Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Хамадеев Э. Ф. Современные подходы в подготовке медицинских работников к нравственно-половому воспитанию обучающихся // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 718-720.

Цель — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность роли медицинских работников в нравственно-половом воспитании учащихся общеобразовательной школы в новых условиях развития образования.

Задачи:

1.                  Теоретически обосновать педагогические условия и средства нравственно-полового воспитания учащихся на основе дифференцированного к учащимся разного пола и полоролевой социализации.

2.                  Экспериментально проверить выдвинутые условия.

Частными методами исследования являются социологические (анкеты, различного рода интервью), психологические (тестирование, социометрия, референтометрия), педагогические (анализ педагогического опыта, беседы, включенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа и др).

Нравственно-половое воспитание — процесс выработки качеств, черт, свойств и установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поскольку цели и задачи нравственно-полового воспитания определяются интересами всего общества, в сферу нравственно-полового воспитания входят не только специфические отношения между представителями мужского и женского пола, но и вопросы взаимодействия полов в общественной жизни, труде, отдыхе.

Целью нравственно-полового воспитания является формирование у подрастающего поколения на основе знаний об анатомии и физиологии репродуктивной системы человека и ее функциях правильного понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов, а также потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере общения определяют высокий уровень духовного и физического здоровья граждан страны.

Путем нравственно-полового воспитания в условиях учебно-воспитательного процесса школы закладываются основы гармонических супружеских отношений — важного фактора полноценной жизнедеятельности человека-труженика, его активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и высокой работоспособности. В конечном итоге все это способствует формированию нравственного идеала семьи, пониманию ее ценности и необходимости для человека как основы жизненного благополучия, сохранения здоровья, облегчения, преодоления жизненных трудностей. Человек испытывает объективную потребность в повседневном общении с членами семьи, и никакие другие знакомства, встречи, контакты этого общения заменить не могут.

В ходе нравственно-полового воспитания у школьников должно формироваться понимание и сознательное отношение к учету специфики представителей другого пола, умения организовывать поло-ролевое взаимодействие на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться.

Необходимо, чтобы современные мальчики и девочки, юноши и девушки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Подростки и юноши должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась ими в большей степени как этико-эстетическое явление, развивающееся на основе духовного общения.

В целях этого нравственно-половое воспитание следует осуществлять с использованием специальных методов педагогического воздействия. Информация о половых взаимоотношениях должна быть представлена в форме словесной и (или) наглядно-образной, поскольку эффективной в воспитательном отношении оказывается лишь та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности. В целях этого школьникам необходима определенным образом ориентированная информация, сообщаемая как в ответ на их вопросы, так и сообщаемая взрослым по собственной инициативе, поданная индивидуально или в виде специально организованных бесед и занятий, а также информация, включенная в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для юношей и девушек. Важное значение имеют рекомендации специалиста по выбору читаемой литературы с дальнейшим ее обсуждением.

Информация, сообщаемая школьникам различных возрастных групп медицинской сестрой, должна осуществляться на доступном их пониманию уровне, быть естественной по характеру, акцентированной на нравственную сторону, интересной и достаточно исчерпывающей, чтобы школьники были ею удовлетворены. Кроме того, данная информация должна быть корректной по форме, даже если спрашивается что-либо не вполне приличное с точки зрения специалиста-медика, по своему характеру побуждающей, т. е. вызывающей стремление узнать что-то новое, задуматься о нравственной и общественно значимой стороне отношений представителей мужского и женского пола.

Основой для сбора данных по выявлению потребности в усилении нравственно-полового воспитания в современных образовательных учреждениях является проведение опросы студентов, преподавателей, учащихся и их родителей общеобразовательных школ. Целью опросов являлось выяснение мнений опрашиваемых по следующим вопросам:

-          Нужны ли на сегодняшний день занятия по курсу «Нравственно-половое воспитание», влияют ли они на формирование личности?

-          Назрела ли необходимость изменения существующего положения дел с нравственно-половым воспитанием в учреждениях образования?

Согласно результатам интервьюирования, анкетирования и бесед, 97,0 % опрошенных студентов, 86,0 % преподавателей, 74,50 % родителей и 96,20 % учащихся общеобразовательных школ отметили, что занятия по курсу «Нравственно-половое воспитание» необходимы сегодня в любом учебном заведении, хотя и нуждаются в существенных изменениях. При этом были высказаны обстоятельные мнения о роли занятий в рамках данного факультатива. Приведем несколько высказываний опрошенных по исследуемой проблеме:

-          «Мне очень понравились занятия по нравственно-половому воспитанию. Нас ознакомили подробно со строением организма, функциями органов, гигиеной, заболеваниями, передающихся половым путем, СПИДе, вредом курения и употреблением алкоголя и наркотиков. Сейчас я знаю о том, какой вред на организм оказывают сигареты, алкоголь и наркотики, пассивное курение»;

-           «Уроки по нравственно-половому воспитанию нужны нашим детям. После проведенного курса ребята начали ходить на факультативные и кружковые занятия. У них появились определенные цели, связанные с будущей профессией»;

-          «Ребенок должен получить нравственно-половое воспитание с детства. У родителей во многих случаях не хватает времени. В воспитании ребенка, формировании в нем таких качеств, как честность, великодушие, уважение к людям другого пола, велика роль уроков нравственно-полового воспитания».

Анкетирование показало, что подавляющее большинство опрошенных проявляют адекватный интерес к проблемам нравственно-полового воспитания вопросам и хотели бы получить информацию по этим вопросам дополнительно (73,0 % и 76,0 % соответственно). Половина опрошенных считает, что изучение понятия «семья» и занятия по вопросам нравственно-полового воспитания необходимы. Как показали исследования, в получении первой информации о менструальной функции и половом развитии основная роль принадлежит семье: 50,0 % девушек получили первые сведения по этим вопросам от матерей. Значительная роль в вопросах сексуального образования отводится средствам массовой информации: 44,0 % современных девушек первые сведения о сексуальной жизни получили именно из этого источника. В этой связи становится очевидным, что к доступным для молодежи источникам информации должны предъявляться особые культурно-эстетические требования, связанные с определенными ограничениями в вопросах сексуального просвещения.

Из результатов анкетирования следует, что в вопросах нравственно-полового воспитания молодежи велико влияние окружающих сверстников. Первую информацию о физиологических процессах половой системы и интимной жизни 18,0 % девушек и 30,0 % юношей получили от друзей. Роль медицинских работников в этих вопросах менее скромная: вероятно, доступная информация в средствах массовой информации значительно опережает проведение занятий медицинскими работниками. Однако информацию по безопасному сексу большинство учащихся (56,0 %) предпочло бы получить от специально подготовленного медицинского работника и лишь 16,0 % — из средств массовой информации.

Результаты анкетировали показали, что при проведении занятий по нравственно-половому воспитанию особый акцент следует делать на предупреждение ранней половой жизни, при этом нужно давать исчерпывающую информацию о всех негативных ее последствиях.

Выводы: Нравственно-половое воспитание подрастающего поколения является важнейшей целью всякого общества, поскольку недостатки и упущения в его организации наносят обществу невосполнимый урон. Основными принципами нравственно-полового воспитания в образовательных учреждениях должны выступать:

-          установка на высокую духовную направленность;

-          единство воспитательных усилий педагогического коллектива школы, семьи и общества;

-          использование для воспитательной работы всех возможностей учебных дисциплин и внеурочной работы, их преемственность и взаимосвязь;

-          неотделимость полового воспитания от других аспектов нравственного воспитания, от всей системы учебно-воспитательной работы школы;

-          комплексность и систематичность воспитательных воздействий, осуществление их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей девушек и юношей на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности.

 

Литература:

 

1.         Александрова, А. Г. Гендерный подход к организации полового воспитания учащихся общеобразовательной школы. — Саров, 2004. — 36 с.

2.         Амиров, А. Ф. Профессиональная социализация и воспитание студентов медицинского вуза.- Уфа 2003.- 274 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle