Библиографическое описание:

Горбачев Д. В., Хакимова Э. Г. Обзор современных информационных технологий автоматизации деятельности в сфере ЖКХ // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 33-35.

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера жилищно-коммунального хозяйства. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

В настоящее время многие категории населения часто используют информационные сервисы для оплаты коммунальных услуг через интернет. При этом в настоящее время большинство информационных сервисов, представляемых жильцам многоквартирных домов (МКД), ограничивается электронными платежами и вводом показаний счетчиков (электрических, водяных, газовых), распечаткой квитанций. Для части жильцов и таких сервисов вполне достаточно. Но все большая часть жильцов выражает желание пользоваться дополнительными информационными сервисами, предоставляющими возможность комфортного общения с руководителями муниципалитетов, управляющими компаниями, руководством товариществ собственников жилья, поставщиками коммунальных услуг и ресурсов. Таким образом, создание таких информационных сервисов является одной из задач совершенствования информационных систем в жилищно-коммунальной сфере для управления многоквартирными домами.

Автоматизация процессов управления МКД и совершенствование ИТ-инфраструктуры ЖКХ, определяются следующими факторами:

-                   постановлениями РФ;

-                   международными стандартами;

-                   мировыми тенденциями в развитии информационных технологий;

-                   тенденциями развития рынка информационных систем для управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) в РФ;

-                   уровнем готовности ЖКХ к автоматизации деятельности по управлению МКД.

Для решения задачи формирования информационных ресурсов (цифрового информационного контента) в области ЖКХ (в частности, для управления ТСЖ) изданы постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» [2]. В соответствии с указанными постановлениями, все управляющие компании и ТСЖ, занимающиеся управлением многоквартирными домами, обязаны раскрывать информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности (в частности управления), о ценах и тарифах на свои услуги.

Как показывает практика, большинство ТСЖ на своих сайтах информацию публикуют либо не полностью, либо не публикуют вовсе. Следовательно, проблема заключается в том, что так и не создано единое информационное пространство, содержащее информационный цифровой контент, удобный как для органов управления, так и для жильцов. В связи с чем, предоставляется актуальным провести анализ и оценку информационных систем, применяемых в этой сфере.

Большинство отечественных информационных систем в ЖКХ предусматривают установку клиентских приложений непосредственно на компьютеры абонентов. Кроме этого, в большинстве отечественных информационных систем основное внимание уделено автоматизации только рабочих мест технических специалистов (управляющие компании, руководство ТСЖ, паспортные столы, бухгалтерии, аварийные службы).

Вместе с тем в последнее время отечественные компании по разработке программного обеспечения стали усиленно создавать информационные сервисы для удобства работы абонентов-жильцов на базе облачных технологий. Наглядным примером является программный комплекс «СТЭК-ЖКХ», который имеет в свое составе следующие программные модули [3]:

1.                  Расчеты с физическими лицами.

2.                  Паспортный стол.

3.                  АРМ Юриста (Работа с должниками — физическими лицами).

4.                  Аварийно-диспетчерская служба.

5.                  АРМ Кассира.

6.                  Расчеты с юридическими лицами.

7.                  Субсидии.

Постоянный доступ через Интернет ко всем вышеуказанным модулям происходит с помощью информационного сервиса «Стэк-Облако». Программный комплекс разработан специально для небольших организаций по управлению МКД, к которым относится и ТСЖ. Программный комплекс предоставляется как услуга, на условиях договора аренды, при этом на компьютере абонента установка клиентской части программного комплекса не производиться.

Универсальная учетная система (УУС) «Виртуальный ИРЦ» (ВИРЦ) в конфигурации «Виртуальный ИРЦ — ЖКХ» (ВИРЦ — ЖКХ), разработанная компанией ПАФЭС, предоставляет пользователям (администрациям муниципалитетов, управляющим компаниям, ТСЖ, поставщикам жизнеобеспечивающих ресурсов и жителям) возможность доступа к облачным технологиям [4]. Основные функции «ВИРЦ ЖКХ» — автоматизация взаиморасчетов и объединение всех участников в гибридную виртуальную сеть. В 2014 году система получила дополнительные настройки автоматизации, и теперь в неё входят автоматизированные деловые процессы: регионального расчетного центра; государственной жилищной инспекции; регионального оператора фонда капитального ремонта; централизованная диспетчерская служба; управление текущим ремонтом; паспортной регистрационной службы; управление затратами; «личный кабинет» абонента ЖКХ.

Еще одна информационная система, предусматривающая использование облачных информационных технологий, — это Domosite.ru [1]. Информационная система развилась из небольшой социальной сети и позволяет создать единое информационное пространство для жителей МКД, технических сотрудников ТСЖ (управляющих компаний) и контролирующих органов для эффективного управления МКД и его имуществом. Основные возможности информационной системы:

1.                  Создание официальной страницы ТСЖ/УК с функцией размещения новостей и отчетности.

2.                  Отслеживание реестра жителей и собственников.

3.                  Подключение информационного сервиса «Пакет ДомоСтарт» и возможность выполнять следующие действия: осуществлять сбор и сдачу показаний счетчиков, напоминания абонентам по почте, отчеты по потреблению коммунальных услуг; вести журнал заявок с СМС-уведомлениями; вести календарь; участвовать в форуме для обсуждения тем, актуальных для ТСЖ, и обмена опытом.

4.                  Работа с диспетчерской службой;

5.                  Осуществление онлайн-оплаты за жилищно-коммунальные услуги с использованием банковских карт VISA и MasterCard.

6.                  Получение юридических услуг и консультаций.

Кроме этого, информационную систему для управления ЖКХ на базе облачных технологий разработал в 2012 году «Ростелеком» (информационная система «07.ЖКХ») [5]. Облачные информационные сервисы данной информационной системы предназначены для региональных и муниципальных органов власти, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, рассчётно-кассовых центров. Информационная система «07.ЖКХ» предоставляет различным категориям абонентов следующие информационные сервисы:

-                   для органов государственной власти — оперативный мониторинг исполнения производственных и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, прогнозирование, расчет и целевое использование бюджетных средств на предоставление социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий по оплате ЖКУ.

-                   для органов местного самоуправления — информирование граждан о деятельности организаций ЖКХ, ведение учета электронных паспортов всех объектов жилого фонда, оперативная координация деятельности всех управляющих организаций, верификация данных по расчетам между управляющими и ресурсоснабжающими организациями;

-                   для управляющих, ресурсоснабжающих организаций и расчетно-кассовых центров — биллинговые и платежные сервисы для проведения расчётов по многоставочным тарифам с возможностью автоматизированного сбора показаний с общедомовых и индивидуальных приборов учета;

-                   для населения — «Личный кабинет для населения», позволяющий удаленно, в любое время, получит актуальные сведения о состоянии лицевого счёта, заказать необходимые справки, ввести показания индивидуальных приборов учёта, оплатить счета и заказать дополнительные услуги.

Таким, образом, проведенный анализ показывает, что сфера ЖКХ в настоящее время в достаточной мере автоматизирована. Вместе с тем на предприятиях ЖКХ информационные системы применяются крайне редко и малоэффективно. В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения контроля над деятельностью субъектов ЖКХ.

 

Литература:

 

1.                  Домосайт: http://domosite.ru/ (дата обращения 17.06.2015)

2.                  Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731»Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

3.                  Программный комплекс «СТЭК — ЖКХ» http://stack-it.ru/ (дата обращения 17.06.2015)

4.                  Продукт: ПАФЭС: Виртуальный ИРЦ ЖКХ Регион http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 17.06.2015).

5.                  «Ростелеком» представил результаты работы облачных сервисов информатизации ЖКХ http://www.rostelecom.ru/projects/d332364/ (дата обращения 17.06.2015).

6.                  Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. -2-е. изд. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle