Библиографическое описание:

Аржанцев С. А., Фролова А. А., Колязина Е. В. Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 349-353.

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуального капитала, а также факторы блокирующие и способствующие инновациям, с учетом этого выделены основные типы мотивации. Дана оценка российской инновационной системы и тенденции развития интеллектуального капитала в России.

Ключевые слова:мотивация, воспроизводство, интеллектуальный капитал, инновации, механизм мотивации, инновационная система.

 

Интеллектуальный капитал относится к новым, более сложным формам капитала, обладающим большим потенциалом экономической активности, выступающим, своего рода, вектором развития любой национальной экономики. Сила капитала как экономического явления в единстве его различных форм, непрекращающемся развитии, эффективном воспроизводстве.

В современных условиях и на ближайшее будущее капитал в его интеллектуальной форме является единственным фактором производства, развитие которого имеет неограниченный ресурс как по качественно-количественным параметрам, так и по временным [2].

Развитие экономики требует постоянно развивающегося интеллектуального потенциала. Знание и интеллект становятся той силой, на которой основывается экономическая система.

Экономическое будущее России определяется способностью государства и бизнеса адаптироваться к быстро меняющимся внутренним и внешним условиям развития. Формирование адаптационного потенциала, то есть способности экономики к обновлению, структурным сдвигам, быстрому росту, может быть наиболее эффективным на пути формирования национальной модели воспроизводства интеллектуального капитала [1].

Главным звеном в научно-технической политике становится создание инновационных учебно-научно-производственных мегаполисов, научно-технических инновационных и образовательных центров, интегрированных инфраструктур, способных генерировать идеи, вести фундаментальные исследования, на их основе создавать, разрабатывать конкурентоспособные образцы новой техники и технологий, вести подготовку кадров, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, которые определяли бы развитие отечественных производств и регионов в целом.

Базовыми методами мотивации воспроизводства интеллектуального капитала сегодня являются:

-        использование комплексных мотивационных систем, включая различные формы и методы поощрения творческой и инновационной деятельности и широкий набор мер социально-психологического воздействия;

-        создание в организации инновационного климата, особой творческой атмосферы, формирование инновационной культуры;

-        всемерное содействие экспериментаторству и рационализации на всех уровнях и во всех подразделениях;

-        нацеленность инновационной деятельности на нужды потребителей.

Необходимо, чтобы процесс воспроизводства интеллектуального капитала был непрерывным, постоянно повторяющимся явлением. Производство интеллектуального капитала представляет собой потребление интеллектуальных факторов, что нуждается в регулярном возобновлении.

На современном этапе инновационная деятельность является непосредственной производительной силой, а воспроизводство интеллектуального капитала, его эффективность обусловлены степенью применения результатов научных разработок.

Успехи организации определяют ее сотрудники, персонал. Результативный труд приносит человеку удовлетворение и вызывает желание работать более производительно, поэтому механизм мотивации играет важную роль в процессе воспроизводства капитала. Мотивация это побудительная сила, желание человека что-то сделать.

Эффективный механизм мотивации труда можно создать только на основе учета личных интересов и общественных потребностей людей. Механизм мотивации труда объединяет мотивационные модели бизнеса, воздействующие на способности к деятельности и мотивационные модели интеллекта, влияющие на интеллектуальные способности [1].

На эффективность воспроизводства интеллектуального капитала огромное влияние оказывает мотивационная модель интеллекта, представляющая собой механизм, направленный на активизацию интеллектуальных способностей сотрудников организации и перерастания их в интеллектуальный капитал. Мотивационная модель интеллекта это механизм, стимулирующий творчество, энергетику, ответственность сотрудников. Мотивационная модель интеллекта и мотивационная модель бизнеса тесно взаимосвязаны. Мотивационная модель бизнеса механизм мотивации труда путем определения соответствия способностей работника характеру выполняемой работы, развития выявленных способностей и получения максимального эффекта от трудовой деятельности с помощью организационной системы.

Специфика мотивационной модели интеллекта заключается в работе с интеллектуальными способностями сотрудников, нацеленной на повышение интеллектуальной активности в процессе формирования интеллектуального капитала. Интеллектуальный потенциал работников организации это подсистема общего творческого потенциала сотрудников, представляющая собой органическое единство индивидуальных интеллектуальных способностей, отражающих в первую очередь способности к воспроизводству знаний, а также реализованные и нереализованные креативные возможности индивидуальных интеллектов.

В любой экономической системе в механизме мотивации труда человек (и его интересы) это и субъект этого механизма, и его объект. Важной составляющей мотивационной модели бизнеса является задача самореализации личности. Обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы. Духовное, нравственное начало труда становится приоритетным для наиболее цивилизованных стран мира, и сегодня уже целесообразно говорить не о мотивации труда как такового (это, скорее, актуально на уровне организации), а о мотивации на макроуровне всей общественно полезной деятельности человека. Внерыночные ресурсы, такие как способность субъектов хозяйствования к сопереживанию, взаимопомощи, чувство сопричастности к общему делу (идее), и умелое включение их в структуру механизма мотивации на любом уровне способны повысить эффективность этого механизма без дополнительных материальных затрат.

К факторам, блокирующим нововведения (инновации), можно отнести:

-        барьеры организации (степень соответствия новшеств сложившейся организационной системе, нормам поведения, слабая поддержка высшего руководства, чрезмерная централизация и т. д.);

-        барьеры коммуникации (недостаточно развитая сеть коммуникаций);

-        барьеры компетенции (ограниченность опыта, знаний и умений работников);

-        психологические барьеры (нововведения воспринимаются как угроза привычному состоянию).

К факторам, способствующим новаторству, можно отнести наличие творческой и поисковой атмосферы в коллективе, поддержку со стороны высшего руководства, обеспечение необходимыми ресурсами, предоставление должной свободы при разработке новшеств, эффективную систему коммуникаций, обеспечение содержательной деловой информацией, наличие системы повышения квалификации, создание атмосферы доверия и восприимчивости к переменам и др.

Чаще всего люди в своем отношении к работе руководствуются одновременно несколькими мотивами, но один из них всегда преобладает. С учетом этого выделяют следующие основные типы мотивации [1]:

-                   инструментальная мотивация — работник с этим типом мотивации ценит в работе главным образом заработок, по преимуществу в денежной форме. Он будет работать с максимальной отдачей, если его труд будет справедливо и высоко оплачиваться;

-                   профессиональная мотивация — такой человек видит в работе возможность реализовать свои знания и умения и тем самым получить признание окружающих, достичь более высокого положения на предприятии и в обществе. Для такого работника главное интересная, содержательная работа, возможность проявить себя. Индикатором работника этого типа является развитое профессиональное достоинство;

-                   патриотическая мотивация — тип работника-«патриота», преданного своему делу, коллективу, стране. Эти люди стараются хорошо работать исходя из высоких моральных, религиозных или идеологических соображений. Такой работник более всего ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное признание своего участия, выраженное более не в материальных, а в моральных знаках и оценках;

-                   хозяйская мотивация, по мнению ученых, одна из самых глубоких и устойчивых. Работник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или на очень высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля.

Традиционно у большинства российских ученых сформировался особый склад ума и направленность их деятельности, выражающаяся в склонности к обобщениям и фундаментальным исследованиям, а не к внедрению инноваций и научно-техническому предпринимательству. Эти качества, а также система управления и имидж науки, позволили сделать много открытий в области фундаментальных наук и совершить научно-технические прорывы по ряду научных направлений, заложившие основу отечественного научно-технического потенциала и научно-технической независимости страны. Однако, эти же качества не позволяли ускоренно внедрять научно-технические достижения в народно-хозяйственные отрасли.

Состояние материально-технической базы науки продолжает резко ухудшаться. Общий объем основных фондов науки уменьшился за 10 лет в 2,5 раза. При этом быстро устаревает научное оборудование. Ситуация осложняется тем, что практически полностью разрушено отечественное научное приборостроение, что ведет к зависимости передовых и перспективных НИОКР от поставок приборов и оборудования из-за рубежа и, в итоге, к попаданию России в зону контролируемого технологического отставания от западных стран.

На современном этапе необходимы адекватные модели соединения экономических, производственных и научных интересов страны. Для перехода от общества знания к обществу благосостояния у России достаточных pecуpcoв нет, и нужно учитывать инвестиционный потенциал отечественного предпринимательства, который и должен стать основным потребителем высокотехнологичного продукта, наработанного российским инновационным сектором.

Экономические предпосылки для будущего развития России заложены в ее социально-экономическом потенциале. Три основные компоненты определяют этот потенциал: во-первых, высокий интеллектуальный потенциал и творческий уровень населения, во-вторых, исключительная адаптивность как российского общества в целом, так и отдельных его индивидов, возможность общественного и индивидуального приспособления к самым тяжелым условиям жизни, в-третьих, природные ресурсы России.

Сегодня ни одна страна, каких бы размеров, какой бы богатой она ни была, не может развиваться успешно, если она изолирована от остального мира. Наоборот, успех сопутствует тем государствам, которые осознанно, грамотно и динамично интегрируются в мировую экономику.

Развитие российской инновационной системы в настоящее время проходит по следующим направлениям:

-        формирование законодательной базы;

-        развитие малого предпринимательства в наукоемкой сфере;

-        создание инфраструктуры инновационной деятельности;

-        решение проблем развития наукоградов.

При этом формирование российской инновационной системы уже прошло несколько этапов: от понимания проблемы и создания отдельных малых предприятий, работающих в сфере наукоемких технологий, до создания системы государственного управления и государственной поддержки. В настоящее время, вопросы создания российской инновационной системы должны быть ключевыми при реализации государственной научно-технической и инновационной политики [3].

Особое внимание на настоящем этапе развития необходимо уделять региональной инновационной политике и ее роли, как значимому фактору экономического и социального развития.

Прогресс любой страны определяется технологическим потенциалом государства. Указанный потенциал включает образовательный, научный, производственный и управленческий компоненты. Пока в России эти компоненты лишь отдельные звенья, не скрепленные в единую цепь. Государство и общество должны признать образование, науку и технику основой своего развития, играть активную роль в организации и финансировании инновационных программ. Только тогда свяжется неразрывная цепь от образования до наукоемкой продукции, потянув за которую можно будет вытянуть российскую экономику на достойный ее уровень. Однако добиться этого можно, лишь превратив задачу достижения Россией статуса мирового технологического лидера в важнейшую составную часть национальной идеи.

Российская экономика переживает этап, на котором основные усилия направлены на восстановление эффективного функционирования науки и производства, их сближение, развитие наукоемких технологий. Это необходимо для построения постиндустриального общества, главные институты которого ориентированы на воспроизводство интеллектуального капитала.

Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является более устойчивый уровень экономического развития тех стран, где активно формируется и используется интеллектуальный капитал, где новые знания и высокие технологии являются основой конкурентоспособности товаров, услуг, организаций, всей экономической системы в целом. Интеллектуальный капитал, развиваясь на основе предшествующих форм капитала, вбирает в себя их основные свойства и одновременно имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций:

-        наличие и прогрессивное развитие современных форм интеллектуального капитала и его элементов (интеллектуальной собственности, интеллектуального потенциала, интеллектуальной активности, информации, рыночных и инфраструктурных активов);

-        становление креативного типа мышления работников, предпринимателей, научных деятелей, менеджеров;

-        формирование интеллектуального ядра, охватывающего постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления.

Интеллектуальный капитал осуществляет завершенный процесс движения, формируя, дополняя, реализуя себя как экономическую систему. Значительная часть цикла движения интеллектуального капитала связана с расходованием инвестиционных средств, но отдача происходит не сразу. Только на стадиях материализации капитала создаются возможности окупаемости затрат, получения прибыли.

Эффективное управление формированием и развитием интеллектуального капитала в масштабах страны возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики. Выбор оптимальной модели управления данным процессом, задающей для национальной экономики и науки определенное число приоритетных стратегических целей, является для России важнейшей проблемой.

Наука должна опять попасть в первые строчки перечня государственных интересов. Частный российский капитал пока не очень активно идет в высокие технологии. Много говорится последнее время о нефти и газе, между тем стоит задуматься о том, что в России живет много образованных, изобретательных и предприимчивых людей, чьим интеллектуальным потенциалом необходимо воспользоваться, превратив его в важнейший стратегический ресурс развития экономики — интеллектуальный капитал.

Россия выйдет в число мировых стран-лидеров, если сосредоточит все внимание на формировании самостоятельной системы мирового класса, превратившись в геоэкономическую «страну-систему», но не на постиндустриальной (техногенной) основе, а на информационной, т. е. «уйдет» в новый цивилизационный горизонт развития, возьмет на вооружение этноэкономическую транснационализацию, сформировав в геоэкономическом пространстве мировую этноэкономическую систему — «Россия». Именно здесь российский национальный капитал должен сказать свое слово, стать носителем национальных интересов России. Это возможно только при условии направления инвестиций как в развитие и внедрение научных исследований, так и в развитие человека — носителя интеллектуальных способностей [3].

Таким образом, особенности современного этапа формирования интеллектуального капитала в российской экономике заключаются в следующем:

-        неадекватная оценка национального интеллектуального капитала;

-        непонимание роли воспроизводства интеллектуального капитала в процессе развития экономической системы;

-        информационная закрытость субъектов российской экономической системы;

-        заниженная оценка интеллектуального труда, притупляющая мотивацию деятельности;

-        высокий интеллектуальный потенциал и творческий уровень населения;

-        высокая адаптивность российского общества к тяжелым условиям жизни;

-        полярность российского общественного менталитета;

-        дробление крупных НИИ на более мелкие структуры;

-        нахождение России в зоне международного контролируемого технологического отставания;

-        «утечка умов» и перекачка научных идей и передовых технологий;

-        фундаментальная ориентация на решение глобальных проблем и наличие научного задела.

Ведущие тенденции развития интеллектуального капитала России на перспективу:

-        задействовать интеллектуальный капитал организованно, с помощью различных моделей воспроизводства интеллектуального капитала;

-        рыночная ориентация нововведений интеллектуального капитала;

-        создание национальной инновационной системы и инновационно-технологических центров;

-        адекватная оценка интеллектуального труда;

-        многостороннее научно-техническое сотрудничество и международная кооперация в сфере НИОКР.

 

Литература:

 

1.        Иванюк И. А. Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального капитала: монография. М.: Высшая школа, 2003 г., с. 203.

2.        Иванюк И. А. Рыночный механизм воспроизводства интеллектуального капитала: монография / Волгоград.гос.техн. ун-т. -Волгоград: РПК «Политехник», 2004 г.

3.        Ленская С. А. Интеллектуальный капитал фактор экономического развития современной России. М.: Высшая школа, 2002 г., с. 92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle