Библиографическое описание:

Крупчина Е. В. Система социального обслуживания в США на рубеже XX–XXI веков // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 732-734.

Система социального обеспечения в США сложна и многообразна.

Единой общенациональной централизованной системы социального обеспечения в США не существует. Она базируется из разного рода программ, регламентированных либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными органами и органами власти штатов. Отдельные программы принимаются также местными властями.

Прежде чем приобрести современный вид, социальная работа и система профессионального образования в США проделали сложный путь развития. Хотя США были не первой страной, в которой сложились предпосылки формирования новой профессии, однако именно здесь социальная работа и профессиональное образование специалистов данной квалификации были впервые поставлены на научную основу, а их содержание, методы и технологии получили всестороннее теоретическое обоснование. Социальная работа как профессия начала складываться в США в конце XIX в. Её становление в основном завершилось в первой трети XX в., когда сформировались основные концептуальные, идеологические, ценностные, научно-методические ориентиры, определившие направление развития профессии и профессионального образования в последующие периоды, вплоть до настоящего времени.

В конце XIX в. в США возникло «Общество организованной благотворительности», которое пыталось отдельные проявления благотворительности и организации объединить в стройную систему, в которой осуществлялся бы учёт бедняков, данного района, исследование жизненной ситуации каждого нуждающегося в помощи и оказание конкретной помощи, включая помощь в получении образования, места работы, чтобы нуждающийся человек стал способным к самообеспечению [2 с. 16].

Большое распространение получило движение Сеттльмент. К 1910 г. насчитывалось около 400 подобных поселений. Большой вклад в это движение внесли Д. Адамс, Э. Стар. Хотя Сеттльменты пользовались финансовой помощью частных фондов, они стремились получить государственную поддержку на местном и национальном уровнях [3].

В настоящее время государственная система социального обеспечения в США чётко подразделяется на два направления: социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счёт налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями). Государственное вспомоществование выплачивается из бюджетных средств: федерального бюджета, бюджетов штатов или местных органов власти.

Первым законом о социальном страховании стал гражданский закон, принятый 14 августа 1935 г. С течением времени этот закон обрастал многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования, дополнялся новыми положениями. Законом 1935 г., было установлено два вида социального страхования: по старости (пенсии) и безработице (пособие). Закон предусматривал также ограниченные меры помощи некоторым категориям бедняков, таким как инвалиды и сироты. Пенсии были впервые выплачены в 1937 г. В 1939 г. была внесена поправка к закону о выплате пособий, в связи с потерей кормильца семьи. Крупным шагом по расширению государственной системы социального страхования, была также поправка 1956 г., предусматривающая выплату пособий по нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой. Закон 1935 г. и поправки к нему распространяются на рабочих и служащих частного сектора. Существуют также программы социального страхования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих. Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. и поправки к нему, принято объединять под названием «Общая федеральная программа» (ОФП).

К программам социального страхования относятся: страхования по старости (пенсии), страхование по потере кормильца, страхование по безработице, страхование по нетрудоспособности, медицинское страхование. Государственную пенсию по старости в полном объёме могут получать люди, достигшие 65-летнего возраста (мужчины и женщины одинаково). Трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии, — 35 лет. Если стаж меньше, то уменьшается и пенсия. Если у мужчины — пенсионера на иждивении жена в возрасте 65 лет и старше, он имеет право на 50 % надбавку к пенсии. Женщина, имеющая на иждивении мужа, такой надбавки не получает [1 с. 210]. Характерной чертой государственной системы социального страхования является постоянная тенденция к повышению налога, что обусловлено как экономическими, так и демографическими причинами и в частности постарением населения.

Другой частью американской государственной системы социального обеспечения является вспомоществование, или помощь бедным. Эта система получила относительно широкое развитие, лишь начиная с 60-х гг. XX в. под влиянием развернувшихся в то время движений массового социального протеста. В отличие от социального страхования, для получения помощи в системе вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерием для предоставления помощи служит именно нуждаемость. Для определения степени нуждаемости в 1964 г. введено понятие «черта бедности». Авторы, разрабатывавшие это официальное мерило бедности в стране, в своих расчётах опирались на стоимость минимальной диеты для семьи из четырёх человек. Они пришли к выводу, что бедная семья тратит на питание одну треть своих доходов, и предложили определять сумму минимального необходимого дохода для семьи путём утроения стоимости минимального достаточного питания для неё. Эта сумма и получила название «черта бедности». С 1969 г. бедными считаются семьи, денежный доход которых не достигает черты бедности. В 1989 г. чертой бедности считался доход 14 тыс. долл. в год. Между тем среднегодовой доход для американской семьи в это время составлял примерно 29 тыс. долл. в год. Вследствие инфляции, связанной с ростом цен, уровень бедности ежегодно подвергается корректировке. Уровень бедности не одинаков в разных районах США. В сельской местности он ниже. Очевидно, что официальный уровень бедности не обеспечивает минимальных потребностей семьи. По расчётам экономистов, в крупных городах «стандартной» семье требуется для обеспечения минимального уровня жизни примерно 18–20 тыс. долл. Поэтому во многих штатах пособия соотносятся не с уровнем бедности, а например, со средним доходом семьи.

Существует много программ вспомоществования. В литературе называют около 70 мелких программ и несколько крупных. Главными считаются следующие: программа обеспечения гарантированного дохода, программа помощи нуждающимся семьям с детьми, продовольственная программа, программа жилищных субсидий и программа медицинской помощи («Медикейд»).

Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых, полных и постоянных инвалидов и слепых. Она действует с 1974 г. По этой программе указанным категориям населения, федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем, чтобы обеспечить им минимум средств существования (так называемый гарантированный доход). Этот минимум установлен на весьма низком уровне — примерно 60 % уровня дохода на черте бедности. Штаты имеют право повышать размер пособий по этой программе за счёт средств из своего бюджета. В середине 80-х гг. XX в. этим правом пользовались лишь 26 штатов и федеральный округ Колумбия. Уровень гарантированного минимума корректируется уровнем инфляции, т. е. повышается по мере роста индекса потребительских цен. Около половины получателей по этой программе, прежде всего престарелые. Многие имеют пенсии по системе страхования, однако последние настолько мизерны, что им приходится обращаться и за пособием по бедности.

Другая программа вспомоществования, по которой предоставляется денежная помощь, — это программа помощи нуждающимся семьям с детьми (ПФДС). Как правило, помощь по этой программе получают многодетные семьи с низким доходом, где глава семьи вдова, разведённая или мать-одиночка. В ряде штатов право на пособия по этой программе предоставлено бедным семьям, в которых глава семьи — безработный, но таких мало [1 с. 214].

К началу XXI в. в США сложилась развитая инфраструктура социального обеспечения и образования социальных работников. Социальная работа приняла на себя функцию посредника между индивидом и государством, призванного защищать право каждого гражданина на социальную справедливость, равные возможности и удовлетворение насущных жизненных потребностей. По данным Совета образования социальных работников (Council on Social Work Education), в 2002 г. в стране насчитывалось 436 аккредитованных программ подготовки бакалавров, 149 программ подготовки магистров и 78 программ подготовки докторов социальной работы. Согласно статистике бюро труда США, в 2002 г. в должности социальных работников было зарегистрировано 477 тыс. специалистов. Из них, по данным исследователей, примерно 250–300 тыс. получили профессиональную подготовку в университетах и колледжах. Ежегодно ряды социальных работников пополняются примерно 10 тыс. новых специалистов. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейший рост числа образовательных программ, общая численность которых может достичь 625–650 в течение первого десятилетия XXI в. [4].

Основные черты современной социальной работы в США соответствуют главным ценностям американской культуры, отражают тенденции широкого культурно-исторического контекста. На фоне общего осуждения бедности как результата недостатков отдельных людей, ещё бытующего в американском общественном сознании, современные социальные работники предстают как носители стройной системы профессиональных ценностей, в рамках которой не допускается осуждение человека по расовым, этническим, материальным и другим показателям. Хотя на практике принципы провозглашенные в Конституции и системе законов, часто не соответствуют действительности, что проявляется в наличии расизма, в проявлении превосходства одних социальных групп над другими, с осуждением «неудачников» и бедняков. Эти противоречия не всегда положительно влияют на процесс оказания помощи нуждающимся. Однако идеи, провозглашенные Конституцией, сформировали систему социального обеспечения США и профессию «социальная работа». Важнейшими чертами системы социального обеспечения на протяжении длительного времени является отсутствие замкнутости и статичности (постоянства), и постоянное стремление к освоению новых знаний в этой области и интеграции их в практику социальной работы. Важнейшими ценностями, признаваемыми в настоящее время, являются свобода, неприкосновенность человеческой жизни, признание достоинства, уважение каждой личности. Эти ценности определяют основную цель социальной работы в США — повышение благосостояния людей, помощь в удовлетворении основных жизненных потребностей всех людей, и особенно тех, кто менее защищён [5]. Оформление профессиональных ценностей социальных работников в Этический кодекс произошло в середине XX в., когда был накоплен значительный практический и теоретический опыт. Этический кодекс провозгласил: главным кредо социальной работы является вера в человека, в его способность добиваться успеха.

Изучение опыта социальной системы, сложившейся в США будет способствовать осмыслению перспектив развития отечественной системы социальной работы и образования социальных работников и социальных педагогов в широком культурно-историческом контексте.

 

Литература:

 

1.      Холостова Е. И. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 368 с.

2.      Целых М. П. Социальная работа за рубежом: Соединённые Штаты Америки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128 с.

3.      Addams J. Twenty Years at Hull-House with autobiographical notes. — Urbana; Chicago, 1990.

4.      Social work: seeking relevancy in the twenty-first century // R. Meinert, J. Pardeck, L. Kreuger. — New York, 2000.

5.      Code of Ethics of the National Association of Social Workers // Zastrov Charles. The practice of social work. — Boston, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle