Вклад туризма в макроэкономические показатели Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 27.06.2015

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Марков, Д. Н. Вклад туризма в макроэкономические показатели Хабаровского края / Д. Н. Марков, А. И. Воробьева, Н. А. Кручак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 426-430. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20690/ (дата обращения: 24.04.2024).

Методологические направления для определения всеобъемлющего воздействия туризма были предложены на всемирной конференции «Измерение экономического воздействия туризма» в 1999 г. В 2000 г. рабочей группой ЮНВТО–ОЭСР–Евростат была разработана общая концептуальная основа для подготовки методологической основы вспомогательного счета туризма. В 2008 г. концептуальная основа создания вспомогательного счета туризма была доработана и обновлена [1].

В России внедрение ВСТ в систему статистического учета пока происходит лишь теоретически. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. совершенствование системы статистического учета в сфере туризма является одним из основных мероприятий и механизмов решения задач развития туризма в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Необходимо создание эффективной системы статистического учета, а так же приближение его к международным стандартам, но с учетом национальных особенностей. Практическому применению сателлитных счетов и повышению информативности статистики туризма служат следующие препятствия:

-                   отсутствие в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности собирательной группировки по виду деятельности «Туризм»;

-                   отсутствие классификации туристического потока по целям поездки в соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма;

-                   отсутствие системного подхода в сборе и предоставлении официальных статистических данных в сфере туризма.

Методика была доработана при поддержке гранта Русского Географического Общества (МК24/2014-ДП2). При разработке методики были учтены следующие требования:

-                   методика должна быть разработана с учетом применения обновленных технологий, научно-обоснованных разработок, методик и инструкций по статистическому учету и отчетности в сфере туризма;

-                   методика должна базироваться в большей степени на открытых статистических данных;

-                   должны быть даны экспертные рекомендации по устранению неполноты и недостоверности данных;

-                   необходимо проведение специальных (социологических) обследований для определения сумм и видов расходов туристов;

-                   на выходе должны быть получены значения прямого и косвенного вклада туристской отрасли в ВРП Хабаровского края, занятость и величина налоговых поступлений в местные и региональные бюджеты от деятельности туристической отрасли.

Концептуально методика базируется на определении стоимости товаров и услуг, реализованных туристам предприятиями Хабаровского края, посредством вычленения из общих доходов организаций доли, сформированной за счет туристского потребления. Схематично она представлена на рисунке 1.

К туристским и смежным туризму отраслям были отнесены:

-                   деятельность коллективных средств размещения: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные средства размещения;

-                   деятельность туристских агентств;

-                   общественное питание;

-                   розничная торговля;

-                   образовательные услуги;

-                   деятельность больничных учреждений

-                   пассажирский транспорт

-                   деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

На первом этапе с целью конкретизации расходов туристов необходимо проведение социологического опроса въездных и внутренних туристов на исследуемой территории. С помощью него определяется величина и состав ежедневных расходов туристов на территории Хабаровского края, которые необходимы для выделения туристической составляющей из общего оборота обслуживающих предприятий.

При расчетах в качестве доходной части предприятий отраслей использовалась не выручка организации, а ее оборот за определенный период. Это связано в первую очередь с тем, что статистическая информация предоставляет данные по интересующим показателям только в виде оборота и, во-вторых, он более удачно подходит для целей расчетов.

Оборот организаций — выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Оборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских помещений и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т. п.).

Рис. 1. Схема методики определения вклада туризма в макроэкономические показатели Хабаровского края

 

К тому же, для оценки вклада туризма в экономику, оборот, как показатель оценки деятельности предприятий индустрии туризма, рекомендован в Приказе Ростуризма № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» [2].

Разработанные методические подходы были апробированы. В таблице 1 представлены сводные данные по основным и сопутствующим направлениям экономической деятельности прямого туристского влияния.

В результате за счет туризма оборот предприятий края составил: 2011 г. — 12,5; 2012 г. — 13,9; 2013 г. — 15,8 млрд руб. Порядка 45 % всего туристского оборота Хабаровского края приходится на транспорт. Влияние гостиниц и аналогичных средств, напрямую относящиеся к туристской деятельности, снижается. На отрасли прямого туристского влияния (туристские организации, гостиницы, торговля, общественное питание, транспорт), имеющие наибольший вклад, приходится порядка 88 % всего туристского оборота.

Таблица 1

Сводные данные по обороту предприятий, относящихся к индустрии Хабаровского края, полученного от обслуживания туристских потоков, млн руб.

Показатели

2011

2012

2013

млн руб.

%

млн руб.

%

млн

руб.

%

(Раздел G) Оптовая, розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов…

1598,5

12,8

1804,7

13,0

2087,2

13,2

(Раздел H) Гостиницы и рестораны

2838,4

22,7

3196,2

23,0

3561,4

22,6

Деятельность гостиниц и аналогичных средств размещения

1926,9

15,4

2130,5

15,3

2271,2

14,4

Общественное питание

911,5

7,3

1065,7

7,7

1290,2

8,2

(Раздел I) Транспорт и связь

6487,4

51,9

7146,1

51,4

8181,8

51,9

Деятельность пассажирского транспорта

5556,2

44,5

6176,2

44,5

6836,2

43,4

Деятельность туристских агентств

931,2

7,5

969,9

7,0

1345,6

8,5

(Раздел M) Образование

953,7

7,6

960,3

6,9

963,9

6,1

(Раздел N) Здравоохранение

553,2

4,4

710,4

5,1

878,6

5,6

Деятельность ССР

286,4

2,3

364,8

2,6

382,5

2,4

Деятельность больничных учреждений

266,8

2,1

345,6

2,5

496,1

3,1

(Раздел O) Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

67,6

0,5

75,5

0,5

84,1

0,5

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

67,6

0,5

75,5

0,5

84,1

0,5

Итого туристский оборот предприятий

12498,9

100,0

13893,0

100,0

15757,0

100,0

 

Обороты предприятий, занятых обслуживанием туристических потоков, были пересчитаны в валовую добавленную стоимость (таблица 2).

В 2012 г. прямой вклад туризма в ВРП Хабаровского края составил 2,5 %. По отношению к 2011 г. — рост на 0,1 п.п. Рассчитать значение показателя на 2013 г. не представляется возможным в силу отсутствия необходимой статистической информации. В 2010 г. значение показателя составляло, в соответствии с данной методикой, — 2,2 %.

Таблица 2

Валовая добавленная стоимость от туризма по разделам ОКВЭД в Хабаровском крае, млн руб.

Показатели

2011

2012

(Раздел G) Оптовая, розничная торговля; ремонт автотранспортных...

407,2

466,5

(Раздел H) Гостиницы и рестораны

2179,4

2544,0

(Раздел I) Транспорт и связь

5388,2

6260,7

(Раздел M) Образование

953,7

960,3

(Раздел N) Здравоохранение

553,2

710,4

(Раздел O) Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

67,6

63,7

Итого ВДС от туризма

9549,4

11005,5

Валовой региональный продукт

399594,2

434113,2

Прямой вклад основных и сопутствующих отраслей туризма в ВРП, %

2,4

2,5

 

Вместе с тем, любая отрасль экономики выполняет мультипликативную роль, потребляя разнообразные виды продукции. Мультипликатор считается с помощью межотраслевого баланса. В связи с его отсутствием в основу расчетов положено предположение, что учитывающийся в обороте овеществленный труд, как живой труд предшествующих отраслей, можно добавить к ВДС прямых и косвенных отраслей туристической деятельности, то есть в расчетах использовать собственно оборот этих отраслей. Таким образом, мультипликатор туризма показывает зависимость между изменением оборота туристских отраслей и валовой добавленной стоимости экономики Хабаровского края. Тогда мультиплицирующий вклад туризма с учетом смежных отраслей составит: в 2011 г. — 3,6; 2012 г. — 4,0 % (таблица 3). Динамика показателя, учитывающая смежные отрасли туризма, положительная.

Таблица 3

Расчет доли туризма с учетом мультипликатора в валовом региональном продукте Хабаровского края, млн руб.

Показатели

2011

2012

Туристический оборот предприятий

12498,9

13893,0

Изменение туристического оборота к предшествующему периоду

1651,7

1394,1

Валовой региональный продукт

399594,2

434113,2

Изменение Валового регионального продукта к предшествующему периоду

46003,9

34519

Вклад прямых и косвенных отраслей туризма в ВРП с учетом мультипликатора, %

3,6

4,0

 

Помимо этого методика обеспечила возможность расчета показателей, которые могут продемонстрировать роль и долю участия туристкой сферы в развитии социально-экономического потенциала территории (таблица 4).

Таблица 4

Итоговые расчетные показатели вклада туризма в социально-экономическую деятельность края

Показатели

2011

2012

2013

Доля занятых в туристской сфере

6,0

5,7

5,5

Доля туризма в региональных и местных налогах и сборах

5,6

5,2

4,2

Доля туризма в инвестициях в основной капитал

5,1

4,3

2,2

 

Разработанные методические подходы позволяют проводить анализ оборота и валовой добавленной стоимости предприятий индустрии туризма субъекта Российской Федерации на более качественном уровне. Они не требует сложных расчетов и массивного объема исходной информации. В случае необходимости можно добавлять новые показатели, с помощью которых оценить неучтенный оборот. Итоговые показатели имеют практическую значимость, так как позволяют проводить анализ по предприятиям, не только занимающимся обслуживанием туристских потоков, но и сопутствующих и косвенных отраслей. Появляется возможность оценки мультипликативного эффекта туристской отрасли.

Расчеты доходов предприятий, обслуживающих туристов, показал растущую динамику. Сохраняются главные статьи: транспорт, гостиничный бизнес и торговля. Отстает предоставление туристических услуг в здравоохранении и образовании. Развитие последних является существенным резервом, учитывая увеличивающийся спрос населения Дальнего Востока на эти виды деятельности и покрытие его соседними странами (Китай, Республика Корея и Япония). Совершенно недостаточна роль культурной сферы. В результате доля туристической индустрии в экономике Хабаровского края незначительная. Снижение по сравнению с данными, полученными по предшествующей методике расчета, объясняется, в первую очередь, более точными расчетами вклада в отрасль показателей транспорта: железнодорожного и воздушного.

 

Литература:

 

1.      Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 год./ ООН, Всемирная туристическая организация, ЕВРОСТАТ, ОЭСР — Люксембург, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, 2010.

2.      Приказ Ростуризма от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации»

Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, валовая добавленная стоимость, Раздел, Российская Федерация, статистический учет, деятельность, общественное питание, показатель, розничная торговля, сфера туризма.


Похожие статьи

Влияние туризма на социально-экономические процессы

Российская Федерация. 1,01.

Туризм способен оказывать стимулирующие воздействие на многие отрасли экономики страны, такие как: транспорт, связь, строительство, общественное питание, а так же на социальную сферу жизнедеятельности общества, способствуя...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту.

Применение показателей в оценке социально-экономической эффективности сферы услуг. Оптимизация учета взносов во внебюджетные...

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Проведем анализ рынка общественного питания г.Оренбурга и выделим основные перспективы его развития.

Со второй стороны, необходимо проанализировать статистические данные по итогам развития

Однако, показатель оборота розничной торговли снизился [6].

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

Российская Федерация располагает богатым природно-климатическим и историческим потенциалом, эффективное

Прямым последствием развития туризма в регионе можно считать рост денежных доходов населения в сфере туризма, торговли и общественного питания...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1]. Из данных диаграммы видно, что оборот с каждым годом возрастает — рынок общепита развивается достаточно динамично.

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского...

Таблица 2. Разница между показателем отраслевой концентрации (диверсификация) рассчитанная по структуре занятости населения и валовой добавленной стоимости в субъекте и в Российской Федерации.

Роль туристской деятельности в экономике Российской...

Валовая добавленная стоимость от туристической деятельности, включая

2. Рыночные исследования доходных показателей от туристской деятельности в РФ [Электронный ресурс].

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации.

Влияние туризма на социально-экономические процессы

Российская Федерация. 1,01.

Туризм способен оказывать стимулирующие воздействие на многие отрасли экономики страны, такие как: транспорт, связь, строительство, общественное питание, а так же на социальную сферу жизнедеятельности общества, способствуя...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту.

Применение показателей в оценке социально-экономической эффективности сферы услуг. Оптимизация учета взносов во внебюджетные...

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Проведем анализ рынка общественного питания г.Оренбурга и выделим основные перспективы его развития.

Со второй стороны, необходимо проанализировать статистические данные по итогам развития

Однако, показатель оборота розничной торговли снизился [6].

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

Российская Федерация располагает богатым природно-климатическим и историческим потенциалом, эффективное

Прямым последствием развития туризма в регионе можно считать рост денежных доходов населения в сфере туризма, торговли и общественного питания...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1]. Из данных диаграммы видно, что оборот с каждым годом возрастает — рынок общепита развивается достаточно динамично.

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского...

Таблица 2. Разница между показателем отраслевой концентрации (диверсификация) рассчитанная по структуре занятости населения и валовой добавленной стоимости в субъекте и в Российской Федерации.

Роль туристской деятельности в экономике Российской...

Валовая добавленная стоимость от туристической деятельности, включая

2. Рыночные исследования доходных показателей от туристской деятельности в РФ [Электронный ресурс].

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации.

Похожие статьи

Влияние туризма на социально-экономические процессы

Российская Федерация. 1,01.

Туризм способен оказывать стимулирующие воздействие на многие отрасли экономики страны, такие как: транспорт, связь, строительство, общественное питание, а так же на социальную сферу жизнедеятельности общества, способствуя...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту.

Применение показателей в оценке социально-экономической эффективности сферы услуг. Оптимизация учета взносов во внебюджетные...

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Проведем анализ рынка общественного питания г.Оренбурга и выделим основные перспективы его развития.

Со второй стороны, необходимо проанализировать статистические данные по итогам развития

Однако, показатель оборота розничной торговли снизился [6].

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

Российская Федерация располагает богатым природно-климатическим и историческим потенциалом, эффективное

Прямым последствием развития туризма в регионе можно считать рост денежных доходов населения в сфере туризма, торговли и общественного питания...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1]. Из данных диаграммы видно, что оборот с каждым годом возрастает — рынок общепита развивается достаточно динамично.

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского...

Таблица 2. Разница между показателем отраслевой концентрации (диверсификация) рассчитанная по структуре занятости населения и валовой добавленной стоимости в субъекте и в Российской Федерации.

Роль туристской деятельности в экономике Российской...

Валовая добавленная стоимость от туристической деятельности, включая

2. Рыночные исследования доходных показателей от туристской деятельности в РФ [Электронный ресурс].

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации.

Влияние туризма на социально-экономические процессы

Российская Федерация. 1,01.

Туризм способен оказывать стимулирующие воздействие на многие отрасли экономики страны, такие как: транспорт, связь, строительство, общественное питание, а так же на социальную сферу жизнедеятельности общества, способствуя...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту.

Применение показателей в оценке социально-экономической эффективности сферы услуг. Оптимизация учета взносов во внебюджетные...

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Проведем анализ рынка общественного питания г.Оренбурга и выделим основные перспективы его развития.

Со второй стороны, необходимо проанализировать статистические данные по итогам развития

Однако, показатель оборота розничной торговли снизился [6].

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

Российская Федерация располагает богатым природно-климатическим и историческим потенциалом, эффективное

Прямым последствием развития туризма в регионе можно считать рост денежных доходов населения в сфере туризма, торговли и общественного питания...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1]. Из данных диаграммы видно, что оборот с каждым годом возрастает — рынок общепита развивается достаточно динамично.

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского...

Таблица 2. Разница между показателем отраслевой концентрации (диверсификация) рассчитанная по структуре занятости населения и валовой добавленной стоимости в субъекте и в Российской Федерации.

Роль туристской деятельности в экономике Российской...

Валовая добавленная стоимость от туристической деятельности, включая

2. Рыночные исследования доходных показателей от туристской деятельности в РФ [Электронный ресурс].

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации.

Задать вопрос