Библиографическое описание:

Картамышева Н. С., Биекенова А. С. Арктика и развитие арктической зоны // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 333-337.

В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыты особенности развития Арктики и арктической зоны, сделаны выводы о том, что главной задачей на современном этапе является формирование эффективной стратегии развития этого региона, с учётом изменений в глобальном распределении сил, национальных интересов арктических государств, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов Арктики, экологических требований и задач развития.

 

На фоне возрастания геополитического и экономического значения Арктики формируется базовая проблема развития Арктики и арктического региона.

В современной Арктике формируется одна из самых сложных геополитических ситуаций в мире. Общее пространство приарктических государств, которое формируется в единый Арктический регион, имеет колоссальные запасы природных ресурсов и уникальное географическое положение на пути развития новых транспортных путей. Всё это повышает геополитическое значение региона и приводит к столкновению интересов ведущих государств мира, что проявляется в политическом противостоянии и обострении конфликтов между странами.

Повышенный интерес со стороны стран в Арктику начал зарождаться благодаря глобальному потеплению в мире. Это способствует тому, что воды региона могут быть свободны ото льда от одного месяца до почти всего летнего периода. Перед странами открываются новые перспективы и возможности, а рядом с ними и соперничество за доступ к ресурсам Арктики.

Всё больше промышленное значение как для приарктических, так и для многих других стран мира имеет освоение практически неисчерпаемых биологических ресурсов арктических морей, значительная часть которых, по мнению специалистов, одновременно может служить источником биологического сырья [6, с. 22–31.].

В силу этих обстоятельств, исследование вопроса развития Арктики и арктической зоны имеет теоретическое и практическое значение для Российской Федерации.

Значительный вклад в исследование проблем и перспектив развития Арктики и арктической зоны сделали участники Всероссийской научно-практической конференции «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы», посвящённой экономическим, правовым, социальным и экологическим аспектам развития Севера и Арктики России в условиях современности. [14]

Цель исследования заключается в том, чтобы, опираясь на научные достижения отечественных и зарубежных исследователей, нормы международного права и национального законодательства приарктических государств, всесторонне раскрыть проблемы и перспективы развития Арктики и арктической зоны.

Сегодня уже известно, что ресурсы Арктики огромны и разнообразны. Считается, что на дне Северного Ледовитого океана находится почти 20 процентов общемировых запасов нефти и 30 процентов запасов газа [16];

В Арктике есть большой потенциал по транзитивным возможностям, со временем здесь может пройти один из важнейших мировых морских транспортных путей, что позволит сократить стоимость и продолжительность перевозок между тремя основными центрами мировой экономики — Европой, Северной Америкой и Восточной Азией. В связи с таянием льда в Арктике, Северный Ледовитый океан становится доступным для промышленного рыболовства.

Арктический регион имеет большое геополитическое значение, что обусловлено повышенным вниманием со стороны приарктических государств в отношении эффективного освоения шельфов, внешние границы которых до сих пор чётко не определены. Делаются многочисленные попытки со стороны различных государств по усилению своего политического и экономического присутствия в Арктике, а также выражается готовность к разработке новых месторождений в условиях истощения ресурсов [13, с. 147].

В арктическом регионе расположены восемь государств — Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Приарктическими выступают государства, территории которых непосредственно прилегают к Арктике. Среди них ведущую роль играют Канада, США, Дания, Норвегия и Россия.

19 сентября 1996 года в Оттаве Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Российской Федерацией, Финляндией и Швецией была подписана декларация о создании Арктического Совета, призванного содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. Неарктические государства также могут участвовать в работе Арктического совета в качестве наблюдателей.

Согласно Декларации о создании Арктического совета, цель и основные его задачи заключаются в следующем:

1)        организация сотрудничества, координации и взаимодействия приарктических государств по проблемам Арктики (кроме вопросов военной безопасности) с привлечением объединений коренных народов арктического региона;

2)        мониторинг и координация программы охраны окружающей среды Арктики; программы арктического мониторинга и экспертных оценок; программы сохранения арктической флоры и фауны; программы защиты арктического морского среды; программы предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации;

3)        определение круга задач по реализации программы устойчивого развития, ее контроль и координация;

4)        распространение информации, поощрение образования и обеспечения интереса к проблемам Арктики [7, с. 721–722].

В 2006 году в г. Салехард была подписана Салехардская декларация в связи с десятой годовщиной Арктического совета. В декларации было сделано особый акцент на необходимости борьбы с загрязнением Арктики и высказано беспокойство в связи с процессом изменения климата в регионе [9, с. 140].

24–25 апреля 2015 года состоялось заседание министров Арктического Совета в Икалуите, Нунавут, Канада, на котором Соединённые Штаты взяли на себя обязанность возглавлять Арктический совет в течение следующих двух лет. Сейчас Арктический регион, особенно Арктический совет, переживают тяжелые времена. После пяти лет динамичного развития, сотрудничество в Арктическом регионе находится под угрозой напряжения геополитических отношений между Россией и Западом.

В ноябре 2014 года США представили амбициозную программу для своего председательства под лозунгом «Единая Арктика: совместные возможности, проблемы и обязанности». В течение 2015–2017 годов планируется ряд важных событий, а именно: проведение крупномасштабных поисково-спасательных учений и, возможно, проведения саммита глав арктических государств.

В течение 2014–15 годов, отношения между арктическими государствами всё чаще страдают от конфликта в Украине. Осенью 2014 Европейский союз и США ввели экономические санкции против России, которые мешают компаниям, расположенным в странах ЕС и США работать в России и ограничивают возможности России обратиться за финансовой поддержкой для развития его ресурсов в Арктике. Это в свою очередь препятствует России разрабатывать свои шельфовые углеводородные ресурсы в Арктике.

После введения санкций Россия потеряла свой главный стимул для сотрудничества в регионе. Российские интересы национальной безопасности выходят на передний план в арктической политике, что привело к наращиванию военной мощи в регионе.

Сотрудничество в рамках Арктического совета продолжается и дальше, несмотря на кризис в Украине, хотя и в меньшем масштабе. Соединённые Штаты, которые сейчас возглавляют Арктический Совет, должны сделать стратегический выбор: либо они вместе с другими арктическими государствами будут проводить политику основываясь на намерении сохранить в Арктике «зону сотрудничества», или же США бросят вызов России в рамках борьбы с кризисом в Украине и арктическое сотрудничество станет жертвой глобальных геополитических отношений.

4 июня 2015 года в Вашингтоне была открыта конференция, посвящённая проблемам развития Арктики и арктической зоны. Участниками встречи стали географы, климатологи, экономисты, политологи, специализирующиеся на изучении Арктики. Основой, на которой строится современная политика нашей страны в данном регионе, является «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [15], опубликованная 20 февраля 2013 г.

Она основывается на последующее формирование утверждений предшествующего концептуального документа — «Основы политики России по освоению Арктики» [4], утверждённого в 2008 г., в соответствии с которым главными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

-          использование Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в свойстве стратегической ресурсной основы РФ, которая обеспечивает разрешение вопросов социально-экономического развития государства;

-          сохранение уникальных экологических систем Арктики;

-          использование Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике;

-          сбережение Арктики как зоны мира и партнёрства.

Свою национальную морскую политику, в том числе и в арктическом региональном направлении, Российская Федерация осуществляет в соответствии с «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Президентом РФ 27 июля 2001 № Пр — 187 [1]. Необходимо также обратить внимание на то, что правовой режим районов, прилегающих к побережью Российской Федерации в Арктике, определяется, в частности, законом РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25 октября 1995 года [2] и другими правовыми актами.

В соответствии с документом, первенствующими тенденциями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечивания национальной безопасности представлены следующие: комплексное социально-экономическое развитие АЗРФ; развитие науки и технологий; создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; обеспечение экологической безопасности; международное сотрудничество в Арктике; обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.

Новый документ высветил реальную ситуацию и дал соответствующим образом оценил её. В документе говорится также говорится о том, что Россия не достигла все цели, которые были намечены на первый этап (2008–2010 гг.) В частности, говорится о том, что выполнение федеральной программы развития АЗРФ задерживается. Следует также признать тот факт, что наша страна не обладает необходимыми технологиями в достаточном их количестве с целью самостоятельного освоения ресурсов Арктики. Кроме того, нам не хватает инвестиций для полноценного выполнения программы развития АЗРФ.

В целом Стратегия-2013 делает акцент на невоенных угрозах и вызовах безопасности РФ в Арктике — так называемой «мягкой безопасности». К ней относятся вопросы обеспечения экономической безопасности и безопасности экосистем, решение которых должно решаться комплексно.

Разработанный и внесённый в январе 2013 г. в Правительство РФ проект Федерального закона об Арктической зоне РФ так и не был принят.

В конце апреля 2014 президент Владимир Путин провёл заседание Совета безопасности России по вопросам реализации государственной политики в Арктике. На встрече рассматривались пути реализации Россией государственной политики в Арктике в интересах национальной безопасности.

С 14 марта 2015 года в России действует орган, который отвечает за развитие арктического региона: государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Комиссия наделена широкими полномочиями, в её ведении — организация федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления для решения социально-экономических задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности [17].

В начале апреля 2015 года Совет Федерации провёл парламентские слушания по вопросам законодательного регулирования Арктической зоны, в ходе которых было сказано о необходимости возобновления работы над проектами федеральных законов об Арктической зоне РФ и Северном морском пути. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» была одобрена Правительством РФ только 21 апреля 2014 г. [5]

На момент принятия Программа, по сути, оставалась без федерального финансирования, и, по словам члена Комитета по делам Севера Совета Федерации РФ И. Чернышенко, «на развитие Арктики может не оказаться средств не только в 2014, но и в 2015–2016 гг». [15]

Несмотря на очевидную значимость АЗРФ для России, социально-экономическая, демографическая и экологическая ситуация в этом регионе остаётся весьма сложной, а гражданская и военная инфраструктуры, необходимые для реализации стратегических возможностей региона в таких сферах, как освоение его природных богатств и развитие международной транспортной системы, не соответствуют ни сегодняшним, ни, тем более, будущим потребностям [11, с. 18].

В современных условиях успех политики России на арктическом направлении зависит не только от практической реализации уже намеченных стратегических целей, но и от уточнения конкретных планов и программ с учётом быстро меняющейся геополитической обстановки в мире и непосредственно в Арктическом регионе. При всех своих достоинствах Стратегия-2013 и вытекающие из неё федеральные программы и практические мероприятия, на наш взгляд, нуждаются в определённых дополнениях. Стратегия экономического освоения АЗРФ и защиты её экосистемы не может реализовываться без учёта более широкого военно-стратегического и внешнеполитического контекста, без которого нельзя в полной мере понять реальные перспективы, направления, пределы, а также оптимальные механизмы международного сотрудничества [8, с. 194].

Заключение. Климатические изменения в мире угрожают привести к геополитическому кризису в Арктике. Столкновение интересов между заинтересованными в развитии региона государствами неизбежно.

В современных условиях Арктика всё больше воспринимается как арктическими, так и неарктическими государствами как особый регион земного шара, который немедленно требует эффективной международно-правовой защиты его значительных биоресурсов и уникальной экосистемы.

На современном этапе по инициативе арктических государств идёт подготовка к международному многостороннему соглашению об охране окружающей среды. По мнению зарубежных специалистов, она должна предусмотреть создание специального межведомственного координационного органа, который бы обеспечивал международно-правовое регулирование мер по обеспечению экосистемы Арктики.

 

Литература:

 

1.         Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 27 июля 2001 г. Пр-1387). — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/34.html

2.         Федеральный закон от 25.10.1995 № 187-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О континентальном шельфе Российской Федерации». — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169792/

3.         Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России: офиц. интернет-сайт. 2013. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/432.

4.         Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ Д. Медведевым // Совет Безопасности Российской Федерации: офиц. интернет-сайт. 2008. 18 сентября. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/98.html (дата обращения: 23.05.2015).

5.         Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» // Российская газета: интернет-сайт. 2014. 24 апреля. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2014/04/24/arktika-site-dok.html.

6.         Биологические ресурсы Арктики и Антарктики. — М., Наука, 1987. — 447 с.

7.         Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю. М. Хохлов и Э. С. Кривчикова. Т2. — М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 2012. — 832 с.

8.         Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин; под ред. канд. геол.-минер. наук И. В. Прокофьева; Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2011. — 194 с.

9.         Международно-правовые основы недропользования: учеб. пособие. / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин [авт. предисл. А. В. Торкунов]. — М.: Норма, 2007. — 528 с.

10.     Моргунов М. А., Цуневский А. Я. Ресурсы Арктики / М. А. Моргунов, А. Я. Цуневский // Энергия: экономика, техника, экология. 2014. № 2. С. 22–31.

11.     Павленко В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны / В. И. Павленко // Арктика: экология и экономика. 2013. № 4. С. 18.

12.     Подоплекин А. О. Арктика как объект геополитических интересов неарктических государств [Текст] / А. О. Подоплекин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманит. и соц. науки. — 2011. — № 2. — С. 40–45.

13.     Порох А. Н., Решетникова Л. М. Современная ситуация в Арктике и на Каспии: сравнительный анализ и перспективы сотрудничества в решении глобальных проблем. — Тамбов: Грамота, 2012. № 10 (24): в 2-х ч. Ч. I. C. 142–153.

14.     Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы. — Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции, Апатиты, 6–8 ноября 2013 г. — Апатиты, 2013. — 304 с.

15.     Стратегия развития Арктической зоны РФ может остаться нереализованной //Эксперт: интернет-сайт. 2014. 17 марта. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.expertnw.ru/news/2014–03–17/strategiya-razvitiya-arkticheskoy-zony-rf-mozhet-ostatsya-nerealizovannoy/.

16.     DW о богатстве недр Арктики и тайнах борьбы за нее России, Канады, США // Биржевой лидер. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: Regime to access: http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008165005.html.

17.     Официальная страница Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. — [Электронный документ]. Режим доступа: http://government.ru/department/308/about/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle