Библиографическое описание:

Севрюкова А. А. Автоматизированные библиотечные системы // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 857-859.

С конца прошлого века в библиотеках РФ идёт полная автоматизация библиотечных технологических процессов — начиная от формирования фондов, подразумевающее приобретение литературы, и заканчивая обслуживанием читателей. Отечественные библиотеки приобретали и в последующем модернизировали специализированное программное обеспечение и оборудование, объединенные в автоматизированную библиотечную систему, степень внедрения которой в различных библиотеках абсолютно разная, но многие начинают уже предоставлять доступ к ним своим пользователям.

Автоматизированные библиотечные системы являются системами планирования ресурсов организаций для библиотеки, используемые в целях отслеживания библиотечных фондов, от заказа их и последующего приобретения до непосредственной выдачи посетителю библиотеки. Кроме того, автоматизированная библиотечная система представляет собой комплекс программно-технологических, лингвистических средств, предназначенных для решения библиотечно-библиографических задач, и является главной составляющей системы автоматизации библиотеки. [4, с.217]

Основным преимуществом автоматизации для этой сферы является предоставление читателям более полных, более достоверных информационных данных о состоянии библиотечного фонда, о возможностях эффективной и быстрой ориентации в весьма больших объемах информации. [4, с.218] На данный момент основное направление развития автоматизации всех без исключения библиотек — это разработка каталога с библиографическими описаниями.

Функциональное назначение автоматизированных библиотечных систем заключается в автоматизации основных библиотечных процессов: комплектование (включая подписку на периодические издания), обработка литературных источников, печать стандартных выходных форм, таких, как каталожные карточки, книжные формуляры, инвентарные книги, бюллетени новых поступлений и пр. Кроме того, автоматизированные библиотечные системы являются идеальным средством автоматизации для малых и средних библиотек, позволяющим при самых минимальных затратах перейти к использованию новых информационных технологий. [6, с.329]

Принципиальные особенности автоматизированных библиотечных систем состоят в использовании оригинальной СУБД, в возможности поиска в двух режимах: поиск по любым полям формата USMARC и их комбинациям, а также в ускоренном поиске с использованием словарей. Кроме того, существует возможность быстрой адаптации к технологическим особенностям библиотек и размерам фондов.

Основу автоматизированных библиотечных систем составляет система электронных каталогов, в которых содержится полная информация об изданиях, которые хранятся в библиотечных фондах. У части фондов есть электронные полнотекстовые копии, которые хранятся в pdf-форматах. Электронные копии сопоставляются с оригиналами посредством электронного каталога. [1, с.4]

При создании электронных копий частей своего фонда, библиотеки стремятся добиться обеспечения своих пользователей необходимыми информационными данными, не ограниченными количеством и временем. При всем при этом достигается почти полная сохранность фонда. Формирование фонда электронной документации производится согласно четвертой части ГК РФ и законов РФ «О библиотечном деле» и «Oб информации, информатизации и защите информации».

При формировании фондов электронной документации успешно отрабатываются и впоследствии применяются в ежедневной практике технологические процессы оцифровки традиционной документации, конвертирования исходников в графические форматы, хранения документов и многоаспектного поиска посредством автоматизированных библиотечных систем, надёжного резервного копирования массивов информационных. [8, с.17]

Отметим, что автоматизация библиотечно-библиографической деятельности является комплексной многоуровневой проблемой, решение которой направлено на модернизацию библиотечных технологий, повышение производительности и эффективности труда специалистов, улучшение качества информационно-библиотечных услуг. Так, образование библиотечного фонда является сложным процессом в структурном отношении. Именно от качества создания библиотечного фонда в огромнейшей мере зависит его эффективность, а также эффективность использования его и полнота удовлетворения читательских запросов.

Информационная система — замкнутая система, поскольку происходит обмен между процессами информирования о состоянии и работой с читателем. Информационная система не может существовать без мощнейшей программной поддержки. Программное обеспечение информационных систем должно обеспечивать функционирование согласно целевому назначению системы. [7, с.78]

Целесообразно также выделить и такие звенья в автоматизированной информационной системе:

-        информируемое;

-        информирующее. [7, с.81]

В роли информируемых звеньев системы выступают читатели. В роли органа, который предоставляет информационные ресурсы, выступает сама библиотека. Информирующее звено — ответственно за состояние информационных ресурсов, информируемое звено отвечает перед информирующим звеном за возврат фонда.

Основные и определяющие направлениями работы любой библиотеки — работа с фондом и читателями. Отсюда, собственно, и вытекает основная составляющая базы данных, заключающаяся в максимально полном и всестороннем описании фонда от библиографических описаний документации до каждого отдельно взятого экземпляра, привязанного к библиографическому описанию, с индивидуальным штриховым кодом, с местоположением его и статусом. [2, с.8]

Информация о документе и статус его становится доступными читателям и любым пользователям системы с самого момента ввода библиографического описания в базу данных посредством каталогизатора или же заказа документов отделом комплектования.

Другой основной составляющей системы являются читатели. В базу вводят записи о читателях, их индивидуальные штриховые коды, электронные адреса, пароли доступа к электронным читательским формулярам. При обслуживании в базе хранится история пользования читателями библиотечными документами.

Отметим, что любые действия в системе авторизованы. В записях базы хранится информация обо всех операциях ввода, о редактировании, обслуживании, а также хранятся коды операторов и время выполнения операций.

Основными задачами, решению которых в значительной мере способствует использование современных интегрированных библиотечных систем, являются оптимальное комплектование, обеспечение сохранности фонда и своевременного возврата документации, работа с задолжниками и инвентаризация.

В качестве дополнительного сервиса, предоставляемого читателям при внедрении библиотечных систем нового поколения, можно отметить значительную экономию времени читателей, взаимодействие читателей с библиотекой становится более удобным процессом, более информативным и открытым. Вместе с тем, данный сервис приводит к уменьшению статистических показателей, которые до сих пор были приняты для оценивания работы библиотеки и некоторых ее категорий, как, к примеру, число посещений, число обслуженных читателей и т. п. Исходя из этого встает вопрос относительно пересмотра устаревшей системы оценок.

В традиционном виде система учета — слабое звено для любой библиотеки. Отчеты из баз данных интегрированных библиотечных систем дают достоверные, оперативные, многосторонние сведения о ходе обслуживания, о состоянии и востребованности фонда во всех подразделениях библиотеки. [5, с.166]

Использование интегрированных библиотечных систем, охватывающих весь путь книги, между собой увязывает технологические процессы на различных участках, впоследствии определяя их. В таких условиях в особенности важной является работа с кадрами. Эффективное использование системы требует обучения рабочего персонала навыкам работы с персональным компьютером и непосредственно с самой системой. Повышение квалификации сотрудников, их обучение новым технологиям, согласованность в работе персонала на различных стадиях технологического процесса — все это основные направления работы, которые требуют внимания со стороны администрации библиотеки. То есть, обучение сотрудников проводиться должно постоянно, поскольку круг используемых возможностей системы ежедневно расширяется, внедряются более новые сервисы для читателей, а также для персонала библиотеки, вносятся поправки в настройки и в шаблоны ввода. [5, с.168]

Таким образом, сотрудники библиотеки получают новые знания. Опыт показывает, что с внедрением в работу библиотеки интегрированной библиотечной системы у большинства сотрудников возрастает интерес к работе, ответственность и дисциплина. И возрастает престижность профессии.

Подводя итоги, необходимо отметить, что на сегодняшний день как процесс автоматизация библиотек перешла уже на принципиально другой уровень: важнейшая задача автоматизации библиотек заключается в построении нового единого метода работы на всех участках — начиная комплектованием фондов и заканчивая регистрацией книговыдачи и читателей. Так, на данный момент автоматизированная библиотека представляет собой информационный ресурс, который играет важную роль не просто для отдельно взятого образовательного учреждения, но также для региона и даже для государства в целом.

 

Литература:

 

1.                  Антопольский А. Б. Электронные Библиотеки России — Стратегия Развития. — М.:, 2012. — 8 с.

2.                  Антопольский А. Б. Электронные Библиотеки России Для Молодежи: Стратегия Развития. — М.:, 2012. — 11 с.

3.                  Антопольский А. Б. Электронные Библиотеки России: Проблемы И Перспективы. — М.:, 2012. — 4 с.

4.                  Брофи П. Современная библиотека учебного заведения. — М.: Омега-Л, 2011. — 312 с.

5.                  Вершинин М. И. Электронный каталог. Проблемы и решения. — М.: Профессия, 2007. — 232 с.

6.                  Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы. — М.: ФАИР, 2007. — 528 с.

7.                  МакМенеми Д., Поултер А. Предоставление электронных услуг: руководство для публичных библиотек и центров обучения. — М.: Омега-Л, 2009. — 256 с.

8.                  Панкова Е. В., Беркутова Л. С. Электронное библиографическое пособие. Практическое руководство для библиотечных работников. — М.: Форум, 2010. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle