Библиографическое описание:

Волгунова Г. А., Николаева Н. О. Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 610-613.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи социальных компетенций и гражданской позиции личности, рассматриваются подходы к определению данных понятий и выявляются точки их соприкосновения. Особое внимание в статье уделено основным проблемам формирования социальных компетенций студентов и путям их преодоления. Представленные в исследовании выводы позволяют рассматривать социальные компетенции, как условие формирования гражданской позиции студентов, за счет их значимости для понимания общественных процессов определения собственного отношения к ним.

Ключевые слова: социальные компетенции, гражданская позиция личности, социальные отношения, практическая деятельность.

The article deals with the relationship of social competence and civic identity, the approaches to the definition of these concepts and identify points of contact. Particular attention is paid to the main problems of the formation of social competence of students and ways to overcome them. Presented in the conclusions of the study allow us to consider the social competence as a condition of formation of civil position of students, due to their importance for understanding social processes determining their own attitudes.

Keywords:social competence, citizenship identity, social relations, practices.

 

Проблема взаимосвязи социальных компетенций личности и ее гражданской позиции остается пока недостаточно изученной в психолого-педагогических исследованиях. Хотя исследователями не отрицается существование такой связи, тем не менее, механизм ее функционирования остается во многом нераскрытым. Основной сложностью при рассмотрении данного вопроса является неопределенность понятий «социальные компетенции», «гражданская позиция», «гражданственность» и др., в результате чего в научной литературе так и не сложилось единого взгляда на проблему связи социальных компетенций и гражданской позиции. При этом хочется отметить тот факт, что на уровне обыденного знания существование такой взаимосвязи признается безоговорочно, так как считается, что, чем больше образован человек, тем выше его интерес к социальным и политическим вопросам, а также готовность принимать участие в общественной жизни.

Вопросы формирования и развития гражданской позиции студентов оставались актуальными на протяжении всей истории педагогических исследований, каждый раз наполняясь новым содержанием в зависимости от контекста эпохи. На данный момент, учитывая новые вызовы времени, эти вопросы также требуют нового подхода. Актуальность проблемы определяется такими факторами как изменение социально-политической и социально-экономической ситуации в стране и мире, общее нарастание противоречий во всех сферах общественной жизни. В то же время студенчество считается наиболее активной социальной группой, которая определяет потенциал ближайшего развития страны. Соответственно, отношение студентов к современной ситуации, понимание своего места в ней и готовность действовать в меняющихся условиях должны стать предметом научного анализа и целенаправленной работы.

В научной литературе существует множество определений понятия «гражданская позиция». Е. Л. Райхлина приводит некоторые из них:

Гражданская позиция — это личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу как к ценности.

Гражданская позиция может рассматриваться в качестве внутренней установки, ориентированной на определенную линию гражданского поведения, отражающую субъективное отношение личности к обществу и государству.

Гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Гражданская позиция — рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей [4; c. 173].

Общим для представленных определений является признание того, что гражданская позиция должна выражаться в соответствующей направленности поведения и сознательном отношении к системе ценностей, принятых в обществе. На это же указывает И. В. Швед, по мнению которой гражданственность представляет собой комплекс субъективных качеств личности. Их формирование обусловлено процессом социализации и деятельности связанной с выполнением социальных ролей в соответствии с нормами и ценностями общества [8; c. 269].

Соответственно характерными признаками гражданской позиции личности является то, что она всегда осознаваема, может быть подвергнута рефлексии, отличается индивидуальностью и избирательностью. Еще одной важно чертой гражданской позиции является ее динамичность, что позволяет регулировать деятельность личности в различных ситуациях. При этом гражданская позиция личности может обуславливать позицию человека в других сферах: профессиональной, культурной, сфере личных отношений с окружающими; и, наоборот, может обуславливаться ими.

Указанное свойство гражданской позиции приобрело особенную значимость в контексте обострения противоречий в современном мире. Многообразие точек зрения на актуальные проблемы действительности и способы их решения, различные установки на взаимодействие человека и власти, и людей друг с другом нередко перерастают в конфликтные ситуации и не способствуют конструктивному взаимодействию. Необходимо признать, что стабильное развитие общества невозможно без динамичной, обоснованной и осознанной гражданской позиции его членов.

Т. Л. Мирошина и Т. Б. Игонина выделяют несколько взаимосвязанных компонентов гражданской позиции: совершенствование гражданских знаний, развитие гражданских убеждений, приобретение опыта гражданского поведения. Также указанные авторы выделяют критерии сформированности гражданской позиции личности. Согласно деятельностному критерию, показателями развития гражданской позиции является различные виды социальной активности, участие в жизни региона или организации, что предполагает умение анализировать и понимать социально-политические процессы. Согласно эмоциональному критерию, показателями будут положительное отношение к общественно значимой деятельности и отрицательное отношение к безнравственным действиям и поступкам. Согласно волевому критерию, показателями гражданской позиции можно считать соблюдение социальных правил и норм, способность достигать определенных целей в проявлении гражданского поведения и мобилизовывать собственные силы [3; c. 110].

Конкретными проявлениями гражданской позиции, согласно

Т. Л. Мирошиной и Т. Б. Игониной, являются деятельное отношение к миру, умение пользоваться знанием своих прав; привычка добросовестно и творчески выполнять обязанности гражданина России; готовность к участию в управлении, общественной и политической жизни государства; умение ориентироваться в сложных современных условиях; готовность и умение на практике отстаивать свои убеждения [3; c. 112].

Исследования проблемы формирования гражданской позиции студентов показывают, что ведущими факторами этого процесса являются семья, обучение в вузе, друзья, средства массовой информации. Наиболее значимыми в этом плане, безусловно, являются семья и обучение в вузе, что дает возможность влиять на становление гражданской позиции личности, воздействуя на эти факторы.

Следует отметить, что в формировании гражданской позиции студентов отмечается ряд проблем. Главной из них, по мнению

С. Б. Калинковской, является эгоистическая позиция студентов, которые рассматривают общество только как средство повышения своего благополучия и не понимают своего реального места в системе социальных отношений [1; c. 173].

Эмпирические исследования, проводимые различными авторами

(Л. Е. Миловидова, Э. С. Султанов), выявили неоднозначное отношение студентов к гражданской позиции. Прежде всего, это выражается в недоверии студентов к различным органам власти, причем недоверие растет вместе с получением социального опыта (от младших курсов к старшим) [6; c. 223]. При этом число студентов, интересующихся политической жизнью страны достаточно велико. Студенты считают, что граждане обязаны принимать участие в политической жизни страны и сами намерены участвовать в выборах. Противоречивость гражданской позиции студентов проявляется в том, что, считая знание законов необходимым, они, тем не менее, допускают возможность их нарушения в отдельных случаях. Еще одним несоответствием стало отношение к отъезду на постоянное жительство за границу. Опрос выявляет достаточно большое количество студентов рассматривающих такую возможность. Серьезной проблемой остается неготовность студентов к самостоятельной социально значимой деятельности, так как они не знают, что можно предпринять для улучшения жизни вуза или региона [1; c. 173].

Анализ проблемы развития социальных компетенций позволяет сделать вывод о ее связи с проблемой формирования гражданской позиции личности. Сближение данных проблем объясняется тем, что применение социальных компетенций также предполагает способность анализировать социальные отношения и ситуацию, уметь давать оценку происходящему и находить свое место в этой системе, реализация социальных компетенций в деятельности требует от личности ориентации на существующие нормы и ценности [5; c. 36].

Однако указанное сходство порождает ряд вопросов, главным из которых является вопрос о соотношении социальных компетенций и гражданской позиции личности. В сущности, и то, и другое может проявляться только в сложноорганизованной системе общественных отношений, то есть социальные компетенции и гражданская позиция личности соотносятся в данной области. Справедливее всего будет считать развитие социальных компетенций условием формирования гражданской позиции личности. Рассматриваемые феномены возникают в результате процесса социализации. На этапе обучения в вузе студенты попадают в новую социальную ситуацию, продолжающую данный процесс. Освоение новых ролей и норм деятельности, интенсивная подготовка к выполнению будущих профессиональных обязанностей требуют от студентов способности ориентироваться в незнакомой социальной среде. За счет этого закладываются основы для развития социальных компетенций, которые в дальнейшем будут расширяться по мере знакомства с практической деятельностью в избранной профессии.

Формирование гражданской позиции личности становится закономерным следствием развития социальных компетенций, поскольку умение анализировать социальные ситуации и ориентироваться в них заставляет студентов определять личную позицию по отношению к различным проблемам, встречающимся в процессе профессиональной подготовки. Значительную роль в этом играет практическая составляющая профессиональной подготовки, требующая от студентов самостоятельной деятельности по выбранной специальности.

Формированию гражданской позиции личности на этапе вузовского обучения может способствовать эффективное управление процессом развития социальных компетенций. Для этого необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, дифференцированный подход, учитывающий личностные особенности студентов, имеющийся у них социальный опыт и различный уровень готовности к социальному взаимодействию.

Во-вторых, значительное внимание должно уделяться организации взаимодействия студентов и преподавателей, так как отношения педагога и обучающегося могут в дальнейшем стать прообразом модели взаимодействия будущего специалиста с окружающими.

В-третьих, увеличение количества видов деятельности, предполагающей практическую направленность, и требующей от студентов принятия самостоятельных решений. Важность данного условия определяется тем, что только в практической деятельности у студента появляется возможность в полной мере проявить свою активность, без чего развитие собственной позиции, в том числе и гражданской, оказывается невозможным.

В-четвертых, поддержание интереса студентов к саморазвитию в ходе обучения в вузе. Важно понимать, что интенсивное развитие современных общественных процессов требует понимания их сущности и обстановки, в которой они протекают, что невозможно без постоянного повышения своего профессионального и общекультурного уровня.

В-пятых, совершенствование правовой подготовки студентов к выполнению профессиональной деятельности. Внимание при этом должно направляться не только на знание юридических норм, но и на развитие у студентов понимания роли правовой регуляции в современном обществе.

Таким образом, гражданская позиция личности заключается в осознанном ценностном отношении к обществу и государству, а также в деятельности, направленной на реализацию ценностей и интересов данного общества. Такое понимание гражданской позиции предполагает умение понимать и интерпретировать процессы, происходящие в современном мире, выражать свое отношение к ним. Социальные компетенции выступают в данном случае важным условием формирования гражданской позиции, так как указанные умения невозможны без их развития. Важность развития гражданской позиции студентов определяется тем, что они, являясь наиболее активной частью общества, могут влиять на процессы, происходящие в нем, способствуя снижению числа социальных конфликтов. Одним из важных факторов формирования гражданской позиции студентов является обучение в вузе, что позволяет управлять данным процессом. Это может происходить за счет развития социальных компетенций. Основными направлениями деятельности в этом случае выступают учет возможностей и готовности студентов к социальному взаимодействию; применение таких форм работы, которые, будучи тесно связанными с практикой, позволяли ли бы студентам проявить самостоятельность; развитие юридических знаний студентов. Указанные направления развития социальных компетенций могли бы помочь в решении проблем формирования гражданской позиции, главнейшей из которых является отношение к обществу, как к средству достижения благополучия.

 

Литература:

 

1.      Калинковская, С. Б. Проблемы воспитания студентов вуза в русле гражданской позиции / С. Б. Калинковская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 6. — С.173–179

2.      Миловидова, Л. Е. Об исследовании гражданской позиции и патриотизма студентов / Л. Е. Миловидова // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2005. — № 4. — С.201–208

3.      Мирошина, Т. А. Формирование гражданской позиции студентов вуза как социально-педагогическая проблема / Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина // Вестник кемеровского государственного университета. — 2014. — № 2–1(58). — С.110–114

4.      Райхлина, Е. Л. Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции /Е. Л. Райхлина // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 6. — С.173–177

5.      Смолянинова, О. Г. Развитие и оценка социальных компетенций студента педагогического вуза средствами е-портфолио / О. Г. Смолянинова, О. А. Иманова, В. В. Трофимова // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — С.35–43

6.      Султанов, Э. С. Исследование гражданских позиций студентов / Э. С. Султанов // Вестник астраханского государственного технического университета. — 2007. — № 1. — С.223–227

7.      Федотова, Г. А. Становление гражданской позиции студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема / Г. А. Федотова, С. З. Мирветалиева // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 11. — С.58–60

8.      Швед, И. В. Формирование гражданской позиции студентов в современном российском вузе / И. В. Швед // Альманах современной науки и образования. — 2007. — № 1. — С.269–272

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle