Библиографическое описание:

Лязгина В. В. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 656-658.

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с цифровой лабораторией поможет сделать занятие более содержательными, а также пробудить интерес у школьников к исследовательской деятельности. Данные уроки имеет практическую направленность и является эффективным средством в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учащихся. Для обучения учащихся в соответствии с ФГОС необходима реализация деятельностного подхода, когда ребёнок познаёт мир через деятельность. Она должна стать основой обучения! Уйти от монологической речи учителя и прийти к тому, что через свою деятельность он соприкасается с новыми знаниями. Для этого нужно поставить ученика в условия исследователя, на место первооткрывателя.

 

Цифровых лабораторий позволяют:

-        подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в любой области знаний;

-        развить у учащихся широкий комплекс общих учебных и предметных умений;

-        осуществить приоритет деятельностного подхода;

-        овладеть способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Лабораторные комплексы направлены на выполнение следующих задач:

-        комплексное использование материально-технических средств обучения на основе современных технико-педагогических принципов,

-        переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы;

-        перенос акцента на практико-ориентированный компонент учебной деятельности;

-        формирование коммуникативной культуры учащихся.

В практике работы современной школы всё большее распространение приобретает проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Тема урока: «Гигиена питания. Изучение рН некоторых популярных напитков»

Цель урока:

Образовательная: — закрепить материал о строении и процессах происходящих в пищеварительной системе

Развивающая: — развивать умение работать с цифровой лабораторией

-        проводить биологические исследования, делать выводы на основе полученных результатов

-        научиться определять кислотность некоторых напитков.

-        приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы

-        умение делать выводы на основе полученной информации

Воспитательная: — совершенствовать умения практически использовать усвоенные знания, объективно оценивать свою деятельность

Форма работы: — групповая.

Оборудование: компьютер, презентация, муляж человека, напитки, лабораторное оборудование.

Ход урока:

1 Мотивация учебной деятельности

Всем добрый день!

Тема сегодняшнего занятия «Гигиена питания. Изучение рН некоторых популярных напитков. Из темы занятий, какие цели вы поставите себе сегодня на уроке. Целеполагание

Для нормальной жизнедеятельности нашего организма в целом и для каждого необходимы питательные вещества и энергия, которые и поставляет пищеварительная система. Биологический возраст человека 130 лет, но мало кто доживает до этого возраста. Причин этому много, однако, человек может прожить как можно дольше, если будет знать, соблюдать определённые правила гигиены питания.

В — Вспомните, что изучает наука гигиена?

Раздел гигиена питания занимается разработкой правил рационального питания. Однако люди не спешат следовать мудрым советам. Причин этому много, мы же остановимся лишь на той, на исправление которой мы можем оказать посильное влияние.

Давайте вспомним строение пищеварительной системы (работа с муляжом) — Что помогает перерабатывать пищу папавщую в организм? (ферменты, определённая среда) (слайд№ 3)

Кислотность желудочного сока — это характеристика концентрации кислоты в желудочном соке, которая измеряется в единицах рН=7и эта цифра должна быть постоянной (при такой кислотности фермент пепсин расщепляет белки)

Может ли химический состав пищи повлиять на рН пищеварительных соков?

Давайте проведём исследование некоторых популярных напитков, которые человек употребляет повседневно?

3 Выполнение Исследовательской работы (12мин) после проведения заполняем таблицу и проводим сравнение, какой напиток имеет большую кислотность, и делаем вывод.

Работа с таблицей

какой напиток содержит больше кислоты?

— можно ли его принимать?

В — Какой вывод можно сделать из проведённой работы.

Химический состав принимаемой нами пищи может существенно влиять на секреторную активность различных клеток желудка, изменяя общую кислотность желудочного сока.

4 Обсуждаем ситуацию:

Прохладительные напитки пьют часто натощак, то есть в не связи с приёмом пищи. Как могут повлиять на изменение кислотности желудочного сока напитки из числа, испытанных на рН?

В — О каких заболеваниях с повышенной кислотности желудка вы слышали?

К каким последствиям может привести данная ситуация?

При нарушении кислотности желудочного сока человек может испытывать изжогу, возникает гастрит желудка. 60 учащихся нашей школы имеют заболевания — гастрит. Рефлексия.

Высказывание учащихся по вопросам на слайде.

1.      Что было самым ценным из услышанного материала?

2.      О чём из услышанного на занятиях хотелось бы ещё поразмыслить?

3.      Почему вы считаете этот материал значимый для себя?

Ребята, будете ли вы употреблять данные напитки?

Что бы вы пожелали друг другу после изученной темы. Обратитесь друг к другу и продолжите следующее предложение. Я желаю тебе……..

А я желаю нам всем, здесь сидящим: Будьте здоровы. Спасибо всем за урок. До свидания.

 

Литература:

 

1.            Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) http://standart.edu.ru/

2.            Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. — //Начальная школа. — 2009. — № 2. — С.34–39

3.            ФормированиеИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова]. — М.: Просвещение, 2011.- 100 с. — (Работаем по новым стандартам).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle