Библиографическое описание:

Павлова Е. В., Кобзева Н. А., Овчинникова И. С. Инновационные методики обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 790-792.

В работе рассматриваются инновационные методики обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: мультимедийные программы, метод проектов, деловая игра, «мозговой штурм», Интернет-ресурсы.

 

На современном этапе развития науки, техники, международной торговли, различных видов деловой коммуникации знание иностранных языков является не только необходимостью, но и потребностью для специалистов. Существует множество традиционных методик обучения иностранным языкам, которые достаточно эффективны. Однако современное развитие общества требует поиска и использования более продвинутых методов и технологий. Знание нескольких языков становится нормой жизни. Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков квалифицированного специалиста, способного решать профессиональные задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции.

При обучении студентов иностранным языкам наиболее эффективными методами являются следующие: мультимедийная презентация, метод проектов, тестирующие интерактивные программы on-line (например, TOEFL), on-line модули, интерактивные доски, мультимедийные программы, создание языкового портфеля студента, кейс-метод (основан на ситуационной методике обучения), компетенционный анализ (представляет оценку игровых участников по компетенциям, построение профессиограмм по специальности), дистанционное обучение и др.

Инновационные методы позволяют достичь следующих целей:

1)      доступность восприятия учебного материала,

2)      систематизация знаний;

3)      развитие творческих способностей обучаемых;

4)      самообразование;

5)      снятие психологического барьера (боязнь общаться, сделать ошибку);

6)      осмысление учебного материала, анализ усвоенного материала.

Одной из современных методик обучения иностранным языкам является использование компьютерной техники. Компьютерные языковые программы вносят разнообразие в процесс обучения, способствуют созданию благоприятной творческой атмосферы и, вместе с тем, индивидуализируют процесс обучения и облегчают осуществлять текущий контроль. Мультимедийные программы повышают эффективность обучения, интерес к изучению иностранных языков, расширяют возможности восприятия и усвоения учебного материала (с помощью видео, графики, тестирования и т. п.), а также позволяют распределять задания в группе по степени сложности. Важным моментом в обучении иностранному языку является этап рефлексии. С помощью компьютера обучающиеся имеют возможность анализировать результаты своей деятельности.

Особый интерес для студентов представляют мультимедийные программы «Learn to speak English», Лондонский лингафонный курс «ВВС» (средний и продвинутый уровни), электронные энциклопедии «Encarta», «The British Encyclopedia».

Мультимедийные программы имеют ряд преимуществ, выражающиеся в следующем:

1)       использование увлекательных страноведческих видеосюжетов с текстовой поддержкой, которую при задании повышенной сложности можно исключить;

2)       виртуальный речевой контакт с носителями языка, возможность для обучающегося стать участником событий, проконтролировать качество иноязычного общения;

3)       возможность обучающемуся произвести аудиозапись собственной речи и сравнить по оценочной шкале правильность произношения;

4)       возможность не только слышать, но и видеть носителей языка, имитировать их жесты и артикуляцию,

5)       возможность закрепления грамматического материала с использованием игр.

Таким образом, мультимедийные программы мотивируют студентов изучать иностранный язык, дают возможность эффективно отработать и самостоятельно проконтролировать фонетические, лексические и грамматические навыки. Компьютерные программы развивают познавательную деятельность обучающихся, их интеллектуальные способности, логическое мышление, память, внимание, воображение.

Метод проектов — один из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы студентов, который применяется на заключительной стадии изучения темы, т. е. в качестве закрепления или в процессе повторения. Метод проектов позволяет индивидуализировать процесс обучения, предоставляет возможность обучающимся самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность. Используя проектную методику, студенты могут самостоятельно выбирать источники информации, формы презентации материала и проявить в полной мере свои творческие способности.

Проектная работа включает несколько этапов. На первом этапе обсуждается содержание и характер проекта, источники и способы нахождения информации, распределяются индивидуальные задания или задания для микрогрупп. Группы формируются согласно уровню владения языком, психологическим особенностям, творческим способностям. На втором этапе ведется работа непосредственно с проектами, а именно: сбор, резюмирование и анализ информации; обмен информацией; составление активного словаря; написание личного проекта; создание слайдов, рисунков, плакатов и т. п. Третий этап — презентация проекта. В процессе презентации студенты демонстрируют свободное владение иностранным языком, демонстрируют как подготовленную, так и спонтанную речь, особенно после презентации при обсуждении проекта. Работа над проектом, безусловно, повышает интерес к изучению иностранных языков. Мотивация помогает студентам активизировать свои когнитивные и коммуникативные способности.

Общеизвестно, что деловая игра является средством моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющим найти оптимальные пути решения множества проблем.

Деловая игра — это комплексный методический прием обучения, при котором обучающиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Деловая игра является процессом воспроизводства на модели, в результате которой появляются определенные результаты и их следствия. Деловая игра направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения [1].

Метод «мозгового штурма» позволяет рассматривать разнообразные идеи: все участники дискутируют и доказывают свою рабочую гипотезу, подкрепляя её аргументами. В конечном итоге «мозгового штурма» принимается коллективное решение проблемы, взятой из реальной ситуации или придуманной. Таким образом, использование «мозгового штурма» позволяет обучающимся приобрести полезный управленческий и организационный опыт.

Большой интерес и эффективные результаты представляет методика работы с Интернет-ресурсами:

1.      «Список ссылок» («Hotlist»): список аннотированных Интернет ресурсов по изучаемой теме.

2.      «Мультимедийная коллекция» («Multimedia Scrapbook») — изучение коллекции мультимедийных ссылок (фотографии, карты, истории, факты, цитаты, аудиоклипы, видео фрагменты), выбор необходимого ресурса и создание своей коллекции мультимедийных материалов.

3.      «Поиск сокровищ» («Treasure Hunt») — поиск информации, позволяющей ответить на вопросы конкретного характера по изучаемой теме; предполагает наличие проблемных вопросов по содержанию сайтов и итоговое задание.

4.      «Коллекция примеров» («Subject Sampler») — обучающиеся исследуют коллекцию подобранных преподавателем ссылок, включая вопросы, основанные на содержании сайтов, и выражают свое отношение к нему; это более сложный вид деятельности, чем «поиск сокровищ», имеющий личностно-ориентированный характер.

5.      «Веб-квест» («WebQuest») — проект, в котором используется подборка Интернет сайтов в качестве начала комплексной деятельности по исследованию различных точек зрения на решение проблемы, групповое сотрудничество и итоговый проект по выбору, интегрирующий иногда ролевую игру [2].

Таким образом, использование разнообразных инновационных методов обучения иностранным языкам имеет ряд преимуществ, которые помогают научить студентов активно получать новые знания, развивают их творческие и организаторские способности, дают мощный стимул к изучению языка. Инновационные технологии позволяют идеально совместить теорию с практикой, формируют знания по предмету, профессиональные навыки и умения.

 

Литература:

 

1.      Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении [Текст] / М. Л. Болтаева // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 252–254.

2.      Татаринова М. А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам с использованием веб-технологий // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/Vladimirova/ss-1899757.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle