Библиографическое описание:

Батынова А. А., Макарова Л. В., Тарасов Р. В. Проектирование процесса управления затратами на качество // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 358-361.

На успешном предприятии, как правило, эффективно функционирует система менеджмента качества, которая основана на процессном подходе [1]. На основе процессного подхода в организации должны быть определены процессы проектирования, производства и поставки продукции. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом.

Процессный подход применяется для создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.

Управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов. Процессный подход позволяет координировать действия структурных подразделений в рамках процесса, повышает результативность и эффективность работы организации, способствует исключению невостребованных процессов, а также сокращению временных и материальных затрат. Кроме того, он позволяет выявить возможности для целенаправленного улучшения процессов и устранит барьеры между структурными подразделениями.

Одним из инструментов моделирования процессов является методология SADT (Structured Analysis and Design Technique — методология структурного анализа и проектирования). SADT-методология — это совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной структуры сложных иерархических систем в виде модели, которая должна дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, то есть производимые им действия и связи между этими действиями. [2…6]

Порядок построения модели следующий:

-          очерчивание границ объекта;

-          определение цели и точки зрения модели;

-          построение диаграммы верхнего уровня;

-          обобщение диаграммы верхнего уровня;

-          критическая оценка обобщающей диаграммы;

-          критическая оценка диаграммы верхнего уровня;

-          детализация первого уровня;

-          написание спецификации.

В качестве описываемого процесса был выбран анализ затрат на качество, поскольку детальное описание данной процедуры облегчит ее понимание еще до внедрения в производство [7…9]. Кроме того, это позволяет значительно сократить ошибки на ранних этапах создания системы, улучшить контакт между пользователями и разработчиками. Модель легко отражает такие характеристики как управление, обратная связь и исполнители.

На первом этапе составляется список всех основных предметов и функций, которые являются частью процесса анализа затрат на качество. К данным относятся:

-          информация о затратах;

-          бухгалтерские отчеты;

-          СТО СМК 8.2.4–13–2015;

-          экономический отдел;

-          отдел качества;

-          потери;

-          затраты;

-          анализ со стороны руководства;

-          мероприятия по регулированию затрат.

К функциям относятся:

-          идентификация затрат на качество;

-          сбор информации о составляющих затрат;

-          анализ издержек;

-          анализ эффективности затрат;

-          проведение оптимизации затрат.

Затем необходимо составить вопросы, на которые будет отвечать модель, а именно:

На основании каких нормативных документов будет проводиться анализ затрат?

Какие затраты на качество являются эффективными?

Какие издержки можно сократить?

Каковы основные составляющие затрат?

На эти вопросы смогут ответить:

-          руководитель экономического отдела;

-          главный инженер;

-          начальник отдела качества;

-          начальники цехов.

Целью модели является определение первоочередных задач по сокращению издержек и повышению качества.

Далее необходимо построить диаграмму верхнего уровня и обобщающую диаграмму, а затем провести их критическую оценку и, при необходимости, внести изменения. Откорректированные диаграммы представлены на рисунках 1 и 2.

5.jpg

Рис. 1. Диаграмма верхнего уровня

 

6.jpg

Рис. 2. Обобщающая диаграмма

 

После этого проводится декомпозиция третьего блока диаграммы, поскольку на данном этапе могут возникнуть затруднения при проведении анализа обобщения затрат на качество. Декомпозиция первого уровня представлена на рисунке 3.

7.jpg

Рис. 3. Декомпозиция первого уровня

 

На заключительном этапе SADT-моделирования необходимо написать спецификацию, то есть дать описание проведения анализа затрат на качество.

В процессе анализа затрат на качество участвуют руководитель экономического отдела, главный инженер, начальник отдела качества и начальники цехов. При проведении анализа затрат используются следующие документы:

-          бухгалтерские отчеты;

-          СТО СМК 8.2.4–13–2015 «Система менеджмента качества. Управление затратами на качество»;

-          порядок и методы учета и сбора информации;

-          порядок и методы анализа и обобщения;

-          стратегия развития предприятия.

На первом этапе исходя изо всей информации о затратах выбирают те, которые относятся к затратам на качество и составляют их перечень. Затем производится учет и сбор информации о составляющих затрат. Собранную на данном этапе информацию обрабатывают: выбирают вид потерь, проводят анализ издержек по данной категории, сопоставляют полученные результаты с уровнем брака на предприятии, а затем оценивают эффективность затрат. Полученные в результате записи результатов оформляют в виде отчета. После этого персонал проводит оптимизацию затрат на качество. Исходя из результатов оптимизации составляется программа качества и перечень мероприятий по регулированию затрат на качество.

Применение данного инструмента моделирования позволяет получить полное описание процесса анализа затрат на качество. Это, в свою очередь, позволит значительно сократить ошибки, возникающие на начальных этапах внедрения данной процедуры, улучшить контакт между пользователями и разработчиками.

 

Литература:

 

1.         Логанина, В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В. И. Логанина, О. В. Карпова, Р. В. Тарасов.- М: КДУ, 2008.-148 с.

2.         Макарова, Л. В. Методический подход к обеспечению стабильности и качества технологических процессов [Текст] / Л. В. Макарова, Р. В. Тарасов, Д. В. Тарасов, О. Ф. Петрина // Научно-теоретический журнал Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова.- № 1.- 2015. — С. 120–124.

3.         Макарова, Л. В. Процессный подход при разработке процессов системы менеджмента качества на предприятиях строительной индустрии [Текст] / Л. В. Макарова, Р. В. Тарасов, Е. В. Медведкова // Современные научные исследования и инновации. — Март 2014. — № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32204 (дата обращения: 13.03.2014).

4.         Батынова, А. А. Обеспечение конкурентоспособности предприятия пищевой индустрии на примере предприятий по производству хлебобулочных изделий [Текст] / А. А. Батынова, Л. В. Макарова, Р. В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39572 (дата обращения: 23.10.2014).

5.         Петрина О. Ф. Процессный подход в организации производства керамического кирпича [Текст] / О. Ф. Петрина, Р. В. Тарасов, Л. В. Макарова, //Вестник магистратуры.-2014.-№ 11(38).-Том 1.-С.57–63.

6.         Козицына, А. В. Совершенствование оценки качества технологических процессов производства строительной продукции [Текст] / А. В. Козицына, Л. В. Макарова, Р. В. Тарасов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 870–873.

7.         Логанина, В. И. Квалиметрия и управление качеством [Текст]: учебное пособие / В. И. Логанина, Л. В. Макарова, Р. В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014. — 304 с.

8.         Козицына, А. В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А. В. Козицына, Л. В. Макарова, Р. В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. — Апрель 2014. — № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).

9.         Козицына, А. В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А. В. Козицына, Л. В. Макарова, Р. В. Тарасов //Вестник магистратуры. — 2014. — № 5(32). — С.76–80.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle