Библиографическое описание:

Черемисов Д. И. Эволюция инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 469-471.

В последние десять лет главной целью Центрального банка Российской Федерации было снижение инфляции или сохранение её на уровне, обеспечивающем устойчивый экономический рост и повышение инвестиционной привлекательности страны. В связи с этим Банк России должен решать ряд задач: обеспечивать устойчивость национальной валюты, постепенно сужать коридор процентных ставок для снижения волатильности ставок денежного рынка и т. д. Для достижения поставленной цели и решения задач Центральный банк Российской Федерации использует следующий инструментарий: процентные ставки по операциям Банка России; обязательные резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени; другие инструменты, определенные Банком России.

Рассмотрим использование Центральным банком Российской Федерации инструментария денежно-кредитной политики в период с 1992 по 2009 гг.

Характерной чертой денежно-кредитной политики в первый год проведения реформ было наличие противоречивых тенденций. Широкомасштабные экономические реформы начались в январе 1992 года. Цены и процентные ставки были «отпущены». Жесткая политика контроля за денежной массой в начале 1992 года привела к ограничению роста цен и темпов обесценения рубля.

Итогом 1993 года стало то, что в результате жесткой денежно-кредитной политики уровень инфляции был снижен с 26 % в январе до 13 % в декабре 1993 г.

Денежно-кредитной политике 1992–1993 гг. было характерно отсутствие постоянных целевых ориентиров. В целом денежно-кредитная политика на данном периоде была экспансионистской. Принятие денежной программы и попытки управления агрегатами не мешали денежной экспансии. Неэффективность денежно-кредитной политики объяснялась несогласованностью действий Центрального банка Российской Федерации.

Учетная ставка и установление размера минимальных требований по обязательному резервированию части привлеченных банками средств до 1994 г. являлись основными инструментами денежно-кредитной политики. В данный период Банк России распределял централизованные кредитные ресурсы в адрес банков, созданных на базе государственных специализированных банков. Они предназначались для расширения кредитных вложений в приоритетные отрасли хозяйства. Этот способ предоставления централизованных кредитных ресурсов являлся административным методом в инструментарии Банка России и подвергался жесткой критике со стороны коммерческих банков.

1994 год стал началом нового периода в развитии денежно-кредитной политики в России. Денежная программа 1994 года основывалась на ограничении денежного предложения, однако ещё не играла роли эффективного ограничителя действий монетарных властей. В качестве промежуточной цели денежно-кредитная политика 1994 года использовала денежную массу. С февраля 1994 г. Банк России стал распределять часть централизованных кредитных ресурсов посредством проведения кредитных аукционов. Центральный банк Российской Федерации определил размещение кредитов рефинансирования на аукционной основе как один из инструментов денежно-кредитной политики. Однако он не вызвал интереса со стороны коммерческих банков, а именно условия проведения аукционов и требования к участникам. В связи с этим данный инструмент не развивался.

В 1995 году целью денежно-кредитной политики ставилось снижение темпов инфляции с 10,5 до 4 %, к концу года предполагалось достичь уровня 1 %. Денежная программа отказалась от прямых кредитов Банка России для финансирования дефицита федерального бюджета. Допускался лишь краткосрочный кредит на покрытие кассового разрыва в первом квартале. Дефицит бюджета в рублевой части предполагалось покрывать при помощи продажи государственных ценных бумаг.

В период с 1994 и до середины 1995 гг. проводилась ортодоксальная политика на основе контроля над денежной массой. Денежно-кредитная политика 1995 года основывалась на режиме таргетирования, а именно: в первой половине — денежного предложения, со второй половины — валютного курса. С 1996 г. Банк России перешел от предоставления централизованных ресурсов коммерческим банкам к их рефинансированию. Это было связано с развитием рынка государственных ценных бумаг.

Таким образом, последовательная денежно-кредитная политика в период гиперинфляции 1992–1996 гг. фактически отсутствовала. Совокупность проблем и неудач этого периода привела к высокой инфляции и неустойчивости финансовой системы страны. Ключевыми инструментами, используемыми Банком России в этот период, были ставка рефинансирования, норма обязательных резервов, регулирование валютного курса, государственные ценные бумаги ГКО и международные государственные заимствования.

Политика, проводимая Центральным Банком Российской Федерации и Правительством в 1996–1998 гг., была направлена на снижение уровня инфляции. Для достижения этой цели Банк России использовал следующие инструменты: ставка рефинансирования; внутренние заимствования с помощью ГКО и ОФЗ; внешние заимствования; валютный коридор для курса рубля.

Рост внешних долгов и непрерывных выпусков государственных краткосрочных ценных бумаг обеспечивал невысокий уровень инфляции и стабильный курс рубля. В условиях слабой экономики высокие процентные ставки по ГКО и ОФЗ и быстрый их рост предопределялись низким спросом на них. Рост уровня жизни населения и снижение инфляции обеспечивались благодаря росту долгов, а не развитию производств. Реальный сектор экономики оказался без денежных средств и не имел экономических стимулов к развитию. Высокая норма доходности установилась как на рынке ГКО-ОФЗ, так и на депозитах в коммерческих банках. В итоге падение финансовой пирамиды ГКО-ОФЗ привело к: дефолту, высокой инфляции и снижению реальной средней заработной платы.

Таким образом, высокие процентные ставки по ГКО-ОФЗ, необоснованный рост их выпусков и политика валютного коридора привели к наплыву валютных спекулянтов на российский рынок ГКО-ОФЗ и оттоку капитала из страны. Искусственно поддерживаемый курс рубля приводил к сверхдоходам на рынке ГКО-ОФЗ в иностранной валюте.

Денежно-кредитная политика Банка России после дефолта была направлена на: стабилизацию денежно-кредитной системы; реструктуризацию и повышение эффективности банковской системы; рост золотовалютных резервов; рост денежной массы за счет покупок валюты Банком России на внутреннем рынке; проведение осторожной политики государственных заимствований; проведение политики сокращения государственного долга; дорогие кредиты; снижение оттока частного капитала и повышение инвестиционной привлекательности страны; выполнение всех своих международных финансовых обязательств; сбалансированность федерального бюджета; постепенное снижение инфляции; стабилизацию валютного курса рубля; использование комплекса финансовых и административных инструментов для этих целей.

После дефолта целью денежно-кредитной политики Банка России было поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок к устойчивому экономическому росту в стране. Действия Банка России способствовали снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к относительному укреплению валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков. [3]

Денежно-кредитная политика Банка России 1999 г. устанавливала в качестве промежуточной цели поддержание темпов роста денежной массы. Центральный Банк Российской Федерации использовал широкую систему индикаторов состояния денежно-кредитной системы: номинальные и реальные процентные ставки, динамика номинального и реального валютного курса, динамика мировых цен на товары российского экспорта и импорта и др.

В 2000 году денежно-кредитная политика проводилась в условиях плавающего валютного курса. Внешняя и внутренняя стабильности курса рубля продолжали обеспечиваться с помощью механизма контроля над денежным предложением. Денежно-кредитная политика 2001–2004 гг. проводилась Банком России с использованием элементов механизма целевой инфляции. Активное использование Банком России операций прямого и обратного РЕПО являлось характерной чертой денежно-кредитной политики 2004 года.

Целью денежно-кредитной политики на 2005 год было снижение уровня инфляции. Реальный эффективный курс рубля использовался как целевой ориентир денежно-кредитной политики. Снижение инфляции стало главным результатом для денежно-кредитной системы России в 2006 году. По итогам года ИПЦ впервые для России не превысил 10 %.

Денежно-кредитная сфера в 2007 году характеризовалась ускорением инфляции осенью и возникновением напряженности на рынке межбанковского кредитования в августе-ноябре. По итогам 2007 г., впервые после кризиса 1998 г., ИПЦ превысил аналогичное значение за предыдущий год и составил 11,9 %. [2]

Таким образом, к концу 2007 г. основными проблемами при проведении денежно-кредитной политики России были сохранение темпа инфляции на относительно высоком уровне и продолжавшееся, несмотря на усилия денежных властей, укрепление курса рубля.

Денежно-кредитная политика России подверглась значительному влиянию кризиса 2008–2009 гг. Он возник вследствие действия внешних факторов, которое было усугублено недостатками отечественной финансовой системы.

Вплоть до начала 2009 г. денежно-кредитная политика России основывалась на жестком регулировании валютного курса. Уже с ноября 2008 г. Банк России стал изменять целевые значения курса рубля к бивалютной корзине. В период острой фазы кризиса в сентябре 2008 — январе 2009 гг. денежно-кредитная политика России столкнулась с двойственностью целей: поддержания валютного курса и обеспечения стабильности финансовой системы.Двойственная направленность денежно-кредитной политики дала отрицательный эффект и привела к значительному сокращению денежной массы во втором полугодии 2008 г. Однако меры поддержки проводившейся денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики позволяли удерживать банковскую систему на плаву.

К положительным моментам антикризисной денежно-кредитной политики следует отнести быстрый запуск новых инструментов обеспечения ликвидности банковской системы и активное использование уже действовавших. Операции прямого РЕПО являлись основным инструментом предоставления ликвидности банковской системе. Пик использования операций пришелся на сентябрь 2008 — февраль 2009 гг.

С начала 2009 г. Центральный банк Российской Федерации объявил границы «широкого» и «узкого» коридоров колебания валютного курса, что повысило степень прозрачности проводимой политики регулирования валютного курса. При этом границы «узкого» коридора были плавающими, в зависимости от осуществлявшихся Банком России интервенций. Это позволило сделать новый режим более гибким. [1]

В результате проведенного анализа использования инструментария денежно-кредитной политики России в 1992–2009 гг. можно сделать следующие выводы: проводимая Банком России политика была недостаточно эффективна; состав инструментов постоянно расширялся; устанавливаемые целевые ориентиры в большей степени не достигались.

 

Литература:

 

1.                Головнин М. Ю. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — 44 с.

2.                Денежно-кредитное регулирование экономики: учебное пособие для самостоятельной работы / Ю. М. Склярова, И. Ю. Скляров, Т. Г. Гурнович и др.; Ставропольский гос. аграрный ун-т. — Ставрополь, 2013. — 48 с.

3.                Корчагин Ю. А., Маличенко И. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие/ Ростов-На-Дону: Феникс, 2008. -363 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle