Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 507-514.

В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений на основе анализа уголовного законодательства и правоприменительного акта, научных подходов и авторского понимания теоретических и практических положений об указанных преступных деяниях.

Ключевые слова: вопросы, система, коррупционные преступления, анализ, законодательство, правоприменительный акт, подходы.

 

Вопросам анализа уголовно-правовой и криминологической характеристики, методики расследования коррупционных преступлений в Российской Федерации [16] (далее — Россия, РФ) посвящено немало публикаций. В тоже время дискуссионных вопросов о коррупционных преступлениях не становится меньше, а поэтому предметом нашего исследования будут некоторые актуальные вопросы о подходах по классификации и системе коррупционных преступлений.

К числу таких вопросов, можно отнести: какие предусматриваются виды (составы) коррупционных преступлений; какими нормативными и иными правовыми актами определяются коррупционные преступления; какие научные походы имеются в части выделения оснований (критериев) для классификации коррупционных преступлений; как классифицируются коррупционные преступления; как определяются коррупционные преступления в законодательстве зарубежных странах? На многие из указанных вопросов имеются научные публикации, что не мешает автору высказать свое мнение.

Как известно, в основе Уголовного кодекса РФ [19] (далее — УК) объединение общественно опасных деяний осуществляется по признаку сходства родового, видового и непосредственного объектов преступного посягательства с выделением соответствующих классификационных групп. Исходя из указанных объектов, в УК предусматриваются главы, в которых содержатся антикоррупционные нормы, определяющие коррупционные преступления.

В тоже время, в понятии термина «коррупция» согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [22] (далее — ФЗ «О противодействии коррупции»), содержится указание конкретных составов преступных деяний, которые являются коррупционными — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп.

При этом в главе 30 УК «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления» к числу коррупционных преступлений, и указанных в понятии коррупции ФЗ «О противодействии коррупции» относятся: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК); в главе 23 УК «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях» к числу коррупционных преступлений, и названных в понятии коррупции относятся: злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), коммерческий подкуп (ст. 204 УК) [6, с. 557].

Исходя из вышеуказанного понятия коррупции и других ее признаков (иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица) [22] следует, что и другие преступные деяния признаются коррупционными.

В УК предусматриваются главы (19, 21–22, 31 и др.), в которых также содержатся антикоррупционные нормы, определяющие иные коррупционные преступления, совершаемые с незаконным использование своего служебного (должностного) положения, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, путем подкупа. К таким антикоррупционным нормам относятся: п. «а» ч. 2 ст. 141, ч. 3 и 4 ст. 159–159.3, ч. 3 и 4 ст. 159.5–159.6, ч. 3 и 4 ст. 160, ст. 169, ст. 170, п. «а» ч. 2 ст. 173.1, п. «б» ч. 3 и 4 ст. 174–174.1, ч. 1 ст. 183, ст. 184, ст. 304, ч. 1 и 4 ст. 309 УК и др.

Следовательно, несовпадение доктринальной уголовно-правовой классификации преступлений, определяющей структуру УК, позволяет выделить коррупционные деяния в самостоятельную группу и определить их понятием «коррупционные преступления».

Общепризнано, что коррупционные преступления, как и другие преступные деяния в зависимости от оснований (критериев) могут классифицироваться на соответствующие виды (группы) и образуют определенную систему.

В части системы коррупционных преступлений в юридической литературе имеется много научных походов. По одному из подходов к коррупционным преступлениям относятся: а) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); б) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК); г) получение взятки (ст. 290 УК); д) дача взятки (ст. 291 УК); е) служебный подлог (ст. 292 УК); ж) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК); з) подкуп организаторов и участников спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК) [9]. Другие авторы, характеризуя виды коррупционных преступлений, считают, что в УК к коррупционным и связанными с ними преступлениям относятся преступные деяния, как должностных лиц, так и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях и других лиц: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК); коммерческий подкуп (ст. 204 УК); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК); получение взятки (ст. 290 УК); дача взятки (ст. 291 УК); служебный подлог (ст. 292 УК); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК) [10]. Третьи авторы к наиболее распространенным коррупционным преступлениям относят: коммерческий подкуп; получение взятки; провокация взятки или коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; другие преступления, в основе которых лежит подкуп или дача взятки [15].

В свою очередь, Б. В. Волженкин к коррупционным преступлениям относит мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159 и 160 УК), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), служебный подлог (ст. 292 УК), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), ограничение конкуренции (ст. 178 УК), а также преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в спорте и шоу-бизнесе (ст. 201, 204 и 184 УК) [2].

М. Д. Давитадзе в качестве коррупционных преступлений называет преступные деяния, предусмотренные гл. 30 УК: ст. 285 УК — злоупотребление должностными полномочиями; ст. 285.1 УК — нецелевое расходование бюджетных средств; ст. 285.2 УК — нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов; ст. 288 УК — превышение должностных полномочий; ст. 289 УК — незаконное участие в предпринимательской деятельности; ст. 290 УК — получение взятки; ст. 291 УК — дача взятки; ст. 292 УК — служебный подлог [4, с. 56–57]. В литературе имеются и другие точки зрения по данному вопросу.

С. В. Максимов к деяниям коррупционного характера относит: взяточничество; криминальный лоббизм; покровительство на основе личных связей; незаконное участие в предпринимательской деятельности лично или через близких либо доверенных лиц; предоставление исключительных прав на что-либо в целях корыстного использования; приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для своей корпоративной группы; любое использование или манипулирование служебной информацией в личных или групповых интересах; прямые или косвенные взносы в период избирательных кампаний в пользу определенных партий или лиц, а также на иные политические цели; незаконное распределение кредитов, дотаций и инвестиций; проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности; полное или частичное освобождение от таможенных платежей и налогов; незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп [11, с. 43–44].

Е. В. Марьина к коррупционным преступлениям относит следующие деяния: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных конкурсов (ст. 184 УК), коммерческий подкуп (ст. 204 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дачу взятки (ст. 291 УК), подкуп к даче показаний либо к неправильному переводу (ч.1 ст. 309 УК) [12, с. 15].

В качестве оснований (критериев) для классификации коррупционных преступлений в научной литературе предлагаются: в зависимости от субъекта преступления коррупционные преступления подразделяются на те, которые совершаются должностными лицами (примечания к ст. 285 УК), и те, которые совершаются иными лицами [1]; в зависимости от публичного статуса субъекта преступления коррупционные преступления подразделяются на публичные и непубличные [3, 8]; в зависимости от условий признания преступлений коррупционными [5] и др.

В зависимости от наличия у субъекта, совершившего коррупционное преступление, признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 УК (должностные лица), признаков лица, указанных в примечаниях к ст. 201 УК (лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации) или других лиц, коррупционные преступления подразделяются на совершаемые должностными лицами, и которые совершаются иными лицами.

Автор разделяет научный подход В. А. Григорьева, В. В. Дорошина, которые к субъектам коррупционных преступлений относят «лиц, которые наделены определенным статусом, позволяющим им влиять на правовое положение граждан» [5].

С учетом данного подхода, на взгляд автора, субъектами коррупционных преступлений могут быть: 1) должностные лица, принадлежащие к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 УК; 2) государственные служащие; 3) муниципальные служащие; 4) лица, указанные в примечаниях к ст. 201 УК; 5) частные нотариусы и аудиторы; 6) сотрудники частных детективных и охранных служб; 7) лиц, подстрекающих вышеуказанных лиц путем подкупа, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом к нарушению своих обязанностей, возложенных по статусу.

В научной литературе, исходя из вышеуказанных критериев, коррупционные преступления классифицируются на различные виды.

А. Е. Володин, А. В. Коваль и другие ученые предлагаютвсе коррупционные деяния разделить на две группы: публичные и непубличные коррупционные преступления [3, 8]. При этом А. Е. Володин, к публичным коррупционным преступлениям относит преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ) и др., а к непубличным коррупционным преступлениям — преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК) и др. По мнению А. Е. Володина к публичным коррупционным преступлениям во всех случаях относятся [3]: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК); получении взятки (ст. 290 УК); дача взятки (ст. 291 УК); служебный подлог (ст. 292 УК); провокация взятки с целью шантажа (ст. 304 УК); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК), а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенное с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК); в случаях, когда это связано с присутствием корыстной или иной личной заинтересованности к коррупционным преступлениям относятся: превышение должностных полномочий (ст. 286 УК); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК). А. Е. Володин к непубличным коррупционным относит: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК); коммерческий подкуп (ст. 204 УК); провокация коммерческого подкупа с целью шантажа (ст. 304 УК); при наличии корыстной или иной личной заинтересованности — превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК) [3].

А. В. Коваль к публичным коррупционным преступлениям относит [8]: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК); получение взятки (ст. 290 УК); дача взятки (ст. 291 УК); служебный подлог (ст. 292 УК); провокация взятки в целях шантажа (ст. 304 УК); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК); воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенное с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК); при наличии корыстной или иной личной заинтересованности — превышение должностных полномочий (ст. 286 УК). К непубличным коррупционным преступлениям А. В. Коваль относит: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК); превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК); коммерческий подкуп (ст. 204 УК); провокация коммерческого подкупа в целях шантажа (ст. 304 УК) [8].

Из вышеизложенного следует, что у авторов данной классификации преступных деяний на публичные и непубличные коррупционные преступления, есть много общего, но есть и различия в части перечня составов преступлений (например, А. Е. Володин к публичным относит: отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК) и др.) [3].

В. А. Григорьев и В. В. Дорошин предлагают классификацию рассматриваемых преступлений в зависимости от условий признания преступлений и при этом выделяют следующие виды коррупционных преступлений [5]: 1) безусловные, т. е. те, составы которых содержат все признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные ст.ст. 290, 291, 292 УК); 2) преступления, которые должны быть совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные ст.ст. 165, 185, 185.1 УК); 3) преступления, которые должны быть совершены с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные ст.ст. 233, 286, 287 УК); 4) преступления, которые совершаются в условиях, когда зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное ст. 133 УК). Они также предлагают конкретный перечень уголовно наказуемых деяний, который насчитывают 80 составов преступлений и при определенных условиях могут быть отнесены к числу коррупционных преступлений.

С. В. Максимов в зависимости от того, в качестве основного, обязательного дополнительного непосредственного объекта преступного посягательства либо факультативного его объекта выступает авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления) выделяет три группы коррупционных преступлений [11]: 1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия); 2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия); 3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект. При этом С. В. Максимов к собственно коррупционным преступлениям относит: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК); 3) получение взятки (ст. 290 УК); 4) дача взятки (ст. 291 УК); 5) служебный подлог (ст. 292 УК); в число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, включает: 1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК); 2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК); 3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК; статья утратила силу); 4) провокация взятки (ст. 304 УК); 5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК); в третью группу данных преступлений относит деяния, предусмотренные: п. «в» ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. «б» ч. 3 ст. 174 и ст. 174.1, ч. 3 ст. 175, ст. 176, ст. 177, ст. 193, ст. 199, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК [11].

С. И. Паршин, на основе определения коррупции и ее признаков, коррупционные преступления классифицирует на две группы [14]: 1) коррупционные преступления, нарушающие нормальное функционирование экономики РФ, т. е. предусмотренные разделом VIII УК РФ; 2) коррупционные преступления, нарушающие нормальное функционирование государственной власти РФ, т. е. предусмотренные главой 30 УК (раздел Х УК РФ). Коррупционные преступления, предусмотренные разделом VIII УК РФ С. И. Паршин подразделяет на три группы в зависимости от видового объекта посягательства [14]: 1) коррупционные преступления, посягающие на установленный порядок права собственности (ч. 3 ст. 159, ч. 3 и 4 ст. 160 УК); 2) коррупционные преступления, посягающие на нормальное функционирование экономической деятельности (ч. 1 и 2 ст. 169; ст. 170; п. «а» ч. 2 ст. 173.1; п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174; п. «б» ч. 2 и ч. 3 ст. 174.1; ч. 3 ст. 175; п. «а» ч. 2 и ч. 3 ст. 178; ч. 4 ст. 184; ст. 185.2; п. «а» ч. 3 и ч. 4 ст. 194 УК); 3) коррупционные преступления, посягающие на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций (ч. 1 и 2 ст. 201; ст. 202; ст. 203; ч. 3, 4 ст. 204 УК); в зависимости от субъекта преступного посягательства, коррупционные преступления классифицируются на два вида: 1) преступления, совершаемые должностными лицами, к которым относятся нормы, прямо предусматривающие ответственность должностного лица (ст. 285, 285.1, 285.2, 286 УК и др.), либо нормы, в которых подразумевается принадлежность лиц к статусу должностных из их содержания (ст. 299–303, 305 УК и др.); 2) преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201–204 УК и др.).

В юридической литературе имеются, и другие научные подходи и точки зрения по системе и классификации коррупционных преступлений. Сравнение вышеуказанных подходов и авторских точек зрения свидетельствует о том, что нет особых разногласий относительно субъектов коррупционных преступлений, их корыстной мотивации и цели извлечения выгод и преимуществ, но отсутствует единое понимание в определении конкретных составов преступлений, которые могут относиться к преступлениям данной категории.

По мнению автора, предлагаемые научные классификации коррупционных преступлений, позволяют систематизировать уголовно наказуемые деяния, а также помогают в процессе расследования выявлять весь круг преступных деяний, которые могут быть отнесены к коррупционным преступлениям.

Помимо научных подходов о системе рассматриваемых преступлений в практике правоохранительных органов при формировании статистической отчетности в России применяется перечень указанных деяний, который получил название «преступления коррупционной направленности».

В Указании Генеральной прокуратуры России № 744/11 и МВД России № 3 от 31.12.2014 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [21] даются перечни видов преступлений. При этом в перечне № 23 «Преступления коррупционной направленности» определяются деяния указанной категории [21]: 1) преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1 УК; 2) преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий: а) преступления, если в статистической карточке основного преступления имеется отметка о его коррупционной направленности: ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210 УК; б) преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами, если в статистической карточке основного преступления имеется отметка о его коррупционной направленности: ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК; в) преступления, относящиеся к перечню, если в статистической карточке имеется отметка о совершении деяния с корыстным мотивом: пп. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. 170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 285.3, чч. 1, 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. 292, чч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305 УК; г) преступления, относящиеся к перечню, если в статистической карточке имеется отметка о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации: ч. 4 ст. 188, п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, чч. 3 и 4 ст. 229.1 УК; д) преступления, относящиеся к перечню, если в статистической карточке имеется отметка о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом: чч. 3 и 4 ст. 183, п. «б» ч. 4 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, чч. 1 и 3 ст. 303 УК; е) преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела, если в статистической карточке имеется отметка о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом: п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК (дата: 01.01.2013); ж) преступления, относящиеся к перечню, если в статистической карточке имеется отметка о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: чч. 3 и 4 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 159.1, чч. 3 и 4 ст. 159.2, чч. 3 и 4 ст. 159.3, 159.4, чч. 3 и 4 ст. 159.5, чч. 3 и 4 ст. 159.6, чч. 3 и 4 ст. 160, чч. 3 и 4 ст. 229 УК; з) преступления, относящиеся к перечню, если в статистической карточке имеется отметка о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом: ч. 5 ст. 228.1 УК; 3) преступления, которые могут способствовать совершению преступлений относящиеся к перечню, если в статистической карточке имеются сведения о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды: ст. 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6 (за исключением случаев, указанных в п. ж), ст. 169, 178, 179 УК.

В настоящее время данный перечень преступлений коррупционной направленности является нормативно исчерпывающим и используется правоохранительными органами при формировании статистической отчетности о видах преступлений в России, тем самым образует систему коррупционных деяний и имеет практическое применение.

По мнению автора, при классификации коррупционных преступлений необходимо исходить в зависимости от видовых и непосредственных объектов исследуемых преступлений — охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие экономическую безопасность, законные интересы граждан или организаций, интересы государства и общества в сфере противодействия коррупции.

Исходя из указанного основания, система коррупционных деяний может включать: 1) коррупционные преступления, которые указаны в ФЗ «О противодействии коррупции») и в уголовно-правовых нормах определяются все признаки коррупции, к ним относятся составы преступлений — ст.ст. 285, 290, 291, 201 и 204 УК; 2) иные коррупционные преступления, в уголовно-правовых нормах обязательно определяются основополагающие признаки (основы) коррупции — в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица, из корыстных мотивов, подкуп, и которые отражаются в диспозиции или в квалифицирующих признаках преступлений, к ним относятся составы преступлений — ч. 2 ст. 141, ч. 1 и ч. 3 ст. 183, ст. 184, ст. 202, ст. 304, ч. 1 ст. 309 УК и др.; 3) сопутствующие коррупционным преступлениям, в уголовно-правовых нормах определяются отдельные признаки коррупции (например, лицом с использованием своего служебного положения, из корыстной или иной личной заинтересованности, совершенное в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений и т. д.); к ним относятся составы преступлений — ч. 3 ст. 159, ч. 3 и 4 ст. 159.3, ч. 3 и 4 159.5–159.159.6, ч. 3 и 4 ст. 160, ч. 1 и 2 ст. 169, ст. 170, п. «а» ч. 2 ст. 173.1, п. «б» ч. 3 и ч 4 ст. 174, п. «б» ч. 3 и 4 ст. 174.1, ч. 3 ст. 175, п. «а» ч. 2 и ч. 3 ст. 178, ч. 4 ст. 184, п. «а» ч. 3 и ч. 4 ст. 194 УК и др.

Предложенная система этих преступлений уточняет имеющиеся в юридической литературе научные классификации и не претендует на бесспорность. Более того в дальнейшем с учетом развития уголовного законодательства об ответственности [7, с. 135] за коррупционные преступления данная система может дополняться и корректироваться.

Из вышеизложенного следует, что в действующем УК содержатся уголовно-правовые нормы, определяющие уголовную ответственность за коррупционные и непосредственно связанные с ними преступления, и которые бессистемно расположены в разных разделах и главах УК.

Представляет научный интерес, также опыт зарубежных стран в части законодательного определения коррупционных преступлений. Так, например, в УК КНР глава 8 называется «Коррупция и взяточничество», а коррупция признается самостоятельным преступлением (ст. 382 УК КНР) [13]; в ст. 303 УК Кыргызской Республики определяется состав преступления «Коррупция» [17]; в УК Республики Казахстан глава 13 называется «Коррупционные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» [18] и определяются составы уголовно наказуемых деяний; в УК Эстонской Республики глава 8 «Должностные преступления» предусматривает ст. 164.2 «Коррупционное деяние» и определяется состав [20] и т. д.

По мнению автора, в ФЗ «О противодействии коррупции» необходимо определить понятие «коррупционные правонарушения» и их виды, понятие «коррупционные преступления» и их виды (возможно, дать их исчерпывающий перечень), понятие «субъекты коррупционных преступлений» и их виды. В свою очередь в УК целесообразно систематизировать преступления, которые являются коррупционными, и выделить их в самостоятельную (отдельную) главу Особенной части УК.

Таким образом, проанализированные нормы уголовного законодательства, правоприменительный акт и научные подходы, характеризующие коррупционные преступления позволяют акцентировать внимание на общественной опасности этих деяний и определить авторское понимание системы преступлений данной категории и предложения по развитию законодательства об указанных преступлениях.

 

Литература:

 

1.       Алабердеев, Р.Р., Ряшенцев, Н. М. Характеристика преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами органов местного самоуправления (по материалам УВД по Тамбовской области) // Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия коррупции органами внутренних дел: сборник научных статей. — М.: Акад. управ. МВД России, 2011. — С. 22–31.

2.       Волженкин, Б. В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». — СПб., 1998. — 44 с.

3.       Володин, А. Е. Понятие коррупционной преступности // Вестник ТИСБИ. — 2001. — № 4 — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1216731(дата обращения: 20.06.2015).

4.       Давитадзе, М. Д. Коррупция: вид, причины и последствия // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью: сб. науч. ст. / под ред. Н. Г. Кадникова и М. М. Малыковцева. — М., 2009. — С. 47–62.

5.       Григорьев, В.А., Дорошин, В. В. Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.lawmix.ru/comm/2042 (дата обращения: 29.05.2015).

6.       Жадан, В. Н. Некоторые подходы к определению признаков и понятия коррупционных преступлений // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 556–561.

7.       Жадан, В. Н. Юридический анализ экологических преступлений // Аспекты в реализации научных исследований: материалы XXXII Международной научно-практической конференции по … юридическим, … и политическим наукам (Украина, г. Горловка, 24–25 апреля 2013 г.). Часть 1. — Горловка: ФЛП Пантюх Ю. Ф., 2013. — С. 130–136.

8.       Коваль, А. В. К вопросу о понятии коррупции и объекте преступлений коррупционной направленности (уголовно-правовой аспект) — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.center-bereg.ru/m1970.html (дата обращения: 20.06.2015).

9.       Коррупционное преступление во всех сферах деятельности — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://advocat-piter.com/korrupcionnye-prestuplenija (дата обращения: 20.06.2015).

10.   Коррупционные преступления в международном уголовном праве — [электронный ресурс]. — URL: http://sfedu3845.mybb.ru/viewtopic.php?id=2425 (дата обращения: 20.06.2015).

11.   Максимов, С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. — М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. — 143 с.

12.   Марьина, Е. В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: автореф. дис…. канд. юрид. наук. — Самара, 2010. — 24 с.

13.   Особая часть УК КНР — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.asia-business.ru/law/law1/criminalcode/code/#8 (дата обращения: 20.06.2015).

14.   Паршин, И. С. Противодействие коррупции: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис…. канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 2014. — 289 с.

15.   Понятие и общая характеристика коррупции — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kpfu.ru/docs/F769475982/2_Xalil_korub.pdf (дата обращения: 20.06.2015).

16.   См.: Андреева, Л. А. Коррупция (уголовно-правовой аспект) // Государственное и муниципальное управление в ХХI веке: теория, методология, практика: Сборник материалов 1 Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011 — С.129–134; Волков, К. А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. — 2011. — № 15. — С. 5–9; Жадан, В. Н. Об уголовно-правовом понятии коррупционных преступлений: материалы VII международной научно-практической конференции «Современные концепции научных исследований» (30–31 апреля 2014 г., Москва, Россия) // Евразийский Союз Ученых. — М.: Изд. Евразийский Союз Ученых. — 2014. — № 7. Часть 5. — С. 128–130; Жадан, В. Н. О коррупции и криминологической характеристике коррупционных преступлений // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 345–351; Коррупция: основные тенденции противодействия. Коллективная монография; Л. А. Андреева (предисловие, Гл. 6); Ф. Г. Альжанова (Гл. 2); Е. В. Епифанова (Гл. 4); В. Н. Жадан (Гл. 1) и др. [под ред. Л. А. Андреевой]. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. — 196 с.; Методика расследования коррупционных преступлений // Ищенко, Е.П., Топорков, А. А. Криминалистика. — 2-е изд., испр., доп. и перераб. — М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. — 784 с.; Zhadan, V. N. Corruption crime in Russia, some criminological aspects // The Fourth International Scientific Conference on Private and Public Law. Proceedings of the Conference (November 17, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. P. 98–102 и др.

17.   Уголовный кодекс Кыргызской Республики — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.aks.kg/navigation/viewfull/id/238 (дата обращения: 20.06.2015).

18.   Уголовный кодекс Республики Казахстан — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008032&sublink=2971 (дата обращения: 20.06.2015).

19.   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 08.06.2015 № 153-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

20.   Уголовный кодекс Эстонской Республики — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.twirpx.com/file/240231/ (дата обращения: 20.06.2015).

21.   Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 744/11 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 3 от 31.12.2014 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174552/?frame=3 (дата обращения: 20.06.2015).

22.   Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 22.10.2014 № 431-ФЗ) — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=172553 (дата обращения: 20.06.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle