Библиографическое описание:

Овчинников О. А. Мероприятия, направленные на повышение уровня патриотического сознания курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 678-681.

Организация и проведение военно-патриотической работы с курсантами предполагает использование целого комплекса методов, позволяющих реализовывать основные закономерности военно-патриотического воспитания, находясь с ними в диалектической взаимосвязи и отражая последовательность уровней становления патриотического облика личности курсанта.

Эти методы военно-патриотического воспитания курсантов представляют собой определенный способ однородного педагогического воздействия на курсантов и их коллектив или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них патриотических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Основу методов ВПВ курсантов составляют средства и приемы. Средства воспитания- это все то, с помощью чего педагог воздействует на воспитуемых: различные виды деятельности, совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются руководителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (словом, наглядными пособиями, кинофильмами, беседами, собраниями, фактами, документами, традициями, литературой, произведениями искусства и т. д.).

Приемы воспитания- это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. [1]

Важным аспектом работы по ВПВ является его содержание: комплекс идей, взглядов, теорий из различных областей науки, на основе которого у курсантов формируются и развиваются мировоззрения, убеждения, ценностные ориентиры, важные военно-профессиональные качества

Комплекс педагогических мер ВПВ курсантов образовательных учреждений ФСИН России осуществляется на основе следующих принципов:

-                   научность,

-                   демократизм,

-                   приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, целенаправленность и организованность,

-                   многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания,

-                   многофакторность,

-                   длительность (продолжительность),

-                   непрерывность,

-                   комплексность,

-                   тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение, формирование, развитие у курсантов патриотических чувств и качеств отразим следующим образом:

Компонент

Мероприятия

1. Организационный

-                   планирование работы с курсантами по ВПВ на учебный год

-                   заслушивание преподавателей по вопросам личного участия в воспитательной работе с курсантами

-                   участие курсантов, командиров и преподавателей в воспитательных мероприятиях

-                   организация мероприятий в ВУЗе по ВПВ курсантов

-                   изучение нормативной базы, соблюдение норм и правил, целей и задач воспитательной работы с курсантами

2. Психологический

-                   изучение личностных качеств курсантов

-                   усвоение примеров патриотического поведения командиров (личный пример руководителя)

-                   изучение и анализ обстановки в семьях курсантов

-                   ознакомление курсантов с задачами и условиями службы в УИС

-                   воспитательная работа командирами курсовых подразделений

3. Деятельностный

а) в рамках служебно-боевой подготовки

 

б) на учебных занятиях

 

-                   овладение и совершенствование приемов строевой подготовки

-                   исполнение воинских ритуалов и традиций

-                   применение различных педагогических технологий в работе на лекциях, в процессе семинарских занятий

-                   воспитание патриотических установок в ходе учебных занятий

4. Общественный и культурно-досуговый

-                   взаимодействие с ветеранской организацией

-                   получение патриотически направленной информации в СМИ

-                   посещение музеев, библиотек института и города

 

Остановимся подробнее на основных содержательных мероприятиях каждого из указанных компонентов.

Организационный компонент, по сути, является подготовительным этапом к проведению комплекса педагогических мероприятий по военно-патриотическому воспитанию курсантов. Этот этап включает в себя изучение нормативной базы по организации и проведению воспитательной работы с курсантами, соблюдение норм и правил педагогических мер, направленных на осуществление ВПВ, согласованные действия всех должностных лиц ФСИН России и качество подготовки офицерских кадров и своевременную корректировку содержания воспитательной работы с учетом особенностей выполняемых задач и меняющихся условий.

Мероприятия, составляющие содержание психологического компонента-это мероприятия по изучению личных качеств курсантов, изучение и анализ обстановки в семье посредствам собеседования, анкетирования, психологического тестирования.

Одним из мероприятий психологического характера по патриотическому воспитанию является ознакомление курсантов с задачами, целями, основами, условиями службы в УИС, ее значимости и значении. Образовательный процесс, распорядок дня, внутренний уклад подразделения, его быт, жизнь, атмосфера, служебная деятельность командира подразделения — в первую очередь воспитывает в курсанте военного человека — офицера — командира и воспитателя.

От кропотливой повседневной работы командира подразделения: начальника факультета, начальника курса, их личного вклада, воли и целеустремленности зависит, насколько умело они будут использоваться будущим офицером в самостоятельный служебно-боевой и общественной деятельности.

Особенно сильное влияние на курсантов при формировании их патриотического мировоззрения оказывает личный пример командиров. Личный пример воспринимается не только сознанием, но и чувствами, он производит глубокое впечатление и является действенным средством мобилизации воли и усилий курсантов. Высокая воинская и общая культура офицеров курсантских подразделений — лучший образец для подражания.

Личный пример является основой авторитета любого начальника, воспитателя и преподавателя. Чем положительнее пример, тем глубже уважение к нему курсанта, тем качественнее будут выполняться задачи, которые он ставит перед ним. Для формирования патриотического сознания курсантов важно, чтобы высокие слова о Родине, о служебном долге, чести, звучащие из уст начальников, никогда не расходились с их практическими делами. Единство слова и дела — залог успешного применения метода личного примера.

Рассмотрим основные мероприятия, составляющие содержание деятельностного компонента.

Такой элемент, как строевая подготовка также является примером личного мастерства командира. В процессе учебной и воспитательной деятельности командир, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример последовательного претворения в жизнь высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу. Поэтому проблема педагогического мастерства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания офицера.

Анализируя исполнение воинских ритуалов и традиций, необходимо отметить, что они имеют давние исторические корни. Поэтому, повышение эффективности ВПВ связано с целенаправленным использование истории Российского государства, прошлого уголовно-исполнительной системы и ее героев, исторических фактов, которые побуждают сознание и чувства курсантов на выполнение воинского долга, проявление ответственности, совести и чести, в интересах защиты своего отечества, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Воспитывать историей–это значит сохранять и приумножать прошлое и настоящие своего народа и уголовно-исполнительной системы. Чем глубже курсант будет знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее он сможет осмыслить настоящие и свое место в нем. Повышение эффективности ВПВ курсантов достигается путем использования воинских ритуалов и традиций. Воинский ритуал-исторически сложившиеся формы поведения курсантов при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Боевые традиции — сложившиеся правила и обычаи, побуждающие курсантов самоотверженно и беззаветно выполнять свой священный воинский долг перед Родиной.

Безусловно, особое значение в формировании патриотического мировоззрения курсантов принадлежат лекциям. Лекция как основная форма организации процесса обучения, является одним из важнейших звеньев всей системы формирования у курсантов профессиональных компетенций. На лекциях закладываются основы научных знаний курсантов, формируется их мировоззрение и определяется направление самостоятельной работы в изучаемой отрасли науки (дисциплины).

На лекциях воспитываются такие качества курсантов, как мужество, целеустремленность, смелость, исполнительность, находчивость. Воспитывается любовь к Родине, коллективизм, честь и достоинство.

Безусловно, патриотические качества формируются и в результате практических занятий и семинаров. При проведении практических занятий используются следующие педагогические технологии[1]:

1.        Игровая технология. Игра-самостоятельный вид деятельности, который способствует повышению опыта и навыков курсантов, целью которой является обучить курсантов ВПВ, повысить их учебно-познавательную направленность. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на семинарах при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности и патриотическому воспитанию. Применяются интеллектуальные, психологические, социально-педагогические игры, которые по характеру педагогического процесса делились на обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, воспитательно-развивающие и творческие. Эти учебно-деловые игры по ВПВ представляют собой практические занятия, моделирующие интерес к защите Отечества и служению Родине.

2.        Технология проблемного обучения. Проблемное обучение подразумевает такую организацию учебных занятий у курсантов, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность курсантов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, способность выбирать оптимальный способ решения. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, необходимость и другие отличительные качества объекта познания.

3.        Групповые дискуссии. В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации групповой дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективной творческой деятельности обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной студенческой группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем — координации результатов деятельности малых групп.  [3]

Дискуссия «Аквариум». Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения курсантов отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.  [3]

4.        Мотивационные педагогические технологии.

Мотивационные педагогические технологии — это технологии, направленные на формирование мотивов, побуждающих к развитию ключевых компетенций, позволяющих сделать мотивированной любую учебную деятельность. [4] Формирование мотивации имеет индивидуально — личностный характер, она не возникает сама по себе, ее формирование — задача педагога. Мотивация в процессе обучения — это побуждения, вызывающие активность, это развивающийся во времени процесс постоянного поддержания заинтересованности в самом уроке и учебно — познавательной деятельности.

5.        Портфолио. Портфолио — это собрание работ курсанта, иллюстрирующих его знания, навыки в своем виде деятельности. Чаще всего портфолио состоит из краткого описания умений курсанта, его представляющего, и примеров его работ.

Портфолио представляет собой способ организации самостоятельно-познавательной деятельности курсанта, одна из инновационных технологий, позволяющая оценивать формирующиеся и уже имеющиеся знания курсантов по ВПВ, а также наметить перспективы делового, творческого взаимодействия курсанта и преподавателя. Это не просто папка, в которой собирается информация, но и способ ее обработки, структуирования, творческого осмысления. Информация, которая накапливается курсантом в каждом файле портфеля, носит не однозначно заданный характер, а периодически пересматривается с позиции выбранной цели.

Говоря об общественном и культурно-досуговом компоненте, хотелось бы остановиться на взаимодействии курсантов с ветеранской организацией города или ВУЗа. Важнейшее направление деятельности Общественной организации ветеранов — патриотическое, нравственное и профессиональное воспитание личного состава. Ветераны участвуют в мероприятиях, которые проводятся в ВУЗах:учебно-строевые сборы курсантов первых курсов, приведение их к Присяге, вручение служебных удостоверений, присвоение первых офицерских званий, торжественная церемония выпуска, построение личного состава, посвященные государственным праздникам, что, безусловно, поднимает уровень патриотического сознания курсантов. Также большое внимание уделяется культурно-массовой работе: для ветеранов проводятся творческие вечера, концерты с участием офицеров и курсантов ВУЗов ФСИН России.

Отразив комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня патриотического сознания курсантов, мы констатируем, что их целью является повышение уровня и качества патриотических качеств курсантов, их морально- патриотического роста, увеличение знаний о своей будущей службе в УИС, веры в свое Отечество и служение Родине.

 

Литература:

 

1.      Мухамедова Г. Х. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе. Дис…канд. пед. наук: Йошкар-Ола, 2011. С. 132–133.

2.      Педагогические технологии. http://www.myshared.ru/slide/829225/

3.      Виды групповых дискуссий. http://student39.ru/lector/vidi-gruppovih-diskussiy/

4.      Педагогические технологии. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2189



[1] Педагогические технологии - упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. http://www.myshared.ru/slide/829225/

Основные термины (генерируются автоматически): патриотического сознания курсантов, курсантов образовательных учреждений, ВПВ курсантов, качеств курсантов, ФСИН России, ВПВ курсантов образовательных, методов ВПВ курсантов, учреждений ФСИН России, сознания курсантов образовательных, образовательных учреждений ФСИН, эффективности ВПВ курсантов, военно-патриотического воспитания курсантов, патриотического мировоззрения курсантов, курсантов и их, военно-патриотическому воспитанию курсантов, воспитании курсантов образовательных, личных качеств курсантов, качества курсантов, личности курсантов образовательных, курсантов с задачами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle