Библиографическое описание:

Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668.

В настоящее время большое внимание уделяется использованию информационных технологий в образовательном процессе. В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество.

Суждение «мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой — одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.

Современные информационные технологии ведут к подлинной революции в образовании.

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. То есть, необходима основательная подготовка в сфере современных информационных технологий. Педагоги должны уметь выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Особая роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования школы. Характерной особенностью системы образования является то, что она выступает, с одной стороны, в качестве потребителя, пользователя, а с другой — создателя информационных технологий, которые, в последствии, используются в самых различных сферах. Это обеспечивает практическую реализацию концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества. Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации — это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства.

Прежде всего, необходимо понять сущность понятия «информационные технологии».

Говоря об этом понятии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же — конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационные технологии обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [1, с. 39].

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности учащегося в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке учащихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества» [4, с. 57].

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения.

Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

Для ИТО в зарубежной практике принята следующая классификация [6, с. 23]:

CAI

Computer Aided Instruction

Компьютерное программированное обучение

CAL

Computer Aided Learning

Изучение с помощью компьютера

CBL

Computer Based Learning

Изучение на базе компьютера

CBT

Computer Based Training

Обучение на базе компьютера

CAA

Computer Aided Assessment

Оценивание с помощью компьютера

CMC

Computer Mediated Communication

Компьютерные коммуникации

 

В данной классификации происходит пересечение отдельных технологий. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Компьютерное программированное обучение — это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера.

Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому и, по существу, пересекается с выше названными.

Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, но на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний.

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны.

Реализация любой ИТО происходит в рамках информационной образовательной среды. Следовательно, и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду — распределенную информационную образовательную систему [6, с. 105].

Для реализации педагогического процесса необходимо использование средств информационных технологий, которое направлено на создание таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности обучаемого, его познавательных процессов, личностных качеств, развитие интеллекта [1, с. 81]. Необходимо продумать создание с помощью компьютера таких условий, при которых учащийся захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.

Информационные технологии в образовательном процессе обычно рассматривают в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения и как инструмент автоматизации учебной деятельности. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернет позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Совокупность этих традиционных и инновационных направлений внедрения информационных технологий в образовательных процесс создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения информационных технологий в образовании. Сущность ее заключается в реализации потенциала информационных технологий для личностно-ориентированного развития участников педагогического процесса: учащихся и преподавателей.

Практическая реализация новых технологий возможна за счет разработки и внедрения в учебный процесс современных школ информационно-образовательных сред, которые являются наиболее эффективной формой из всех ранее известных программных средств учебного назначения. Их целесообразно использовать в учебной и особенно в самостоятельной информационно-поисковой деятельности. Информационные образовательные среды позволяют реализовать в учебном процессе большую часть возможностей современных технологий, что способствует:

-        лучшему усвоению программного материала за счет того, что подаваемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информационная емкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого явления, расширяется арсенал приемов подачи учебного материала, экономится время на его изложение;

-        реализации возможностей интеллектуального управления ходом учебного процесса, что позволит создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения, выбора обучаемым темпа и траектории изучения материала, разделения заданий по уровням сложности;

-        автоматизации контроля знаний, умений, навыков, что способствует повышению объективности контроля знаний, усилению мотивации учения;

-        организации самостоятельного изучения учебного материала, позволяющего повысить интеллектуальный уровень обучаемого.

Особым образом организованная информационная среда, выстраиваемая, прежде всего, как разносторонняя школьная среда, предоставляет возможность каждому ребенку проявить себя, самоопределиться и реализоваться как личности. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность каждого ученика [1, с. 49]. Следует опираться на эту индивидуальность с учетом выявленных интересов, склонностей, богатства содержания его личного опыта, направлять и корректировать личностное развитие, его природную, субъектную активность. А значит, не на словах, а на деле добиваться превращения ученика в подлинного субъекта педагогического процесса.

Современное общество характеризуется постоянно развивающимися средствами информационных технологий (ИТ). Объективно происходящий процесс информатизации общества существенным образом влияет на цели и содержание образования, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области использования средств ИТ.

Основными современными требованиями к педагогу любой дисциплины являются: наличие высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры, умение применять различные программные продукты для достижения поставленной цели, знание функциональных и дидактических возможностей средств ИТ. Основная задача преподавателя осуществляющего деятельность в современном образовательном процессе — это развитие учащегося, его личностное становление. Информатизация сферы образования способствует поиску путей использования потенциала средств ИТ с целью повышения эффективности учебного процесса, развитию у учащихся навыков использования средств ИТ в будущей профессиональной деятельности [2, с. 10].

Повышающаяся значимость использования современных информационных технологий в процессе обучения в настоящее время вызвана многими факторами, и прежде всего:

-        усложнением педагогического процесса в учебном заведении в условиях интеграции специальных дисциплин, а также интеграции учебного заведения с передовыми компаниями и научно-исследовательскими организациями;

-        расширением предметного мира учащегося, ведущим к увеличению объема учебного материала и необходимости его обобщения;

-        расширение сфер деятельности, ведущим к необходимости решать разнообразные профессиональные задачи: проектные, исследовательские, технологические и т. д.;

-        включением в процесс обучения перспективных технологий, в том числе и базы современных телекоммуникационных и вычислительных средств.

Таким образом, информационные технологии в обучении представляют собой своего рода отклик на перемены в системе высшего профессионально образования, касающиеся оптимизации управления познавательной деятельностью обучаемых [8, с. 97].

Одним из современных подходов к организации учебного процесса в школе является создание специальной образовательной среды: создание таких условий, которые способствовали бы развитию активной самостоятельной творческой личности, способной свободно ориентироваться в окружающем ее информационном пространстве. Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности для организации такой образовательной среды.

Содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

-        создание реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять участие в реализации программ информатизации образования;

-        значительного повышения уровня профессионального взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

-        появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала учащихся;

-        повышение эффективности самостоятельной работы учащихся с традиционными и электронными ресурсами;

-        реализации непрерывного открытого образования, когда учащиеся смогут принимать активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.

Выполнение перечисленных условий способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом [8, с. 48].

Необходимо понять и оценить возможности информационных технологий для более полного развития личности учащихся, увидеть, каким образом можно наиболее органично интегрировать информационные технологии обучения в учеб-воспитательном процессе.

Вопрос о роли современных информационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении нескольких десятилетий. Для успешной реализации программы модернизации образования потребуется не только современное техническое оснащение школ, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

Так, для каждого педагога главная цель — обеспечение качества образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных технологий.

ИТ в школьном социуме можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества с учащимися, росту педагогического авторитета, формирующее навыки функциональной грамотности учителя, значительно повышающее уровень их профессиональной культуры, расширяющее возможности распространения накопленного опыта, собственных взглядов на содержание и методику, помогающее перейти от роли учителя-транслятора знаний на уроке к положению учителя-тьютора, организующего и направляющего процесс самостоятельной когнитивной деятельности учащихся.

Информационные технологии играют важную роль в развитии методики преподавания, т. к. работа каждого преподавателя имеет развивающее значение для методической и педагогической науки в целом.

 

Литература:

 

1.                  Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы//ИЯШ. — 2002, — № 4.

2.                  Дьяков В., Новиков Ю., Рычков В. Компьютер для студента. СПБ., 2000.

3.                  Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М., 2001.

4.                  Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия ИЦ, 2002.

5.                  Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Академия, 2001.

6.                  Соловьева Л. Д. Компьютерные технологии для учителей. — СПб: BHV, 2003.

7.                  Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии. — М.: Дошков и Ко, 2004.

8.                  Христочевский С. А. Информатизация образования//Информатика и образование. — 1994, — № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle