Библиографическое описание:

Эскиев М. А., Чажаева Э. М. Государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 480-485.

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. При этом государственное регулирование региональной политики направлено на определение и контроль реализации совокупности целей и задач центральных и региональных органов государственной власти, определяющих управление социально-экономическим развитием регионов страны, и является инструментом осуществления общей стратегии территориального развития государства. Таким образом, государственная региональная политика «объединяет региональную политику общенационального центра, а также конкретных регионов, имеющих свои специфические особенности» и оказывает непосредственное влияние на региональное развитие, в том числе и в социально-экономической сфере.

Федеральная (или общенациональная) политика в отношении регионов представлена соответствующими целями и задачами по управлению их политическим, экономическим и социальным развитием, сформулированными федеральным центром, что является одной из частей механизма государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере. В связи с этим, общая направленность региональной политики России определяется как создание условий формирования единого экономического пространства страны, что предполагает не только достижение экономических результатов, но и преодоление существенных различий в социально-экономическом развитии ее субъектов. Важно осознавать как внутреннюю противоречивость такого двойственного комплекса целей, так и непосредственную их взаимосвязь.

Однако собственная политика каждого региона также включает цели и задачи по управлению региональным хозяйством в рамках экономического, финансового, социального, инвестиционного, внешнеэкономического и прочих направлений деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Они в совокупности определяют государственную региональную политику, направленную на осуществление стратегии России по развитию ее территории, предполагающей гибкое сочетание экономических и социальных целей [2].

Стратегия развития территорий — это, в свою очередь, система методов и механизмов, формируемых для осуществления планов развития, разрабатываемых в соответствии с концепцией регионального развития

России и призванных оказывать необходимое воздействие на социальную, культурную и экономическую сферы жизни населения в ее регионах. Следует отметить, что эта стратегия является составным элементом общей государственной стратегии развития страны. Поэтому формирование федеральной региональной политики предполагает согласование отдельных интересов регионов России и общенациональных интересов.

Более того, осуществление государственной региональной политики предполагает использование бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях, что обеспечивает зависимость регионов от федеральных денежных поступлений, а значит, формирует еще один инструмент государственного регулирования, а именно — бюджетный. Так, статья 130 Бюджетного кодекса Российской федерации определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в формах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, которые направлены на стимулирование экономического роста; выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории; компенсацию нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов; поощрение реализации экономических и социальных реформ нижестоящими органами власти на своей территории. Так же для решения вопросов социально-экономического развития, в составе федерального бюджета созданы: Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР); Фонд регионального развития; Фонд софинансирования социальных расходов; Фонд реформирования региональных финансов.

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов действует с 1994 г в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ, рассчитывается в 2 этапа, причем для каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. На первом этапе объем дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень первого критерия выравнивания (85 %). На II этапе объем дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых с учетом дотаций, распределенных на I этапе, не превышает уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания (100 %).

Фонд регионального развития был создан в 2000 г. Он предназначен для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства фонда выделяются для финансирования федеральных программ развития регионов.

Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 году в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с предоставлением населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являются средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.

Безусловно, государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере требует формирования постоянно действующей системы учета, сбора, анализа и распространения информации о демографическом, социально-экономическом, национальнокультурном развитии каждого из регионов России. Подобные меры позволят обеспечить разработку системы прогнозов регионального социально-экономического развития России; обоснование приоритетных аспектов развития; постановку управленческих задач; выбор механизмов реализации государственного регулирования регионального развития; выявление возможных конфликтов; оценку результативности деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по осуществлению государственной региональной политики; обоснование государственной помощи конкретным регионам; формирование особых организационно-правовых режимов в отдельных регионах [3].

Таким образом, речь идет о целостной системе регионального мониторинга, необходимого для последовательного осуществления общегосударственной региональной стратегии. В связи с этим, особое внимание должно уделяться вопросам уровня и качества жизни населения регионов и формированию тенденции к достижению однородности общего экономического пространства страны. Наряду с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в этом должны принять активное участие органы местного самоуправления, ассоциации экономического взаимодействия указанных субъектов, а также граждане, проживающие на территории конкретного региона.

При рассмотрении вопроса о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта федерации в социально-экономической сфере, следует обратиться к основному закону нашего государства — Конституции РФ, а именно к статье 1, согласно которой, Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Основу федеративной формы государственного устройства составляют взаимоотношения федеративного государства и его составных частей, так называемых субъектов. Безусловно, подобное взаимодействие должно осуществляться через определенные институты — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта федерации и иные государственные органы, для обеспечения системного подхода по решению задач социально-экономического развития региона [1].

Компетенции Российской Федерации (субъекта управления) относительно регионов (объектов управления) описаны в статье 71 главы 3 Конституции. К ним относятся федеративное устройство государства, федеральное законодательство и судоустройство, регулирование и защита прав и свобод человека, формирование федеральных органов государственной власти и федеральная государственная служба, федеральная государственная собственность, федеральная социально-экономическая политика, государственное финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, федеральный бюджет и налоги, федеральная инфраструктура, внешнеэкономические и международные отношения, оборона и безопасность, система стандартов и эталонов.

В тех сферах, где требуется сотрудничество в решении проблем и солидарная ответственность федерального центра и субъектов федерации действует система отношений кооперативного федерализма, или феномена совместного ведения федерации и ее субъектов. Согласно статье 72 главы 3 Конституции, в совместном ведении Федерации и субъектов находятся вопросы обеспечения соответствия региональных нормативно-правовых актов федеральному законодательству, защита прав и свобод человека, вопросы владения, пользования и распоряжения землями, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, разграничение государственной собственности, здравоохранение, образование, меры по борьбе с катастрофами, установление общих принципов налогообложения и организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, отдельные отрасли права, кадры судебных и правоохранительных органов, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Важно отметить, что перечень предметов совместного ведения, как перечень предметов ведения Федерации, является закрытым. Его изменение возможно только в рамках процесса внесения поправок в Конституцию, что в определенной мере гарантирует конституционную защиту установленного объема компетенций [4].

К ведению субъекта Федерации относятся все остальные, не вошедшие в перечень исключительного ведения Федерации и перечень совместного ведения Федерации и субъектов, предметы ведения. Причем, согласно статье 73 главы 3 Конституции субъекты Российской Федерации в этой части обладают всей полнотой государственной власти Это подтверждает правильность подхода к региону как к квазигосударству и рассмотрению его как субъекта самоуправления.

К вопросам исключительного ведения Российской Федерации в социально-экономической сфере относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, то есть такие вопросы, которые связаны с обеспечением внутреннего и внешнего суверенитета РФ и защитой интересов многонационального населения страны, определяющих компетенцию государства.

Таким образом, мы сможем сказать, что разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта федерации в социально-экономической сфере связано с необходимостью одновременно обеспечить целостную, взаимосвязанную систему для осуществления государственной политики на уровне региона, а также учесть географические, культурно-исторические, природно-климатические, социально-экономические и иные особенности каждого субъекта с целью повышения эффективности при реализации федеральных и региональных социально-экономических стратегий и программ, непосредственно направленных на развитие территории.

Поскольку из всевозможных областей жизнедеятельности общества социально-экономическая сфера наиболее полно характеризует жизнеобеспеченность граждан, их экономический потенциал, а значит и перспективы развития не только региона, но и государства, безопасность его национальных интересов, то возникает необходимость в стратегическом планировании данного направления.

В связи с этим, был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», устанавливающий правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Следует отметить, что стратегическое планирование в социально-экономической сфере осуществляется как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации и предполагает деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, направленную на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации.

К участникам стратегического планирования относятся Президент РФ; Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство РФ; Совет Безопасности РФ; Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; федеральные органы исполнительной власти. На уровне субъекта участниками стратегического планирования являются законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения; формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации относятся к Полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Однако ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» дает право субъектам в пределах своих полномочий, определять приоритеты социально-экономической политики, долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.

Содержание данной стратегии должно включать оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации; показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии; ожидаемые результаты реализации стратегии; оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии; информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии и иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации. Поэтому данный документ является основой для разработки государственных программ.

Таким образом, стратегическое планирование регионального развития в социально-экономической сфере, как принцип государственного регулирования региональной политики данного направления, заключается в создании единой и целостной методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единства порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования в социально-экономической сфере. В связи с этим, участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития, за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Литература:

 

1.                 Конституция РФ.

2.                 Илаева З. М. Экономические проблемы регионального развития в ЧР // 3-ая ежегодная итоговая конференция ППС ЧГУ (20 февраля 2014г.) «Изд-во Чеченского госуниверситета», Грозный, 2014

3.                 Илаева З. М. Специфика федеральных программ поддержки регионов // Материалы III Международной научно-практической конференции «Кавказ: история и современность», Пятигорск, РИА-КМВ, 2014

4.                 Ялмаев Р. А. Разработка сценариев развития региона на основе социально-экономических показателей // 3-ая ежегодная итоговая конференция ППС ЧГУ (20 февраля 2014г.) «Изд-во Чеченского госуниверситета», Грозный, 2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle