Библиографическое описание:

Горохова И. В., Школьникова О. А., Новикова Л. М. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 613-616.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — разрушении личности человека. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Новое поколение родителей выросло уже с компьютерными игровыми приставками, которые заменили им «воспитателей»: бабушек со сказками, мам и пап с чтением книг, беседами и примерами из жизни. А современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Часто игрушкой у современного ребенка оказывается пульт от телевизора или мобильный телефон. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. [46]

Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно — к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. [24]

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека — Гражданина, Патриота своей Родины.

Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач).

Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. Для них не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность.

Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.

Доброжелательный смех взрослых, товарищей по игре действует на ребенка сильнее, чем наказания или замечания. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры.

Народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения. Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Изучение древних пластов традиционной игровой культуры является актуальной педагогической задачей. Обучающий и воспитательный потенциал этого вида народной культуры востребован на учебных занятиях в массовой школьной практике как способ педагогической деятельности.

Использование в учебно-познавательном процессе традиционного игрового комплекса (игровые приговоры, игровые напевы, игровая атрибутика, собственно игровые правила) позволяет формировать базовые нравственные качества личности учащегося. Вместе с тем импровизационная основа народного творчества даёт педагогу исключительные возможности для свободного развития умственных, психологических, творческих способностей ребёнка. [45]

Игра в детском возрасте несёт в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, организационно‐деятельную, импровизационно‐творческую, как способ педагогической деятельности она предоставляет большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности и социально‐психологической комфортности обучения. Это специфический путь получения знания, возможность воссоздать в активной наглядно‐действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся.

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. М. Бахтина и других свидетельствуют, что «закономерности формирования умственных действий проявляются в игровой деятельности». В частности, М. Г. Яновская для обогащения форм учебной работы предлагает использовать деятельностно-практические стимулы, среди которых на первом месте выделяет игру: «Игра оказывает на учащегося эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности». [28]

Это воздействие может быть усилено словом, музыкой, пластикой фольклорных игровых образцов.

В Толковом Словаре живого великорусского языка В. И. Даля базовые понятия по рассматриваемой проблеме характеризуются следующим образом: игра — действие, забава, установленная по правилам; играть — тешиться, забавиться, веселиться; игрушка — предмет, которым играют, во что играют.

Вместе с тем важным для нас является и глубинный смысл «древнерусских буковиц»: И — соединение, Г — движение, Ра — солнечный свет.

Таким образом, в названии «игра» наши предки зашифровали «соединение желания и действия в устремленности к лучшему».

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли донаших дней, передаваясь из поколения в поколение, вобрав в себя лучшие народные традиции воспитания физически здорового, любознательного и жизнерадостного человека.

Поэтому условно народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые игры и обрядовые:

-          подвижные — способствуют развитию силы, ловкости и выносливости

-          познавательные — расширяют кругозор, развивают интеллектуально;

-          ролевые игры («дочки‐матери», «солдатики» и т. д.) — дают возможность воссоздать в активной наглядно‐действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся;

-          обрядовые игры — позволяют приобщиться к многовековому опыту предков включенности в природные календарные циклы. [44]

Русские народные пословицы гласят: «старый хочет спать, а молодой играть», «играется как дитя». Именно в детстве, «играя», ребенок научается, приобретает главные навыки, получает творческий опыт будущей взрослой жизни. Каждая народная игра представляет творческий процесс. Одни игры основаны на коллективном творчестве, другие на реализации творческой индивидуальности.

Некоторые игры перешли к детям из игровых забав взрослых и, будучи переосмысленными, прочно закрепились в детском игровом творчестве. Например, старинная посиделочная игра «Захарка» у взрослых имела своей целью «раздевание» играющих. Детям же интересен процесс «одевания» ведущего игры — Захарки.

Во многих играх есть водящий. Чтобы его выбрать, рассчитываются. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейку, а один поочередно прикасаясь рукой к каждому, произносит по слогам (словам) текст считалки. На кого выпадает последний слог (слово), тот и водящий.

Многие игры, имеющие игровые припевы, требовали от играющих вокальных навыков, а игровые хороводы — и навыков актерского мастерства.

Народная игра в традиционной народной культуре являла собой обрядовое действо, участвуя в котором, человек, соблюдая законы природы, сохранял свое физическое, духовное и энергетическое здоровье.

Важное значение имели форма игры (круг, стенка на стенку и т. д.), атрибутика (колокольчики, палки, платки и т. д.), а также содержательные элементы игры (прыжки, бег, движение по кругу и т. д.).

Итак, Народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой происходит развитие его психики. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Признаки народной игры. Характерными признаками народной игры являются:

-          отражение характера, культурных традиций и быта народа;

-          разновозрастной характер участников;

-          высокий уровень популярности и распространенности;

-          бытование игры на протяжении хотя бы трех поколений (В. М. Григорьев);

-          «чествование игры» — включение игры во всенародные праздники (В. М. Григорьев);

-          демократичные и понятные правила;

-          добровольность и равноправие при распределении ролей;

-          простота игрового реквизита. [30]

Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др.

Одновременно, народная игра обладает мощным ресурсом воспитания патриотизма, толерантности, духовности.

В любой игре ребенок учится соотносить свое поведение с правилами игры, приобретает опыт общения с партнерами по игре, независимо от их социального статуса и возраста. В этом смысле каждая игра выступает полигоном для развития навыков общения, а игра народная в силу своих специфических особенностей обладает дополнительным потенциалом для выполнения этой важнейшей функции. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. [37]

Итак, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

 

Литература:

 

1.         Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. — 2-е издание. — М.: Айрис Пресс, 2004. — 192 с.: ил.

2.         Мехова, Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка / Т. Мехова // Воспитание школьников. — 2001. — № 3. — С. 49–52.

3.         Народные подвижные игры // Обучение дошкольников. — 2011. — № 4. — С. 82–88.

4.         Рухленко, Н. М. О педагогике русских народных игр / Н. М. Рухленко // Физическая культура в школе. — 2010. — № 7. — С. 58–59.

5.         Стельмах, О. Д. Профессиональная практика будущих педагогов-психологов с использованием народных игр / О. Д. Стельмах // Социальная педагогика. — 2012. — № 5. — С. 95–105.

6.         Таран, А. А. Шире использовать русские народные игры / А. А. Таран // Физическая культура в школе. — 2001. — № 5. — С. 22–27.

7.         Тимошкина, Н. Влияние народной игры на развитие ребенка / Н. Тимошкина // Сельская школа; Домашнее воспитание. — 2000. — № 3. — С. 135–138.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle