Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю. Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 1009-1011.

Аннотация.Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы глобализации, информатизации, технологизации образования и интеграции науки, значительно выросли требования к педагогу и студентам высшей школы.

Ключевые слова: исследовательская культура, мотивация, ценность, ценностные ориентации, рефлексия, деятельность. 

 

Проблема мотивации ― это сложный и многоаспектный вопрос, который изучали такие ученые, как: Б.Г. Анаьев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, З. Фрейд, П.М. Якобсон и др.

Начать более системный анализ данного феномена мы считаем целесообразным с трудов А.Н. Леонтьева, с точки зрения которого мотив выступает как предмет, который побуждает к действию. По его мнению, любая деятельность имеет свой мотив, но иногда личность не осознает какими мотивами она руководствуется, они являются скрытыми от субъекта и от постороннего наблюдателя. Следует подчеркнуть, что иногда может возникнуть противоположная ситуация, когда человеческая деятельность регулируется несколькими мотивами и становится “полимотивированной” [6. С. 147-150].

Феномен “полимотивации” также рассматривает в своих работах В.А. Сластенина, который отмечает, что именно в игнорировании данного явления и   заключается причина снижения эффективности труда педагога, а также его не осознание смысла профессиональной деятельности в системе других видов деятельности, следствием чего является “несогласованность мотивов”. Вследствие этого, педагог теряет желание к саморазвитию и творческому росту, а работа утрачивает личностную ценность и превращается в средство материального обогащения [8. С. 61]. 

Мы считаем, что наиболее полную дефиницию данного феномена предложил один из ведущих исследователей этой проблемы Л.И. Божович, которая определяет мотив как то, ради чего человек реализует свою деятельность, автор подчеркивает, что “в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Одним словом, все то, в чем нашла свое отражение нужда” [2. С. 53].

Как было отмечено ранее, деятельность человека является полимотивированной, а значит, на нее влияют как внешние, так и внутренние факторы. Таким образом, традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Дж. Олпорт,  В.А. Сластенин и др.), в зависимости от источника импульса, который стимулирует личность к действию. Соответственно ко внешним можно отнести такие, как мотивы учиться или работать в престижном ВУЗе, мотив достойной заработной платы, а ко внутренним — мотив самоактуализации, личностного и профессионального роста. В контексте нашего исследования мы считаем целесообразным также обратиться к классификации профессиональных мотивов, предложенных Л.Н. Захаровой, которая описала и выделила профессиональные мотивы специалиста в четыре группы: материальные стимулы; побуждения, которые связанны с самоутверждением; профессиональные мотивы; мотивы личностной самореализации [4. С. 42]. Последние два (профессиональные мотивы; мотивы личностной самореализации) мотива являются движущими в деятельности педагога, они стимулируют поиск новых идей, новых методов и способ совершенствования своей исследовательской культуры и исследовательской культуры студентов, активизируют их научно-исследовательскую работу. При такой мотивации личность удовлетворяет свои потребности по средствам ментальной активности, такой специалист  идет в ногу с научным прогрессом  и сам является его частью, “генератором” новых идей и знаний. 

Проведенная нами аналитическая работа показывает прямую зависимость мотивации (внутренней и внешней) от ценностей, сформированных у студентов. Ценности в общем понимании можно рассматривать как определенный уровень сознания личности, который был сформирован под влиянием жизненного опыта: добра и зла, совести и бесчестия, альтруизма и эгоизма, сочувствия и безразличия и других факторов.

Процесс формирования ценностей личности оказывает формирующее влияние на ее внутренние преференции, которые в дальнейшем постепенно интегрируются в поведенческие акты, формируют личностные качества, которые становятся «фундаментом» для типа мышления и отношения ко внутреннему и внешнему миру человека, в результате именно эта модель и образует набор ценностей человека. Исходя из вышеизложенного категорию “ценность” можно определить как приоритеты человека, как то, к чему она относится с уважением, почтением. 

В конце XIX ― начале XX ставится проблема ценностей, которую изучали такие философы, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, К. Клакхон, В.С. Соловьев, С. Франк и др. Например, американский исследователь-аксиолог К.Клакхон заметил, “что понятие ценности представляет точку совпадения для различных специализированных общественных наук и является ключевым понятием для интеграции в гуманистике. Ценность есть потенциально объединяющим понятием, в которое можно объединить различные специализированные исследования, — помочь в преодолении распространенного в социальных науках статически-описательного подхода” [5. С. 69].

“Ценности — это то, что необходимо людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждение как нормы, цели и идеала” ― писал философ  В.П.Тугаринов, который первым предпринял попытку категоризировать ценности [9. С. 78].

Наиболее фундаментально аксиологическую проблематику исследовали С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Н.З. Чавчавадзе и др. Не смотря на то, что аксиологический аспект сегодня составляет отдельную ветвь научного познания, много исследователей подчеркивают весомость ценностных основ какого-либо личностного новообразования (Ю.К. Бабанский, Г.В. Ельникова, Ю.И. Малеваный, Л.П. Новикова, Т.И. Сущенко и др.).

Нельзя отрицать тот факт, что оба понятия, а именно – ценности и культура,  взаимосвязаны, т.к. культура – это фундамент здания общественной жизни, а ценности — центр его духовности. Именно культура определяет, что можно считать ценностью, а что ― антиценностью. Следует отметить, что общественные ценности формируются постепенно, через отбор определенных типов поведения и опыта людей, которые с течением времени преобразуются и закрепляются как традиции, обряды, обычаи. 

Опираясь на научные труды специалистов и результаты анализа педагогической деятельности, можно утверждать, что формирование ценностей исследовательской культуры именно у педагогов-филологов подразумевает:

·                                       овладение национально-историческим опытом педагогической деятельности;

·                                       анализ влияния религиозных и культурных ценностей на профессиональную деятельность;

·                                       выяснение взаимовлияния и взаимозависимости исследовательской и общечеловеческой культур;

·                                       формирование морально-этических принципов в социальных, бытовых, организационных, профессиональных ситуациях;

·                                       раскрытие интересов, желаний, внутренних стремлений студентов.

Таким образом, можно утверждать, что исследовательская культура на прямую зависит от общей культуры личности, а значит, если у студента положительно сформированы ценности и ценностные ориентации, то они будут максимально проявляться и при исследовательской деятельности.

Следует отметить, что сегодня в научной литературе существует несколько подходов к пониманию ценностей, а так же все еще нет единой универсальной классификации ценностей. В нашем исследовании мы особое внимание уделяем формированию профессиональной личности, в частности филологу, в связи с этим значимым является тот факт, что в классификациях ценностей представленных исследователями выделяют профессиональные ценности.  Считаем принципиально важным также принять во внимание следующую классификацию:

·                    ценности-цели — своеобразные направляющие для достижения желаемого, идеального;

·                    ценности-нормы способны ориентировать будущего специалиста на модели поведения в профессиональной деятельности;

·                    ценности-принципы являются трансформацией ценностных ориентаций во внутренние убеждения, которые становятся основой для формирования отношения к будущей профессиональной деятельности, которое всегда ориентировано на профессиональный идеал [1. С. 30].

Значительный вклад в понимании глубинных идей педагога и его ценностной ориентации и важных смысловых нюансов, которые уточняют  и очерчивают его воспитательные истины, сделал известный украинский педагог-классик В.А. Сухомлинский.

Так, проанализировав его научное наследие можно сделать обобщение о том, что для педагога ценностью-целью, безусловно, был человек-личность, а терминальным качеством личности ― широкое интегративное понимание человечности. Среди ценностей-средств, о которых речь идет в трудах педагога,  наиболее интегрированными считаем понятия “духовность” и “творчество”. Мы считаем принципиально важным то, как В.А. Сухомлинский понимал систему ценностей, которую он трактовал как необходимый способ жизненной ориентации человека, т.е. способность человека различать, усваивать, производить и, наконец, интегрировать ценности [3. С. 18].

Таким образом, говоря о профессиональном идеале, следует отметить, что важной его составной частью выступает исследовательская культура, которая является частью общечеловеческой культуры, которая в свою очередь тесно связана с ценностными ориентациями личности. Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что исследовательская культура ― это явление педагогическое, социальное и личностное, инвариантное ядро которой включает мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты. В свою очередь мотивационно-ценностный компонент исследовательской культуры будущих филологов в процессе их профессиональной подготовки проявляется в аксиологической и мотивационной, стимулирующей, функции педагога-филолога и активизирует личностную систему ценностей, потребностей, внутренних мотивов, которые подталкивают будущих специалистов к саморазвитию и самосовершенствованию, а так же развивают в нем личностные стремления и желания и воспитывают в нем чувство эмоционального, творческого и духовного удовлетворения.

 

Литература:

1.      Антоненко Т.Л. Психологические основы с точки зрения ценностно-смысловой сферы в процессе профессионального становлення личности студента. // Педагогика и психология. — 2009. № 4 (65). С. 26-36.

2.      Божович Л.И. Избранные психологические труды / ред. Д.И.Фельштейн. ― М.:, 1995.  — 356 с.

3.      Дичек Н.П. Ценностный выбор В.О. Сухомлинського: аксиологическая драма педагога// Педагогика и психология. 2010. № 1 (66). С. 14-25.

4.      Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993. ― 276 с.

5.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.:,1975. — 304 с.

6.      Большой психологический словарь. / Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. ― М.: Прайм-Еврознак, 2003. ― 637 с.

7.      Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП “Издательство магистр”, 1997. ― 224 с.

8.      Тугаринов В.П. Избранные философские труды. — Л.:, 1988. ― 344 c.

9.      Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. — М.:, 1973. ― 245 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle