Библиографическое описание:

Зенченко Т. Ф. Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 635-641.

В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале имени прилагательного, определена важность формирования и развития языково-речевых умений учащихся начальных классов в процессе усвоения языковой теории для их всестороннего культурного развития и социализации, формирования способности успешно пользоваться всеми видами речевой деятельности в процессе общения, познания, решения учебных заданий.

Ключевые слова: начальное языковое образование, компетентность, коммуникативная компетентность, компетентностный подход, информатизация, речевые умения, имя прилагательное.

 

Введение. Современное состояние развития общества, и системы образования в частности, характеризуется резким увеличением влияния на него компьютерных технологий, введением информатизации во все сферы жизни посредством интернет-технологий, медиарекламы, связывающими информационные потоки в безграничное информационное пространство. Не может остаться вне этого пространства и начальная школа, учебный процесс которой трансформируется наряду с качественным изменением как самих учащихся, так и возросшими требованиями к качеству образования. Возможность свободного общения выпускников учебных заведений с потенциальными работодателями, потребности и законы рынка труда, массовый переход в медиапространство межличностных и рабочих взаимоотношений предусматривает повышение требований к социализации личности, необходимость приобретения ею ключевых и предметных компетентностей.

Формирование предметных компетентностей для учащихся общеобразовательного учебного заведения, в том числе и начальной школы, проводится в пределах учебных предметов таким образом, что каждый предмет обеспечивает реализацию именно тех составляющих ключевых компетенций, для формирования которых созданы необходимые условия.

Овладение учениками коммуникативной компетентностью сопровождается внесением корректив в содержание обучения, дополнение или изменение его методов. Необходимость этого, по нашему мнению, базируется на коммуникативных потребностях учащихся, на использовании средств, способных удовлетворить эти важные потребности развить у школьника желание учиться, расширять свои знания и возможности, чему способствует и обогащение его речи. В немалой степени это достигается увеличением активного словаря учащихся посредством использования имен прилагательных.

Отметим, что нормативные документы языкового образования в Украине (Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования, Программа по украинскому языку для общеобразовательных учебных заведений (1–4 классы), Программа для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения) декларируют цель изучения языков как становление духовно богатой личности, которая владеет умениями и навыками свободно, коммуникативно уместно применять средства выразительности речи.

Коммуникативная подготовка будущих учителей-словесников, и учителей словесности в начальной школе в том числе, которая проводится в высших учебных заведениях, предусматривает как приобретение и усовершенствование умений воспринимать, воспроизводить и создавать собственные тексты разных типов и стилей, высказывать свои мысли точно, ярко, уместно и убедительно, так и умения обучать, содействовать приобретению соответствующих компетентностей учащимися начальной школы. Преподаватели могут продемонстрировать студентам разнообразие использования изобразительных средств языка не только на основе практического использования учебных текстов, но и привлечь к достижению учебных целей презентационные средства, аудио-, видео-, медийные материалы и т. д.

Отметим, что одним из аспектов усиления практической направленности обучения языку в школе является развитие речи учащихся в процессе изучения частей речи. Особое место, на наш взгляд, среди них занимают имена прилагательные, которые являются наиболее многочисленной (после имен существительных) группой слов и создаются путем выделения определенного качества в формах взаимоотношений людей, предметов, событий и действий. Изучение имен прилагательных, их усвоение содействует развитию более четкого и точного восприятия окружающей действительности.

Имя прилагательное подобно имени существительному являет собой именную часть речи, но его семантической основой является не предметность, а признак (качество, особенность, отношение). При этом семантические признаки этих частей речи не взаимоисключают, а только взаимодополняют друг друга. Степень конкретизации и осознания предмета, выраженного существительным, тем выразительнее, чем больше количество тех признаков, которые его описывают (характеризуют).

Обзор литературы. Наше исследование опиралось на труды росcийских и украинских психологов (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. И. Жинкин, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев и др.), ученых-исследователей речи учащихся начальных классов (Н. С. Вашуленко, В. И. Бадер, Л. А. Варзацкая, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. Ф. Скрипченко, В. А. Собко, М. И. Стельмахович, О. Н. Хорошковская, Н. И. Лазаренко).

По определению лингвистов Е. К. Безпояско, К. Г. Городенской, В. М. Русановского, признак — это особенность предмета, которая не подвергается временным изменениям, является неотъемлемой частью предмета, его природным существом, постоянно его сопровождает; на этом формируется представление о статичности, неизменности признака, отображенного именем прилагательным, в отличие от признака динамичного или темпорального, который произведен предметом, а не дан ему природой.

В процессе формирования понятий из всего информационного потока школьником воспринимается не полная информация о предмете или явлении, а определенная ее часть, характерные признаки. Часть полученной информации содержится в памяти, анализируется, а из нее вычленяется та, которую учащиеся начальных классов могут воспроизвести и использовать.

Согласно исследованиям дидактов, в частности И. Я. Лернера, существует несколько уровней (ступеней) формирования мышления, начальным из которых является восприятие. Иными словами, восприятие и формирование понятий начинается с эмпирического восприятия, после чего формируется теоретическое определение. Эмпирический (наглядно-образный) уровень учебного процесса характеризуется, главным образом, первоначальным получением учениками представления о характерных внешних признаках предмета (событий, процесса).

Основная часть (методология, результаты). Собственно, признак является показателем существования самого предмета, так называемым «квалификатором предмета», выступает его определением-атрибутом. Наличие способности выявлять и описывать непосредственный признак предмета свойственно только имени прилагательному. Прилагательным свойственно наличие яркого субъективно-оценочного значения, что делает изучение темы «Имя прилагательное» очень важным для коммуникативного развития учащихся, особенно младших классов.

Практическая направленность изучения языка предусматривает не только преобладающую практическую работу с опорой на лингвистическую теорию, но и формирование речевых умений и навыков, обучение коммуникации, в процессе которой школьники учатся общаться, создавать устные и письменные высказывания в определенном стиле с учетом особенностей конкретной речевой ситуации. Поскольку в процессе формирования речевых умений необходимость опираться на речь и коммуникативные задания вызвана социальными требованиями и фактически является внеязыковой (не только лингвистической), то и коммуникативная компетентность есть не предметной, а ключевой.

С целью изучения уровня развития коммуникативной компетентности учащихся, особенно эмоционального критерия, на учебном материале имени прилагательного нами было проведено исследование в рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента в следующей последовательности: 1) наблюдение за уровнем развития речевой деятельности учащихся начальных классов на уроках украинского языка, чтения, развития связной речи; 2) анализ тетрадей по развитию связной речи; 3) анализ контрольных работ при изучении темы «Имя прилагательное»; 4) анализ использования прилагательных в речи школьников во внеурочной (внешкольной) деятельности.

Далее нами были проинспектированы нормативные и вариативные части учебных планов подготовки будущих учителей начальной школы в контексте коммуникативного направления и практической возможности сформирования профессионально-коммуникативных умений, необходимых студентам в профессиональной деятельности. Нас интересовали, в первую очередь, дисциплины профессионально ориентированного и практического циклов. Фундаментальные курсы (частично это касается и модулей в составе учебных курсов) охватывают глобальные проблемы специальности, формируют научное мировоззрение, предоставляют новейшие знания в области педагогики, методик и научных исследований, освещают важные вопросы коммуникации.

Следующим этапом констатирующего эксперимента было проведение комплекса экспериментально-диагностических методик, направленных на определение степени готовности будущих учителей начальных классов к изучению имен прилагательных в начальных классах в контексте компетентностного подхода.

Учитывая ведущую роль общения в формировании и развитии профессионального становления будущих учителей начальных классов, достижение целей коммуникативно ориентированного обучения в процессе овладения технологиями обучения языку определяем как овладение методикой и технологиями формирования коммуникативной компетентности в совокупности языково-речевых и методической составляющих.

Результаты, полученные нами в процессе двух этапов констатирующего эксперимента, были оценены в соответствии с разработанными критериями практической и эмоционально-мотивационной сторон профессиональной коммуникативной и лингводидактической компетентностей. На основании полученных данных были определены уровни развития образной речи учащихся начальных классов, частота и цель использования ими прилагательных, и, в результате, степень овладения учащимися младших классов ключевой коммуникативной компетентностью.

Анализ результатов показал, что учащиеся 1–4 классов имеют большей частью средний и низкий уровни развития речевых умений в контексте образности, эмоциональности, красочности, причем показатель усвоения теоретических знаний выше показателя практического применения усвоенных знаний, что свидетельствует о низкой степени приобретения учащимися коммуникативной компетентности при изучении темы «Имя прилагательное». Что касается степени готовности будущих учителей начальных классов к изучению этой темы с учащимися на коммуникативной основе, то необходимо отметить ее как недостаточную, поскольку, по нашему мнению, значительная часть студентов ограниченно использует средства изобразительности, включая прилагательные, как в своей речи, так и в практической педагогической работе.

Изучение теоретических основ формирования речевых умений учащихся младших классов позволяет определить основные недостатки в процессе развития речи школьников: 1) отсутствие систематичности и целенаправленности в работе по развитию речи, проявляющееся в периодичности использования речевых упражнений; 2) преобладающий репродуктивный характер заданий; 3) недостаточное количество в коммуникативных упражнениях заданий описывающего характера; 4) отсутствие взаимодействия разных видов речевых учений.

Описанные результаты изучения проблемы обуславливают необходимость разработки методики, которая была бы направлена на подготовку студентов педагогических факультетов к работе над повышением уровней развития речевой деятельности учащихся младших классов в процессе изучения темы «Имя прилагательное». Предложенная методика включает: цели обучения (образовательные, развивающие, практические, воспитательные), принципы обучения (основаны на требованиях государственных нормативных документов), содержание, методы обучения.

Отметим, что процесс компьютеризации образования обуславливает внедрение новых методов достижения поставленных педагогических задач, в том числе и путем создания электронных образовательных ресурсов. На наш взгляд, формирование понятия «имя прилагательное» будет более эффективным, если на уроках языка в начальных классах в дополнение к печатным учебникам, учебно-методическим пособиям, использовать электронное учебно-методическое пособие.

Основой содержания экспериментальной методики являлась система упражнений, текстовый вариант которой «Система упражнений для усвоения выразительной функции прилагательных учащимися младших классов» предлагался к внедрению в комплексе с электронным пособием, расширенным и углубленным. Целью учебно-методических пособий было предоставление практической помощи студентам педагогических факультетов высших учебных заведений, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня для проведения углубленной дополнительной работы со школьниками в процессе усвоения эмоционально-выразительной функции имен прилагательных, развития речевой деятельности учащихся начальных классов. Использование электронного учебно-методического пособия наряду с текстовым его вариантом привносит в образовательный процесс интерактивность, развивает образное мышление, эмоционально-мотивационную и познавательную сторону учебной деятельности школьников, содействует пополнению активного словаря новыми прилагательными и т. д.

В процессе разработки системы упражнений мы ориентировались на ее вариативность, предполагая вариант изменения последовательности видов речевой деятельности в зависимости от целей урока, индивидуальных особенностей учащихся. В то же время, разработанная система упражнений предполагает взаимосвязь процессов восприятия (в электронном пособии ─ зрительного, в первую очередь) и воспроизведения (продуцирования текстов разных типов и стилей).

Психологической основой нашей методики является понимание, точнее, осознание студентами речевой деятельности учащихся как активного, имеющего свою цель в зависимости от ситуации процесса общения (восприятия или воспроизведения определенного сообщения) субъектов общения между собой, предполагающее собой взаимосвязь с мотивом действий.

По утверждению А. Леонтьева, в любой деятельности (и речевой в том числе) можно выделить общие структурные компоненты (этапы), среди которых: 1) ориентирование в условиях деятельности; 2) планирование в соответствии с прогнозируемыми результатами ориентирования; 3) осуществление составленного плана; 4) анализ полученных результатов и сопоставление с ожидаемыми (прогнозируемыми) ─ этап контроля.

В соответствии с этапами (фазами) речевой деятельности выделяют следующие группы обобщенных умений связной речи: информативно-содержательные, структурно-композиционные, грамматико-стилистические, коррекционные, ─ необходимые для эффективного коммуникативного развития учащихся начальных классов. Эти общие коммуникативные умения и нашли отображение в экспериментальной системе упражнений: репродуктивная деятельность находится в постоянной взаимосвязи с фазами ее порождающими. Этап ориентирования соотносится с этапом чтения или аудирования текста (происходит осознание потребности в чтении, преобразование потребности в мотив, осмысление цели, выбор вида и приема), реализации плана деятельности ─ с восприятием текста, определения его типа, стиля, речевых средств выразительности, характеристика прилагательных в соответствии с программными требованиями к определенному классу начальной школы, составление групп синонимов, антонимических пар (групп), введение прилагательных в предложения с целью уточнения лексического значения, самостоятельное составление текстов с ними (например, мини-описаний, загадок, расширенных текстов).

Разработанная методика является продолжением теоретической работы, направленной на развитие образности речи учащихся, и предполагает взаимосвязь тренировочных и коммуникативно-творческих заданий. По нашему мнению, повышению уровня свободного владения школьниками именами прилагательными в учебной деятельности и повседневном общении способствует активное использование в рамках разных этапов уроков (особенно в ходе закрепления полученных знаний и умений) художественных текстов, содействующих достижению как лингвистических, так и морально-этических целей. Такие тексты и были использованы в нашем пособии: а) описание естествоведческого характера, например, живой и неживой природы, настроения, внутренних ощущений субъекта речи от описываемых картин; б) описание межличностное, к примеру, внешность человека, черты характера, особенности деятельности, поведения, реагирования на определенные поступки и т. д.; в) описание культурно-исторического характера.

Электронное пособие содержит в себе разделы, предполагающие усвоение выразительной функции прилагательных в ходе систематической работы не только во время изучения темы «Имя прилагательное» в каждом классе начальной школы в соответствии с учебной программой, но и в процессе изучения других тем, уроков связной речи, интегрированных уроков. Упражнения распределены по разделам для обеспечения теоретической и практической работы, содействуют усвоению младшими школьниками прилагательных-синонимов, антонимов, прямого и переносного значения прилагательных, использования их в составе фразеологизмов; обеспечен индивидуальный подход к учащимся путем использования упражнений для закрепления знаний и для углубленной работы.

Важными особенностями работы с электронным методическим пособием в учебном процессе являются расширение сектора самостоятельной работы, даже в рамках части урока, интерактивность, позволяющая активизировать работу учащихся, в данном случае ─ их образное мышление, эмоциональность и выразительность речи. Отметим, что электронный компонент методической системы оказывает влияние на зрительное восприятие учащимися текстового контента упражнения и содержит в дополнение к нему яркие изображения описываемых предметов, явлений или событий, совмещенные в логичном порядке группирования необходимых для выполнения заданий.

Охарактеризуем используемую нами в печатном и электронном пособиях типологию упражнений.

І. Упражнения, предусматривающие выявление близких по значению имен прилагательных в предложенных учителем текстах, объяснение и уточнение оттенков лексических значений:

а) на выбор и группирование прилагательных, близких по значению;

б) на определение стилистической целесообразности использования синонимических признаков в определенном тексте;

в) на логическое размещение прилагательных-синонимов по степени возрастания или уменьшения проявления признака (составление синонимических рядов).

ІІ. Упражнения на подбор синонимов и антонимов прилагательных, определение и уточнение семантических значений, оттенков одного качества или противопоставлений разных особенностей:

а) упражнения на самостоятельный подбор синонимических (антонимических) признаков предлагаемым характеристикам предмета;

б) упражнения на замену прилагательных синонимами или антонимами в стойких словосочетаниях, предложениях и текстах;

в) упражнения, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов синонимов или антонимов для более точного и яркого выражения мысли.

ІІІ. Упражнения, предназначенные для активизации использования прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов в своей речи:

а) на использование указанных прилагательных для расширения и дополнения предложений и текстов (с использованием вспомогательных словарей);

б) на самостоятельное создание текстов с использованием прилагательных (по образцу, с опорными словами и т. д.);

в) на стилистическое редактирование предложений, текстов с использованием прилагательных (прямое и переносное значения, прилагательные-синонимы, антонимы).

К примеру, учащимся младших классов в определенной степени знакома разветвленная лексико-семантическая группа имен прилагательных, которая охватывает названия основных цветов и их оттенков, которые характеризуют разные степени цветового признака, интенсивность цветового тона, особенности смешанных цветов и т. д. В основе этой системы находятся семь основных названий цветов, характеризующие каждый из цветов без учета оттенков: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный. Периферию этой системы составляют существующие в языке «разноцветные» прилагательные, семантически обусловленные и собранные вокруг основных цветов путем соединения основ прилагательных (черно-белый, ярко-желтый, бледно-голубой) и созданные от других признаков описываемых предметов, явлений действительности (молочный, кремовый, оливковый). Без сомнения, учитель опирается на небольшой жизненный опыт школьников младших классов при выполнении упражнений, но даже на примере обычных признаков знакомых предметов можно расширить представления учащихся о разнообразии цветов, оттенков и, соответственно, прилагательных, эти оттенки описывающих.

Тренировочные упражнения на основе текстов с использованием таких прилагательных предусматривают формирование у школьников так называемой «речевой интуиции», содействует развитию эмоциональности, экспрессивности и выразительности речи. Тексты с использованием имен прилагательных подобраны таким образом, что роль прилагательных в речи представлена уместно и «выпукло», с ярким проявлением значимости прилагательных и их грамматических особенностей.

«Использование того или иного языкового элемента в поэтической функции совершенно не обязательно предполагает его употребление только в поэтической речи» [5, 29]. Например, в одном из упражнений используется стихотворение Виталия Конопельца «Какого цвета снег?» (в электронном пособии подана зрительная интерпретация каждого используемого прилагательного), при анализе которого учащиеся узнают, что снег может быть не только белым, но и синим, бирюзовым, желто-золотым, розовым… В дальнейшей работе, опираясь на зрительное восприятие, учащиеся подбирают, казалось бы, невозможные при слуховом восприятии цвета снега: коралловый, желтовато-бурый, зеленый, фиолетовый, ─ и делают вывод о том, как может измениться представление о предмете или явлении, если использовать для его описания непривычные прилагательные, нехарактерные признаки, яркие сравнения.

Кроме того, электронное учебно-методическое пособие содержит два типа словарей имен прилагательных: наиболее распространенные прилагательные по категориям после каждого раздела и вспомогательные словарики в рамках упражнений, предназначенные для выполнения заданий и последующего усвоения лексического значения имен прилагательных.

Например, вспомогательный словарик в рамках описанного нами упражнения по стихотворению В. Конопельца «Какого цвета снег?» имеет такой вид:

Подобные электронные вспомогательные словарики в упражнениях могут стать основой для создаваемых учащимися собственных активных словарей, содействующих созданию текстов-описаний, сочинений, других творческих работ в основной школе. Использование учениками электронного пособия помогает активизировать их мыслительную деятельность, фантазию и мотивирует к выполнению творческих работ, к созданию своего собственного словаря «активных» прилагательных, необходимого при создании устных и письменных текстов.

В Рекомендациях Совета Европы к языковому образованию рассматриваются «выражения народной мудрости» ─ стойкие формулы, которые воплощают и одновременно усиливают общее описание предметов (явлений), чаще всего с помощью прилагательных, и являются важной частью народной культуры. Они, выступающие как фразеологизмы, часто употребляются, еще чаще на них ссылаются либо используют в газетных заголовках, рекламе, повседневной жизни: это и граффити, нанесенные на одежду, и таблички на рабочих местах, и рекламные баннеры, плакаты и т. д.

Художественное использование языка одинаково важно как в образовательном смысле, так и само по себе. Эстетические виды деятельности могут быть продуктивными, рецептивными, интерактивными или посредническими и охватывать разные виды деятельности учащихся младших классов: пение (народные песни, колыбельные, поп-песни), устный и письменное пересказывание историй (в том числе художественных, аудиовизуальных текстов, мультфильмов, комиксов, художественных фильмов, спектаклей), создание собственных текстов [8, 98].

Знания этой аккумулированной народной мудрости, используемые в речи как общеизвестные, являются важным компонентом лингвистического аспекта социокультурной компетенции: пословицы, идиоматические обороты (It takes all sorts to make a world; с мира пo нитке — голому рубашка), известные цитирования (A man's a man for a'that; парень хоть куда ─ хорош во всех отношениях), приметы, предсказания погоды (Fine before seven, rain by eleven; такой год, что на день семь погод) отношение, оценивание (It's not cricket; семь пятниц на неделю ─ непостоянный, ненадежный).

В нашей методической системе подобраны упражнения с фразеологизмами, использующие в своем составе имена прилагательные (или имеющие лексическое значение, ярко характеризующее признаки предмета или явления), предполагают следующие виды работы:

а) поиск фразеологизмов (или выражений народной мудрости) в тексте;

б) уточнение лексического значения фразеологизмов;

в) работа со вспомогательными фразеологическими словарями;

г) исправление ошибок в использовании фразеологизмов;

д) установление синонимических и антонимических соотношений между прилагательными и фразеологизмами;

е) выяснение стилистической роли фразеологизмов в тексте.

Разработанное нами электронное учебно-методическое пособие как дополнение к печатному варианту соответствует требованиям, предъявляемым к электронным образовательным ресурсам: простота и удобство применения, эргономичность, активизация познавательной деятельности учащихся; наличие наряду с указанным электронным ресурсом традиционных учебных материалов; возможность использования электронного пособия в различных формах обучения и т. д. Анализ использования электронного пособия позволяет отметить, что электронная система упражнений способствует формированию у младших школьников более прочных и осмысленных знаний, развивает умение работать с информацией, стимулирует мотивацию и активность школьников в учебной деятельности, содействует повышению качества полученных знаний и умений. Взаимосвязь разнообразных творческих заданий и предлагаемого зрительного материала, поданного в эмоциональной яркой форме, соответствует возрастному и интеллектуальному развитию младших школьников, предполагает определенную вариативность в использовании.

Кроме того, учтены гигиенические требования, необходимые для сохранение зрения и упреждения усталости: кегль, размеры, цвет, расположение предлагаемых заданий, изображений и сносок способствуют разграничению и облегчению восприятия информации (кегль основного текста составляет 13–14 пунктов шрифта Times New Roman, задания и дополнительная информация выделены курсивом и полужирным начертанием).

С целью проверки разработанной методической системы было осуществлено ее внедрение в учебный процесс. Контрольная часть исследования направлена на подготовку будущих учителей начальной школы к развитию выразительности речи младших школьников на семантической основе имени прилагательного и проверке степени их готовности к такой деятельности. Нами были использованы следующие методы:

-          наблюдение за студентами педагогических факультетов на практических занятиях по методике и технологиям преподавания украинского языка в высших учебных заведениях, на уроках и воспитательных мероприятиях в период педагогической практики в школах;

-          наблюдение за учащимися на уроках украинского языка в 1–4 классах;

-          анализ отчетов студентов по прохождению педагогической практики;

-          использование специально разработанных методик для определения степени готовности студентов к овладению и использованию в своей речи прилагательных с целью увеличения ее образности и выразительности после экспериментально-исследовательского обучения.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования. Проанализированные дисциплины учебных планов студентов педагогических высших учебных заведений имеют значительный (в большей степени, теоретический) коммуникативный потенциал, ориентируют студентов в педагогической и лингвистической частях профессиональной сферы, вооружают методологией, раскрывают свои цели и задания, предоставляют теоретические знания, но недостаточно внимания уделяют коммуникативному аспекту будущей деятельности студентов; ограниченно изучаются пути овладения учебным приемами, методами, способами и формами успешной коммуникации и подготовке к ее непосредственному внедрению в практическую педагогическую деятельность.

Сравнение полученных результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет нам сделать вывод об эффективности экспериментального обучения ─ методической системы упражнений для подготовки студентов педагогических факультетов к изучению имен прилагательных на компетентностной основе ─ и предположить практическую значимость учебно-методического пособия «Система упражнений для усвоения выразительной функции прилагательных учащимися младших классов», в частности его расширенного электронного варианта, в качестве дополнительного методического обеспечения при изучении темы «Имя прилагательное» в 1–4 классах, а также в рамках контрольной и внеучебной (внешкольной) деятельности.

Перспективой дальнейшей работы видим разработку учебно-методических пособий, в том числе электронных методических комплексов, оказывающих положительное влияние на формирование и развитие коммуникативной компетентности младших школьников как в процессе изучения частей речи, так и на уроках развития речи на протяжении всего учебного года и обеспечивающих гармоничное и эффективное вовлечение младших школьников в современный компьютеризированный и информатизационный учебный процесс.

 

Литература:

 

1.         Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: научное издание. М.: Просвещение, 1985. 208 с.

2.         Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / Авторы-составители: Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. М.: Просвещение, 1991. С. 39–53.

3.         Вашуленко Н. С. Усовершенствование содержания и методов обучения украинскому языку в 1–4 классах. Научно-теоретические основы и методические рекомендации. К.: Рад. школа, 1991. 110 с.

4.         Дидух К. И. Обогащение речи школьников синонимами // Начальная школа. 1996. № 8. С.20–23.

5.         Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.

6.         Методика обучения украинскому языку в начальной школе: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Под науч. ред. Н. С. Вашуленко. К.: Литера ЛТД, 2011. 364 с.

7.         Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная литература, 1997.

8.         Общеевропейские Рекомендации по языковому образованию: изучение, обучение, оценивание: пособие / [Под научн. ред. проф. С. Ю. Николаева]. К.: Ленвит, 2003. 273 с.

9.         Пономарева К. И. Реализация компетентностного подхода в обучении младших школьников украинскому языку / Формирование ключевых и предметных компетентностей младших школьников в учебном процессе: теоретические аспекты: Дайджест 1 / К. И. Пономарева / Сост. О. В. Оноприенко. Донецк: Каштан, 2011. С. 71–79.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle