Библиографическое описание:

Григорян В. А. Правовая культура и правовое воспитание как приоритетные направления в социальном и профессиональном становлении личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 616-619.

В статье анализируется некоторый перечень личностных качеств курсантов образовательных учреждений ФСИН России, необходимый для их эффективного профессионального становления, констатируется влияние правовой культуры и правового воспитания на социальное и профессиональное становление личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, личностные качества, профессиональное и социальное становление.

 

В настоящее время все чаще в своей повседневной жизни люди сталкиваются с так называемым, «отбором по индивидуальным показателям». При приеме на работу, в некоторых случаях учебу, центры развития граждане проходят различные собеседования и тестирования, определяющие их внутреннюю мотивацию, предназначение и предрасположенность. Это неслучайно, ибо индивидуальные личностные качества человека играют весомую, а порой решающую роль в определении осуществляемых ими действий на практике.

В рамках нашего исследования конкретный интерес представляют курсанты образовательных учреждений ФСИН России и необходимые индивидуальные качества их личности как будущих квалифицированных специалистов УИС. Общеизвестен и не нуждается в доказательствах особый статус сотрудников УИС, сопряженный с их особыми условиями труда, режимом, постоянным взаимодействии с социально-опасной и трудной категорией населения — осужденными, а также новыми задачами, поставленными перед ними по ресоциализации и психолого-педагогической направленности воздействия на осужденных. Важным является соответствие индивидуальных качеств курсантов предъявляемым требованиям структуры УИС. В связи с этим, образовательные учреждения ФСИН России предъявляют особые требования к курсантам, проводя специализированную подготовку к этой нелегкой и трудоемкой, эмоционально напряженной службе, в том числе, уделяя особое внимание индивидуальным качествам их личности, взращивая эффективных профессионалов своего дела. Индивидуальные качества личности играют важную и особую роль в правовом воспитании курсантов и становлении их правовой культуры.

На наш взгляд, важно выделить необходимые индивидуальные качества личности, такие как: честность, совесть, справедливость, ответственность, добросовестность, чувство долга, патриотичность, уважение прав, достоинств и т. д. Они являются своеобразной отправной точкой развития не менее важных общечеловеческих и служебных качеств личности, таких как: самоконтроль, толерантность, эмпатия, наличие организаторских, коммуникативных способностей, рефлексии, этики и других. Существует прямая связь между степенью сформированности базисных качеств личности, от которых зависит степень формируемых общечеловеческих качеств, обеспечивающих эффективность, успешность и компетентность их деятельности.

Как справедливо отмечает Коданева М. С., «эффективный профессионал с точки зрения практики должен быть умным, эмоционально-устойчивым, зрелым, адекватно воспринимающим действительность, нравственно-развитым, контролирующим себя, исполнительным и ответственным» [1, с. 5]. По нашему мнению, данная характеристика является прочным фундаментом успешной организации деятельности сотрудника и способна выступать ориентиром при подготовке будущих специалистов УИС.

Ю. В. Поваренков выражает интересную мысль о том, «что одни профессионально важные качества личности влияют на эффективность решения задач профессиональной деятельности, в то время как другие — на эффективность профессионального развития» [2]. Данное утверждение представляется возможным соотнести (перенести, переориентировать) с общезначимыми и общечеловеческими качествами личности, поэтому одни качества личности влияют на плодотворное решение задач, возникающих в окружающей действительности, другие — на возможность личного развития и роста индивида. В связи с этим, считается весьма актуальным развитие данных качеств комплексно и целостно.

Большую роль в развитии личностных качеств курсантов образовательных учреждений ФСИН России, а также их правового воспитания и развития правовой культуры, оказывает рефлексия. С точки зрения А. В. Карпова, рефлексия выступает как феномен «самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность человеческого интеллекта объективировать психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность» [3].

Рефлексия является возможностью индивида размышлять и рассуждать о происходящем в его собственном сознании. Данный феномен выступает необходимым условием общей социализации человека, правовой социализации и правового воспитания курсантов, так как с помощью рефлексии человек осознает самого себя, как он выглядит с точки зрения других людей, обдумывает и осознает свои поступки и действия, соотносит их с общепринятыми норами, имеет возможность их контроля и коррекции, поиска верного решения, дает возможность осознания и оценки собственных ресурсов, стимулирует ответственное поведение путем осознанного стремления достижения положительного результата.

Немаловажную роль рефлексия играет и в организации самовоспитания (формирование человеком самого себя), развития индивидуальной честной самооценки. Развивая и взращивая, вырабатывая свои ценные положительные качества, подавляя и преодолевая свои недостатки, человек растет и совершенствуется, не останавливается в развитии, находит новое, что впоследствии позволяет расти ему еще больше. Рефлексия помогает осознавать происходящее, и в свою очередь, влиять на совершаемые поступки.

Роль рефлексии в системе индивидуальных качеств личности курсантов образовательных учреждений ФСИН России непереоценима. Она также определяется коммуникативным характером осуществляемой деятельности. Вся жизненная практика основывается на межличностном общении, и от того, насколько она будет продуктивной, зависит и качество его служебной, гражданской и общественной деятельности. Можно сделать вывод о том, что рефлексия является ключевым звеном в общем развитии человеческого сознания и деятельности и, пожалуй, может являться отправным пунктом в развитии других не менее важных качеств личности.

Бесспорно, что современная жизнь в динамично развивающемся обществе, когда все необходимо успеть и не допустить ошибок, осуществляемая учебная и служебная деятельность курсантов является эмоционально и психологически напряженной, в некоторых случаях даже стрессовой. По мнению Н. А. Хариной, «в идеале гармоничная личность должна обладать сильной волей, и выраженным самоконтролем поведения и деятельности» [4]. Термин самоконтроль подразумевает систему внутреннего самосознания, когда человек способен отдавать себе отчет в своих действиях, оценивать, контролировать и регулировать их, в зависимости от внешних обстоятельств, сопоставлять их с имеющимися в обществе эталонами поведения. Умение контролировать свои действия и эмоции крайне важны в жизни любого человека, оно несет в себе большую ответственность как в организации личной (гражданской, семейной, общественной) жизни курсанта, так и служебной (например: субординация). Ослабление самоконтроля ведет к принятию невзвешенных, ошибочных, а порой общественно-опасных решений и действий в жизни человека.

«Толерантность», согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, расценивается как терпимость [5]. Это особое качество личности, выражающееся в психологической стойкости к внешним воздействиям, имеющим неприятный и неприемлемый для человека характер. Толерантный человек не поддается эмоциям, а старается сначала понять суть происходящего события и на основе этого найти наилучший выход из сложившейся ситуации.

Данное понятие определяет успешность человека в различных сферах социальной жизни, так как она выступает как осмысленное явление, подразумевающее готовность человека к мирному разрешению возникающих конфликтных ситуаций, принятия другого человека в независимости от его социального положения, религиозных или иных различий, признание и уважение его прав, свобод и интересов. Толерантность выступает в роли механизма направления человеческих взаимоотношений в русло сотрудничества и конструктивного разрешения посредством организации продуктивного диалога, не прибегая к действиям морального или насильственного характера.

Толерантность выступает «как неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости личности» [6], предпосылкой некоей самовоспитывающей деятельности человека, что, безусловно, способствует его развитию. Толерантность любого человека вырабатывается в процессе правового и нравственного воспитания и является одним из показателей его общей культуры. Наличие толерантности для курсанта — это возможность эффективного исполнения своего гражданского долга, в связи с необходимостью постоянного межличностного взаимодействия с сторонними индивидами, коллегами и спецконтингентом.

Одно из центральных мест в формируемой системе особо-значимых качеств занимает личная коммуникация и коммуникативно-организаторские способности курсантов, ввиду того, что они находятся и будут находится в постоянном взаимодействии с другими индивидами: преподавателями, другими курсантами, осужденными, коллегами и иными лицами. Явление коммуникации в контексте нашего исследования мы рассматриваем как связь и взаимодействие между людьми, осуществляемого посредством общения, для удовлетворения своих гражданских, учебных, служебных или иных функций и потребностей. Большое количество межличностных контактов обязывают курсантов к наличию целого спектра коммуникативных способностей. Эффективность и успешность их практической деятельности определяется умением грамотно и качественно строить свое общение с различными категориями лиц; разрешать возникающие конфликтные ситуации, с умением вести переговоры, иметь организаторские способности эффективного взаимодействия с людьми. Коммуникация и коммуникативные способности курсантов поистине играют немаловажную роль в правовом воспитании и становлении их правовой культуры, ибо знания исходят от профессорско-преподавательского состава, усваиваются они как в индивидуальных так и групповых занятиях, практиках, деловых играх и т. д. и способность курсантов к плодотворному взаимодействию крайне важна, а также особенно ввиду того, что курсанты в будущем будут находиться в постоянном контакте со спецконтингентом — наиболее проблемными в социальном плане гражданами, наладить контакт с которыми — трудная задача.

Немаловажную роль в развитии правовой культуры и осуществления правового воспитания курсантов играет эмпатия. С точки зрения психологов, это «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека» [7, с. 463]. По сути, это нахождение психологического и эмоционального контакта между людьми, способность сопереживания, сочувствия, посредством проецирования и фильтрации через собственное сознание. В. В. Бойко определяет данное явление как «рационально-эмоционально-интуитивное понимание другого» [8, с. 74], собственно, благодаря чему существует возможность предвидения его определенных действий или реакций. «Соучастие и сопереживание — не смысл и не функция эмпатии, а всего лишь эмоциональные средства достижения цели — выявления, понимания, предвосхищения индивидуальных особенностей другого человека с последующим воздействием на него на основе расположения и доверия» [8, с. 73].

Актуальность исследуемого явления в контексте нашего исследования выражается в том, что, как описывалось выше, коммуникация играет большую роль в индивидуальной и практической деятельности курсанта. Эмпатия способствует налаживанию более глубокого психологического контакта, доверительных отношений как с другими курсантами, коллегами, так и с осужденными, для более плодотворной реализации своих гражданских и служебных функциональных обязанностей: разрешения возникающих проблем различного характера и своевременного прогнозирования поведения людей, их моральной поддержки; выявления и грамотной оценки поступающей информации, а также оказываемое воспитательное воздействие, с целью ориентирования и переориентирования на правопослушное и уважительное отношение к общечеловеческим и правовым ценностям.

«Также важна этико-психолого-педагогическая направленность содержания общего образования» [9, с. 21]. В настоящее время в обществе закрепилось узкое понятие этики, связанное сугубо с профессиональной сферой его действий и поведения в правовых процессах, несправедливо упустив из вида ее основное предназначение. Этика, в первую очередь, способствует формированию социальной личности, выражаясь в умении познания общества и его целостности, окружающих, а самое главное — самого себя и возможности индивидуального самосовершенствования, установить собственные границы дозволенности и недозволенности, освоить основы межличностного общения на основе этикета. Также в совокупности с системой правовых знаний этика формирует у курсантов способность ответственного исполнения своего гражданского и служебного долга на основе развитой правовой культуры, уважения и защиты человеческого достоинства личности, ее прав, свобод и законных интересов.

Неоспорим тот факт, что выделенные нами в процессе анализа качества, являются динамичными образованиями, способными претерпевать различные изменения в процессе жизненной, учебной и трудовой деятельности (со временем совершенствуются и оттачиваются, либо претерпевают деформацию и деструкцию). Внимание, уделяемое этому важному вопросу, позволяет проводить своевременную диагностику уровня развития личностных качеств, что, в свою очередь, позволяет корректировать их в необходимом направлении, посредством применения различных педагогических методик. По нашему мнению, способности и личностные качества у каждого человека присутствуют с рождения, вопрос лишь в том, как он ими распоряжается, в каком русле они находят свое выражение. Если брать в целом, то в идеале с помощью приобретения различного опыта, способности и личностные качества должны развиваться в положительном ключе и приносить пользу индивиду. Динамика развития, безусловно, зависит от условий человеческого развития и функционирования как члена общества, от его мотивации, ценностных ориентаций активности в тех или иных сферах жизнедеятельности. Таким образом, изученные нами качества личности в процессе правового воспитания должны складываться в целостную систему, обеспечивая должный уровень правовой культуры, эффективность и надежность учебной и служебной деятельности курсантов образовательных учреждений ФСИН России, быть основой их профессионализма.

 

Литература:

 

1.         Коданева М. С. и др. Диагностика и развитие профессионально важных качеств личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: Учебное пособие / М. С. Коданева, Е. С. Лобанова, С. А. Прокопьева, О. Н. Ракитская, А. В. Сперанская. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. — 215 с.

2.         Поваренков Ю. П. Индивидуально-психологическое содержание профессионально-важных качеств субъекта труда // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 2. № 2. С. 22–27.

3.         Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с.

4.         Харина Н. А. Самоконтроль в системе волевой саморегуляции личности // Психология и педагогика профессионального развития сотрудника УИС: Сб. мат. Науч.- практ. конф. «Деевские чтения. 2005». Рязань, 2005. С. 74–75.

5.         Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940. [Электронный ресурс] — http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1054786 (дата обращения 09.06.2015).

6.         Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. № 2. С.3–12.

7.         Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

8.         Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: «Филинъ», 1996. — 472 с.

9.         Базалей Е. А. Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А. С. Макаренко: автореф… канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2014. — 22 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle