Библиографическое описание:

Баканова О. С. Метафора как способ выражения оценки (на материале специализированного журнала «За рулем») // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 787-789.

В мире современных средств массовых информаций используются приемы речевого воздействия и оценка как способ привлечения внимания и побуждения к действию читательской аудитории в определенной сфере.

Наше исследование посвящено изучению лингвистической оценки как функциональной категории, которая имеет разнообразные средства выражения и представлена на всех уровнях языка.

Оценка определяется как «отношение говорящего, его одобрение или неодобрение в качестве компонента лексического значения слова, смысла высказывания, содержания текста» [3].

Оценочность рассматривается на всех уровнях языка и может выражаться одним словом, словосочетанием или предложением. В каждое слово коммуникант вкладывает определенный смысл, тем самым выражая свое отношение с положительной или отрицательной точки зрения на определенную ситуацию. Главная задача коммуниканта — с помощью слова передать информацию и воздействовать на собеседника.

Цель нашей работы состоит в анализе языка специализированных журналов «За рулем» [4,5], в выявлении их главной концепции и в анализе оценочных средств, которые используются для привлечения внимания читательской аудитории.

«Определяя критерии (основания, мотивы) применения оценок к тем или другим классам объектов, исследователь осуществляет концептуальный анализ… Он стремится не только описать смысл каждого отдельного слова, сколько определить специфику целого концептуального поля и логические отношения между входящими в него элементами» [1].

Журнальная статья — это публицистическое сочинение небольшого размера, в ней дается исчерпывающая информация об определенном объекте или субъекте в зависимости от специфики самого журнала.

Проанализировав журнальные статьи, мы выделили лексические средства, которые выражают оценочное отношение. Они заинтересовывают читателя и делают информацию более доступной и понятной любой возрастной категории мужского пола. На лексическом уровне главным оценочным средством выступает метафора.

Метафора является мощным средством выражения оценки в том или ином тексте, выступает средством привлечения внимания, запоминания и дает возможность для воображения. «Суть метафоры — это понимание и переживание сущности одного вида в терминах сущности другого вида» [2].

В нашей работе мы рассматриваем метафору как способ концептуализации окружающей действительности. Самой распространенной разновидностью метафоры выступает онтологическая, при которой события, деятельность, эмоции и тому подобное воспринимаются как материальные сущности.

Разновидностью онтологической метафоры является персонификация, которая «позволяет осмыслять наш опыт взаимодействия с неживыми сущностями в терминах человеческой мотивации, характеристик и деятельности людей» [2].

Анализ языка специализированных журналов «За рулем» позволяет классифицировать метафорические употребления и проследить особенности представления автомобиля от общего к частному.

Автомобиль изображается как собирательный образ, выраженный через такое понятие, как СЕМЬЯ:

В перспективе семейство «Ауди-ТТ» могут дополнить еще две машины.

На ходу S-MAX способен доставить удовольствие, несмотря на семейный статус.

Новинка, как и все семейство «пятисотых», радует яркими линиями.

И семью на свои плечи поднимет, и весь домашний скарб утащит.

Англичане возлагают надежды на свое семейство спортивных купе.

Журналист преподносит автомобиль как члена семьи, тем самым сближая два противоположных понятия, делает их схожими.

При рождении человеку дают имя, чтобы усилить его статус как личности, различать его. Авторы статей переносят этот критерий на автомобиль, чтобы выделить его из «толпы». «Имя» автомобиля несет в себе узнаваемость среди прочих. Все мы знаем марки автомобилей, но авторы статей преподносят их как индивидуальное, собственное:

Под именем «Ламандо» он дебютировал на выставке в китайском городе Чэнду.

Герой моего рассказа, чье имя переводится как «следопыт», на протяжении всей жизни выслеживал своих покупателей.

Полноприводной Mercedes C63 («фамилия» AMG стала «отчеством» в процессе поголовного переименования моделей) не бывает даже в версии S.

Встречаются метафоры, которые позволяют прорисовать формы, то есть автомобиль приобретает «лицо», «тело». Неживое существо становится «личностью», как человек:

Утащит причем одним махом — мужественно превозмогая боль в ногах от наших кривых дорог.

Умеют же в Аффальтербахе поставить голос двигателю!

По размерам и телосложению новый Superb и концептуальный Volkswagen практически идентичны.

«Нетрадиционное» телосложение в высшем свете еще моветон.

А пара жидкостных интеркулеров так плотно прижалась к мотору, что стала напоминать грудные мышцы.

Употребление таких существительных, как форма, размер, нос, называющих то, что свойственно человеку, вполне возможно и по отношению к машине. В данном случае метафора дает возможность понять признак одного предмета в терминах другого, что создает новое понятие и новые реалии. Тем самым каждый автомобиль приобретает свой особенный облик.

Встречаются онтологические персонифицированные метафоры, которые позволяют сделать вывод, что автомобиль имеет свою «одежду», свой стиль:

Для машины разработано три варианта «дресс-кода»: «Мужской», «Парижский шик» и «Роковой панк».

Это платье совсем еще новое.

Вы только посмотрите на него: какая стильная упаковка!

А вот Polo был новым, с иголочки, — и он хорош!

Убаюкивающая ходовая будет диссонировать с бойцовской внешностью «Мондео».

У Женевского салона все-таки есть свой дресс-код.

Представленные примеры выражают положительную оценку стиля того или иного автомобиля. Перенесение внешних характеристик человека на автомобиль делает его «живым», способным менять свой облик.

Машина имеет не только облик, но и характер:

Причем контроллер теперь хитрый.

За сложным индексом скрывается четырехдверное купе со спортивным характером.

Благо горячих и «подогретых» хэтчбеков сейчас навалом.

Он сама харизма!

Холодный мотор вздрагивает, будто опоздал на работу, — и начинает орать.

Здесь мы видим характерологические критерии оценки: можно выделить эмоционально-психологические качества оценочности. Вновь автомобиль приобретает «человеческую» оживленность.

Машина, как и человек, существует в понятии время, то есть конструируется, используется и проходит процесс утилизации. Но авторы специализированных журналов автомобильной прессы подходят к этому вопросу с иной точки зрения. Они используют метафоры, которые показывают автомобиль как представителя целого поколение, имеющего прошлое, настоящее и будущее:

Сменив поколение, компактвэн «Форд S-MAX» еще не до конца утратил молодежный задор предшественника, но стал заметно строже.

Силами корейского отделения Renault Samsung предполагает создать наследников для автомобилей Lancer и Galant.

За «Опелем» такое водится — даже маленькие машины оснащаются на уровне старших моделей.

Предшественница продержалась в производстве восемь лет: продано почти три миллиона автомобилей.

Автомойщик отказался верить, что перед ним наследница (и одноклассница!) «Тииды».

Оценка выражается через онтологическую персонифицированную метафору, то есть автомобиль осмысляется через терминологию человеческой мотивации. Машина в данном случае, как и человек, имеет родственные связи, например, младшего брата. Авторы статей, таким образом, дают возможность читателю взглянуть на автомобиль со знакомой точки зрения, оценить его возможности.

Кроме того, машину сравнивают с разными животными, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни:

Разумно управлять этим «табуном» помогает семиступенчатый преселектив.

Если «Пассат» превратился в «травоядное», то «овощ» XL1 неожиданно стал хищником.

Но подавать такую «лошадку» Чингис-хану было бы опрометчиво.

Название модели по традиции имеет отношение к быкам. / Астерион — настоящее имя Минотавра из греческой мифологии. / Получеловек-полубог, он тоже был в определенном смысле гибридом.

Через сравнения животного — его выносливости, скорости — авторы статей показывают всю мощь автомобиля: скорость, проходимость, качества. При перенесении всех этих свойств на автомобиль автор передает информацию о качестве, надежности и прочих достоинствах каждой автомобильной марки, за счет чего происходит олицетворение неживого предмета. Авторы статей показывают сближение человека с машиной через то, без чего не могут существовать люди.

«Целевой областью метафор, как правило, являются сравнительно абстрактные явления, включающие в себя трудные понятия, такие как любовь, эмоции и жизнь в целом. Источник предметов помогает нам осмыслить область метафор, поэтому они более конкретные и физические» [6].

Итак, анализ языка специализированного журнала «За рулем» показал, что в статьях зачастую представлена онтологическая персонифицированная метафора. Она позволяет «увидеть» автомобиль как некий собирательный образ и как часть этого образа: машина представляется обобщенно в виде семьи, принимает форму («глаза», «голос», «тело» и тому подобное), приобретает имя, характер и даже «одежду». Таким образом, автомобиль преобразуется в «индивидуальное живое существо» и становится важной частью жизни человека.

 

Литература:

 

1.         Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. — Издание 2-е — М., 1999.

2.         Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. — М., 2004.

3.         Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. — М., 2003.

4.         Журнал «За рулем». № 11 (1001). М., 2014. — 268 с.

5.         Журнал «За рулем». № 12 (1002). М., 2014. — 244 с.

6.         Kossuth Egyetemi Kiado. The Use Metaphors in Advertising. — Debrecen, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle