Библиографическое описание:

Короткова Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 745-748.

В статье рассматривается исследование периода адаптации младших школьников в рамках программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации. Цель исследований: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях, является повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Наиболее значим этот вопрос на начальных ступенях образования, поскольку именно там закладываются познавательные способности личности, познавательные процессы приобретают произвольность и осмысленность, присваивается учебная деятельность.

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности включает — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»).

В связи с требованиям ФГОС начального общего образования переходит от традиционного воспитания на формирование таких качества личности, которые необходимы для жизни в современных условиях мобильного общества.

Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Массовое внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно–деятельностном подходе.

Психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи (или поддержки) ребенку обеспечивает его полноценное развитие как субъекта образования на всех ступенях школьной жизни.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является значимой, как для педагогики, так и психологии образования. Поскольку от того как пройдет адаптация в школе и успешно пройдет первый год в образовательном учреждение, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение ребенка, родителя и педагога в период адаптации к школе играет наиболее важную роль.  

Существенный вклад в развитие содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения раскрыли в своих исследованиях отечественные ученые: Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е.И и другие.

Актуальность данной проблемы связана еще и с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает создания благоприятных условий для младших школьников в период адаптации к школе в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Объект исследования: адаптация младших школьников

Предмет исследования: программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников позволит повысить уровень общей и эмоциональной адаптации и будет способствовать улучшению отношений с учителем и одноклассниками.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1.                  Рассмотреть теоретические особенности процесса адаптации младших школьников к обучению в школе.

2.                  Изучить теоретические особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников к обучению в школе.

3.                  Составить программу эмпирического исследования особенностей адаптации младшего школьного возраста.

4.                  Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе.

Методологическими основаниями исследования выступают:

-        подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (А. Л. Венгер; В. Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В. Н. Дружинина; В. П. Зинченко; В. Е. Коган; Петровский М.Г и др.)

-        подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович; Н. И. Гуткина; Г. Г. Кравцова; Р. Овчарова;

-        подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Э. Александровская; М. Битянова; Б. С. Братусь; И. В. Дубровина; Е. И. Исаева и др.)

Методы исследования:

-                   теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблемам изучения а

-                   эмпирические методы исследования: 1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Орехова 2. Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен 3. Методика «Корректурная проба» Б. Бурдон 4. Методика «Лесенка» В. Г. Щур

-                   методы количественного анализа: критерий математической статистики Вилкоксона.

В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А»(25 человек) и 1 «Б»(25 человек) классов МКОУ «Карымкарская СОШ», в возрасте от 6 до 7 лет, общее количество участников 50 человек. Исследование проводилось в сентябре 2014 года. Все испытуемые принимали участие в исследовании в добровольном порядке.

Для возможности дифференциации респондентов на группы нуждающихся в коррекционных воздействиях и ненуждающихся, нами были проведены 4 диагностических методик: 1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Орехова 2. Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен 3. Методика «Корректурная проба» Б. Бурдон 4. Методика «Лесенка» В. Г. Щур

Таким образом, в результате эмпирического исследования были получены следующие результаты. Большинство 74 % (37 детей) имеют достаточный уровень общей адаптации, положительный уровень эмоциональной адаптации и низкий уровень тревожности. 14 % (7 детей) имеют частичный уровень общей адаптации, амбивальный уровень эмоциональной адаптации и средний уровень тревожности. 12 % (6 детей) имеют недостаточный уровень общей адаптации, негативный уровень эмоциональной адаптации и высокий уровень тревожности.

Исходя из полученных результатов, только 13 детей нуждаются в применение программы психолого-педагогического сопровождения, а остальные 37 детей имеют высокий уровень адаптации и низкий уровень тревожности, поэтому не нуждаются во включении в коррекционную группу.

По результатом теоретического и эмпирического исследования нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к процессу обучения в школе.

Программа составлена на основании закона об образовании и Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Цель программы психологического — педагогического сопровождения: создание благоприятных условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы и повышение уровня адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического и физического здоровья школьников.

Задачи:

1.                  Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

2.                  Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

3.                  Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Программа была реализована в период с октября 2014 по апрель 2015 года. Занятия с младшими школьниками проводились два раза в неделю по 30–40 минут каждое. В программе приняли участие младшие школьники со средним (20 %) и низким (10 %) уровнем адаптации, всего 15 человек

Программа содержит упражнения, направленные на повышение коммуникативной культуры в детской тренинговой группе; развитие эмоциональной сферы, формирование устойчивой учебной мотивации и самооценки, а также на снижение уровня тревожности.

Ожидаемые результаты:

1.                  Успешная социально — психологическая адаптация к новым социальным условиям.

2.                  Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся первого класса.

3.                  Формирование позитивного «образа Я» у школьников.

Полное содержание занятий можно посмотреть в приложении 6.

После реализации программы, в апреле 2015 года, нами была проведана повторная диагностика с использование того же диагностического инструментария, целью повторной диагностики было проанализировать успешность психолого-педагогического сопровождения для подтверждения или опровержения гипотезы, для проверки гипотезы мы использовали метод математико-статистического анализа, по критерию Вилкоксона.

Таким образом, по результатам повторной диагностики можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешна, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение уровня внимания и работоспособности, в результате этого повышается уровень освоения школьной программы все это положительно сказывается на общем уровне адаптации.

Первый год обучения в школе — интересный и сложный период в жизни школьника. В первом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, одноклассники.

Новые условия для ребенка, требуют изменения поведения. Чем быстрее младший школьник включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из показателей успешной адаптации является готовность к школьному обучению — совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка, уровень развития его познавательных процессов (мышления, памяти, речи, воображения).

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения на ступени начального общего образования является — определить готовность ребенка к процессу обучения в школе, обеспечить благоприятное течение адаптационного периода, повысить заинтересованность учащихся в учебной деятельности, развитие у ребенка учебной и познавательной мотивации, поддержка самостоятельности и самоорганизации, а также закрепление формирования желания «научить учиться», раскрытие и развитие творческих способностей школьника.

После проведенного исследования, можно сказать, что программа — психолого-педагогического исследования прошла успешно, это подтверждается результатами повторной диагностики, исходя из которых мы видим положительную динамику: снижение уровня тревожности, в результате чего повышается уровень эмоциональной адаптации, повышение. Мы можем сказать, что в процессе проведенного исследования все задачи были решены, поставленная цель была достигнута и гипотеза подтверждена.

 

Литература:

 

1.      Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

2.      Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Москва, Изд-во Совершенство, 2007.

3.      Божович Л. И. личность и ее формирование в детском возрасте.

4.      Бурдон Б. Методика «Корректурная проба»

5.      Венгер А. Л., Восприятие и обучение.

6.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

7.      Глазунов Д. А., Психологич. Развивающие занятия для 1 класса. М.: Глобус 2008

8.      Гуткина Н. И., Психологическая готовность к школе.

9.      Дорожевец, Т. В. Диагностика школьной дезадаптации,- Витебск,2005.

10.  Дружинина В. Н. Современная психология.

11.  Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапия и психокоррекции. //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 2013.

12.  Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения.

13.  Лозгачева О. В. Психолого-педагогическая программ развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста/ УрГПУ — Екатеринбург,2013

14.  Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. — М.: Педагогика 2010

15.  Орехова О.А Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

16.  Теммл Р., Дорки М., Амен В. Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо».

17.  Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).2013

18.  Федеральный государственный закон «Закон об образовании в Российской Федерации». 2013

19.  Федоренко Е. Ю. Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса: Дис. канд. психол. наук, Красноярск, 2000.

20.  Фоминова А. Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.

21.  Щур В. Г. Методика «Лесенка».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle