. Реалии времени, когда, в условиях ограниченных финансовых ресурсов, государством ставятся сложные задачи повышения экономического роста, выполнения взятых ранее социальных обязательств, стимулирования инвестиций, заставляют экономистов упорно работать над проблемами ликвидации негативных элементов в экономике. Изучением сущности «теневой экономики» и методов борьбы с ней занимаются такие ученые как Волкова Н. М., Костин А. В., Латов Ю. В., Ковалев С. Н., Попов Ю. Н., Тадтаев Д. М., Фильчакова Н. Ю., Эриашвили Н. Д. и другие.

Одной из проблемных в отношении экономической преступности отраслей является отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на усилия государственной власти в области повышения качества услуг и инвестиционной привлекательности сферы жилищно-коммунального хозяйства России, по-прежнему проблемы этой отрасли носят острый социальный и экономический характер. Сфера ЖКХ создает примерно 6–7 % ВВП [2], она является потенциально интересной сферой приложения капитала, что обусловлено свойствами, ей присущими: обязательность платежей населения за поставленные ресурсы, неиисякаемость потребности в бытовом обслуживании и капитальном строительстве. Социальная важность обусловлена правом человека на жилище, потребностью в комфортном проживании. Уровень социального обслуживания граждан становится главным критерием эффективности правительства любого государства. На сегодняшний момент отрасль имеет ряд проблем, одной из которых является вывод финансовых потоков в теневую экономику. В 2012 г. органами прокуратуры в ней пресечено 213 тыс. нарушений закона. В 2013 г. прокуратура выявила и пресекла почти 320 тыс. нарушений законодательства в ЖКХ, к дисциплинарной и административной ответственности привлечены порядка 63 тыс. виновных физических и юридических лиц. [11] В общей структуре экономических преступлений в 2013 году наиболее распространенными остаются преступления, связанные с финансово-кредитной системой (27,9 % от общего числа преступлений) и потребительским рынком (16,9 %), к которому относятся коммунальные услуги населению. [8]

По словам генерального прокурора РФ Ю. Чайка «в деятельности органов государственной власти субъектов и местного самоуправления выявлены многочисленные нарушения при установлении тарифов, распоряжении имуществом коммунального комплекса. Установлены они и при использовании организациями ЖКХ средств бюджетов различных уровней, собственных финансов, в том числе поступивших в виде платежей граждан за потребляемые услуги». [3]

Сложность в выявлении и раскрытии преступлений в сфере ЖКХ обусловлена несколькими причинами. Одной из них является высокая непрозрачность финансовых потоков, возникающих в результате реализации жилищно-коммунальных услуг. Необходимо четкое представление о сущности и направленности движения финансовых ресурсов теневой экономики, поскольку именно финансовые потоки составляют базис теневой экономики.

В связи с этим целью данного исследования является уточнение категории «финансовые потоки теневой экономики ЖКХ», изучение движения финансовых потоков между всеми участниками процессов, связанных с функционированием ЖКХ, выявление этапов, на которых существует риск увода финансовых потоков в теневую экономику, выработка мер предупреждения нарушений в финансовой сфере ЖКХ.

Результативная борьба с элементами теневой экономики невозможна без понимания ее экономического смысла.

«Теневая экономика включает в себя все те виды деятельности, которые имеют негативный характер, наносят вред обществу. Конструктивный (общественно полезный) или деструктивный характер деятельности выступает исходным критерием отнесения ее различных видов к нормальной или теневой экономике. Поэтому теневой экономикой надо признать всякую экономическую деятельность, противоречащую общественным интересам». [9]

«Теневая экономика — это та экономическая деятельность и доход от нее, которые избегают правительственного регулирования, налогообложения, контроля и не получают отображения в официальных оценках ВВП». [5, с.20]

По мнению Волковой Н. М., теневая экономика может рассматриваться как специфический вид экономической деятельности, которому присущи правонарушения норм действующего законодательства, в частности, путем использования таких инструментов как коррупция, легализация (отмывание) денег, полученных преступным путем, и т. п. [1, с.97]

Теневая экономика — это неофициальная (скрываемая, нефиксируемая) экономическая деятельность работников «белой» экономики, прямо и непосредственно связанная с их официальной профессиональной деятельностью. Противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики «большого бизнеса». Здесь происходит негласное перераспределение общественного дохода. Это приписки, которая выдает фиктивные результаты за реальные — приписки продукции, фальсификация сведений о качестве и цене товаров; неформальных связи — обеспечение «закулисного» выполнения обычных производственных заданий: повышенная оплата труда «шабашников», организация банкета при приеме ревизоров; взятки, т. е. злоупотребления служебным положением должностных лиц в личных целях — коррупция, незаконные привилегии. В коммерческом секторе хозяйства наиболее распространены уклонение от налогов, нечестная конкуренция, коммерческие взятки, нарушение прав потребителей. [10]

Теневая экономика с экономико-правовой точки зрения это — хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей (рациональных, не рациональных и иррациональных) субъектов, имеющая как производительный (скрытое производство и реализация разрешенных товаров, работ и услуг, а также производство и реализация запрещенных товаров, работ и услуг), так и непроизводительный характер (скрытое перераспределение ранее созданного национального дохода), находящаяся вне правового поля. [4, с.29]

Теневая экономика подразделяется на несколько секторов в зависимости от связи с официальной экономикой, состава объектов и субъектов: «вторая», или «беловоротничковая», «серая» и «черная». Теневую экономику ЖКХ можно отнести ко «второму» сектору и охарактеризовать как запрещенную экономическую деятельность должностных лиц, приводящую к незаконному перераспределению ранее созданного национального дохода.

Таким образом, учитывая отраслевую специфику, финансовые потоки теневой экономики ЖКХ можно рассматривать как совокупность горизонтальных и вертикальных перемещений денежных средств, складывающаяся в результате хозяйственной деятельности государства, предприятий (организаций) и населения, связанной с функционированием жилищно-коммунальной сферы хозяйства, и характеризующаяся преднамеренным ее выведением за рамки правового поля государства и получением нелегальных доходов.

Субъекты экономических преступлений в сфере ЖКХ делятся на внутренних (руководители управляющих компаний (УК), председатели товариществ собственников недвижимости (ТСН)) и внешних (чиновники, рейдеры).

Структура денежных и финансовых потоков отрасли ЖКХ представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Денежные и финансовые потоки отрасли жилищно-коммунального хозяйства [6, с.75]

 

Увод финансовых потоков ЖКХ в теневую экономику происходит на следующих этапах:

1.                  этап уплаты управляющим субъектом денежных средств поставщикам коммунальных ресурсов;

2.                  этап распределения управляющим субъектом финансовых ресурсов, поступивших от населения и из бюджета;

3.                  этап уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней.

Факторами, детерминирующие совершение финансовых преступлений в сфере ЖКХ, являются:

-        высокая непрозрачность финансовых потоков, проходящих в результате реализации жилищно-коммунальных услуг;

-        несовершенство законодательства, регламентирующего права, обязанности, ответственность субъектов отношений при предоставлении коммунальных услуг;

-        труднодоказуемость совершенных преступлений в силу их нетипичности;

-        труднодоказуемость в связи с изменчивостью и мгновненным потреблением услуги.

Классификацию экономических преступлений в сфере ЖКХ, приводящих к возникновению финансов теневой экономики, можно представить следующим образом:

1.                  Преступления, связанные с незаконными действиями правления ТСН, ЖСК, ЖК, УК:

-                   нарушения при установлении тарифов за поставленные ресурсы;

-                   нецелевое использование бюджетных средств;

-                   использование дешевых некачественных материалов при ремонте и строительстве или создание видимости работ и присвоение выделенных на такие работы денежных средств;

-                   фиктивное принятие на работу кадров и присвоение их заработной платы;

-                   подделка протоколов проведения общего собрания жильцов дома, в которых фиксируется фиктивная необходимость проведения ремонтных и других работ;

-                   заключение договоров с подрядчиками с завышенной сметой;

-                   содержание непрофильных активов;

-                   сдача в аренду нежилых помещений многоквартирных домов (МКД).

2.                  Преступления, связанные с преднамеренной преступной деятельностью или халатностью чиновников или иных лиц:

-                   преднамеренное банкротство ресурсопоставляющих предприятий;

-                   незаконное предоставление права на проведение строительства и ремонта компаниям за взятку.

Теневая экономика — явление, сопровождающее любую экономическую систему. Задачей правительства и общества является уменьшение ее объемов, исключение коррупционной составляющей. В период реформирования ЖКХ, в условиях значительного снижения доли государственных расходов на нужды этой отрасли, приоритетом в ее функционировании становится оптимизация движения финансовых потоков, исключение деструктивных элементов, связанных с незаконными действиями должностных лиц и чиновников, направленных на разрушение эффективного управления финансами отрасли. Сужение теневого сектора и увеличение прозрачности финансовых потоков ЖКХ возможно при обязательном установлении общественного контроля за деятельностью управляющих субъектов. В связи с этим предлагаем систему мер, способствующих увеличению прозрачности финансовых потоков ЖКХ:

1.                  общественный контроль за деятельностью ТСН, жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), жилищных кооперативов (ЖК), УК. Реформа ЖКХ не даст ожидаемых результатов без активного участия населения в управлении собственностью. В первую очередь, субъекты управления должны следовать принципу открытости информации, который отражен в Постановлении Правительства от 28.12.2012 г. № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» [7], Постановлении Правительства от 23.09.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», а также в части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, где закреплено, что организации, осуществляющие управление МКД, обязаны раскрывать информацию о своей деятельности путем публикации ее на сайте https://www.reformagkh.ru. Обширная судебная практика показывает, что не все управляющие субъекты следуют принципу гласности. В связи с этим необходимо в законодательном порядке закрепить ответственность председателей ТСН, ЖК, ЖСК за нераскрытие, неполное раскрытие, раскрытие недостоверной информации о финансовых потоках, поскольку КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа только для управляющих компаний, действующих на основании договоров управления. Необходимо посредством социальной рекламы просвещать граждан о их правах и действиях при нарушении этих прав.

2.                  государственное инициирование общероссийского общественного движения, в состав которого должны войти представители собственников жилья, специалисты в сфере ЖКХ, ученые и должностных лиц отрасли ЖКХ. Создание такого общественного движения послужит эффективным инструментом контроля за деятельностью ТСН, ЖСК, ЖК, УК. Действующие общественные движения многочисленны, но не масштабны, в результате чего не могут осуществить реальный контроль за движением финансовых ресурсов ЖКХ.

3.                  более широкое привлечение частных подрядчиков и поставщиков услуг в сферу ЖКХ, создание предприятий государственно-частного партнерства, что позволит снизить монополию муниципальных предприятий в области оказания услуг и поставки ресурсов. При этом считаем необходимым проведение конкурсов на право предоставления услуг ЖКХ. Конкурс должен проводится в присутствии должностного лица от Министерства строительства и ЖКХ региона, подпись которого должна заверять все необходимые документы, подтверждающие право того или иного юридического лица на оказание услуг. При этом для должностного лица необходимо предусмотреть персональную ответственность за утверждение проектов, смет ремонтных работ и их результаты. Необходимо ранжировать проекты в зависимости от стоимости и исходя из этого следует определять количество чиновников, ответственных за проект.

4.                  совершенствование законодательных норм в части административного и уголовного наказания руководителей ТСН, ЖСК, ЖК, УК за нецелевое использование средств, поступающих в их распоряжение в результате уплаты коммунальных платежей населением и организациями, а также средств, переданных Фондом реформирования ЖКХ, предусматривающих конфискацию имущества в объемах совершенных хищений.

Только комплексный подход, включающий персональную ответственность руководителей управляющего субъекта и чиновников, общественный контроль и жесткие меры ответственности нарушителей, позволит повысить прозрачность финансовых потоков ЖКХ, оптимизировать денежные потоки, и, как следствие, решить накопившиеся проблемы финансирования отрасли.

 

Литература:

 

1.                  Волкова Н. М. Подходы к определению понятия «теневая экономика» // Право и государство: теория и практика. 2013. № 9 (105). — С. 96–100

2.                  Годовой объем услуг в сфере ЖКХ оценивается в 6–7 % ВВП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/412255 (Дата обращения 13.05.2015)

3.                  Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/82414/ (Дата обращения 13.05.2015)

4.                  Кириленко В. П., Дронов Р. В. Коррупция и ее связь с теневой экономикой//Управленческое консультирование. 2012. № 3 (47). С. 28–36.

5.                  Костин А. В. Теневая экономика: понятие, сущность, содержание, тенденции развития // Экономика и социальная политика. 2014. № 1. С.19–23

6.                  Крюкова И. В. Финансовые потоки ЖКХ / Крюкова И. В./ Научные перспективы 21 века. Достижения и перспективы нового столетия: Материалы 6 международной научно-практической конференции. Новосибирск, 14–15 ноября 2014. — Новосибирск, 2014. С. 74–76

7.                  Подписано постановление об открытости информации в сфере ЖКХ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?434 (Дата обращения 13.05.2015)

8.                  Статистика экономической преступности за 2013 год (по данным МВД РФ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econcrime.ru/stat/8/ (Дата обращения 13.05.2015)

9.                  Смирнов А. А. Государственная политика противодействия теневой экономике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.finec.ru/materials_files/refer/A5159_b.pdf (Дата обращения 13.05.2015)

10.              Тюгашев Е. А.. Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/upravlenie-narodnyim-ekonomika/tenevaya-ekonomika19173.html (Дата обращения 13.10.2014)

11.              Чайка: в 2013 г. в ЖКХ выявили 320 тыс. преступлений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/39635 (Дата обращения 13.10.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle