Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Овчинников О. М. К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 819-822.

Статья анализирует причины, генеалогию, механизм превенции одной из форм аутодеструктивного поведения личности — авитальной активности.

Ключевые слова: авитальная активность, превенция, саморазрушение, социальная незрелость, инфантильность, жизнеутверждение.

 

Авитальную активность молодежи мы трактуем как деятельность, направленную на аутодеструкцию. Причинам саморазрушения являются как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним факторам мы относим: заниженную самооценку, социальную незрелость и инертность, инфантильность личности, нравственную и психологическую неустойчивость. Одним из важных внешних факторов является отягощенный семейный анамнез: алкоголизм, наркомания родителей, гиперопека, авторитаризм, низкий культурный и образовательный уровень.

При гиперопеке родители стремятся полностью контролировать поведение детей, принуждают их идентифицировать собственную систему ценностных ориентиров. Вследствии такой воспитательной стратегии игнорируется личность ребенка, уничтожается его достоинство и самооценка. Адаптивные способности личности падают, возрастают деструктивные конфликты со сверстниками, инициируется потребительская позиция.

К числу активных форм сопротивления относится аутодеструкция — суицид.

Следовательно, превенция авитального поведение молодежи должна включать в себя работу с родителями. Мы считаем, что педагог, с помощью тренингов, родительских собраний, круглых столов должен донести до родителей, что воспитание — это создание условий для развития личности.

Мы убеждены, что родителей, девушек, юношей необходимо обучать механизмам психологической защиты, обеспечивающим преодоление внутриличностного конфликта.

К ним относятся:

-          отрицание — онтогенетически наиболее ранний и простой механизм защиты, который развивается, как средство сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию и подразумевает инфантильную подмену принятия решений на действия в соответствии с игнорированием новых обстоятельств (не замечая этого);

-          проекция, предполагающая приписывание источнику проблем различных деструктивных качеств в качестве рациональной основы его отторжения и самопринятия на этом фоне (обвини нечто);

-          регрессия, развивающаяся на раннем этапе онтогенеза для сдерживания чувства неуверенности в себе, тревожности и страха неудач, вызванных проявлением инициативы. В ситуации внутриличностного конфликта она предполагает возврат к детским стереотипам поведения (поплачь об этом);

-          замещение, развиваемое для сдерживания эмоции гнева на более сильного и значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессивные проявления на более слабый объект или на самого себя. Этот механизм психологической защиты имеет активные и пассивные формы и может использоваться субъектами, независимо от их типа деструктивного конфликтного реагирования (напади на что-то, заменяющее это);

-          подавление, развиваемое для сдерживания страхов, проявления которых неприемлемы для позитивного самовосприятия и могут обернуться зависимостью от источника агрессии. Страх блокируется через игнорирование его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ними (не помни об этом);

-          изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги (не чувствуй этого);

-          интроекция — приписывание себе ценностных ориентиров и черт характера других индивидов для предупреждения угроз с их стороны (не спрашивай, откуда это);

-          интеллектуализация, развивающаяся в раннем подростковом возрасте. Этот механизм предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. Используются такие тенденции, как сравнение полярных тенденций. Составление списка «+» и «-» каждой из тенденций и их суммирование (переосмысли это);

-          аннулирование — это поведение или мыслительный процесс, способствующий символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызывающих сильное беспокойство и чувство вины (отмени это);

-          сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного), осуществление социально одобряемых альтернатив. Достигается этот механизм через переключение на другой вид деятельности, через совершение социально-значимых поступков (трансформируй это);

-          рационализация — поиск реальных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, депрессивными чувствами. Этот механизм использует следующие способы: дискредитацию значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличении роли обстоятельств и судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины) (найди оправдание этому);

-          реактивное образование, предполагающее выработку и акцентирование в поведении противоположной установки (обрати это в противоположное);

-          компенсация- с точки зрения онтогенеза — это самый поздний и сложный защитный механизм, развивающийся и использующийся сознательно. Предназначен для сдерживания чувства горя, тревоги по поводу реальной или виртуальной потери, утраты, неполноценности, депривации. Включает в себя элементы идентификации и фантазии (приобрети это);

-          идентификация — моделирование поведения другого лица. Этот механизм обеспечивает повышение самоценности или совладание с чувством в связи с возможным разделением или утратой (будь, как это, чтобы не потерять его);

-          фантазия — это бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта (мечтай об этом).

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средства адаптации и разрешения внутриличностных конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния — дезадаптации. В основе этой амбивалентности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Мы убеждены, что в кризисной для человека ситуации, необходимо:

-          дать ему выговориться;

-          констатировать, что его переживания серьезны, но ему можно и нужно помочь;

-          попросить его помочь кому-либо, нуждающемуся в сострадании и поддержке;

-          предложить поспать (утро вечера мудренее);

-          найти преимущества в его положении;

-          помочь сбросить скованность; зажимы в области глаз — одиночество, раздражительность, плаксивость; зажимы в области щек, затылка, плеч — неуверенность в себе, склонность к фрустрации, сомнениям; зажимы в области мышц, гортани, брюшного пресса- сниженное настроение и низкая самооценка; зажимы рук- беспокойство [1, с.216].

Для эффективной профилактики авитальной активности надо помнить, что в самом аутодеструктивном действии выделяются три стадии:

1.                  Первая стадия характеризуется длительной историей наличия проблем у детей и подростков. Дети лишены родительского внимания и заботы. 75 % их родителей разведены, проживают раздельно, переехали на другое место жительства, живут с приемными родителями или в интернатах. 40 % из них сталкивались с суицидами или парасуицидами у своих родителей, в семье или среди друзей [2]. Профилактическими мероприятиями этой стадии является превенция эмоциональной родительской депривации, работа с «трудными» родителями, выявление категории несовершеннолетних группы социального риска для работы с ними супервизоров, психологов, социальных педагогов и социальных работников.

2.                  Вторая стадия — период эскалации, когда акцентируются все проблемы пубертата. Непослушание, лживость, кражи, дромомания — в подавляющем большинстве случаев — «средство отчаяния» по привлечению к себе внимания значимых людей; последним в этом ряду «средств отчаяния» является суицидальное действие. Примерно 50 % покушавшихся на свою жизнь подростков не посещают школу по семейным обстоятельствам, другая половина — прогуливает уроки, треть суицидов совершается в периоды непосещения подростками школы по причине болезни, беременности, поведенческих девиаций и при отсутствии видимой мотивации. Таким подросткам не удается поддерживать адекватные взаимоотношения со сверстниками, хотя они в этом крайне нуждаются. Родители и педагоги должны обеспечить каждому ребенку его исключительное право- право на достойную, благородную жизнь.

3.                  В последней стадии подросток полностью отчужден от своих родителей и друзей. Это период психологически вынужденного и чрезвычайно тяжело переносимого одиночества, и любой провоцирующий фактор может стать последней каплей, значение которого понятно только с учетом предшествующих переживаний в системе индивидуальных личностных смыслов.

Мы разделяем концепции ученых, предлагающих проводить педагогическую профилактику авитального поведения несовершеннолетних через воспитание жизнестойкости. По нашему мнению — это система убеждений, ориентированных на конструктивную жизненную позицию и просоциальную деятельность. Х. Вернер обнаружил у детей, отнесенных к жизнестойкому типу, пять общих качеств: высокую адаптивность, уверенность в себе, независимость, стремление к достижениям; ограниченность контактов [3]. К составляющим феномена жизнестойкости относятся: волевые качества, социальная и витальная компетентность, стремление к саморазвитию, высокий уровень самоконтроля, коммуникативные способности.

Основная задача педагогической профилактики авитальной активности — разработка методов формирования жизнестойкости. Педагогические условия должны быть адекватны структурным компонентам жизнестойкости личности. К этим условиям целесообразно отнести:

-          целенаправленное включение несовершеннолетних в такие виды деятельности, которые требуют преодоления трудностей (трудовая, спортивная, игровая) и развивает волевое начало;

-          формирование опыта рефлексии собственного поведения в стрессовых ситуациях, развитие коммуникативных способностей на основе тренингов, деловых и ролевых игр;

-          обучение способам релаксации, психической и физиологической саморегуляции;

-          освоение подростками опыта принятия решений в экстремальных ситуациях;

-          снижение конфликтности личности через проигрывание противоречивых ситуаций с их последующим конструктивным разрешением;

-          развитие социальной и витальной компетентности, навыков целеполагания и целедостижения.

Одно из необходимых требований работы с подростком — неупоминание терминов «суицид», «самоубийство», «лишение себя жизни», «авитальная активность», поскольку это может подтолкнуть юношу или девушку, находящихся в острой психотравмирующей ситуации, к роковому решению. Реализация данного посыла включает несколько стадий:

На первой стадии целесообразно провести диагностику развитости компонентов жизнестойкости. К ним можно отнести волевые качества, коммуникативные способности, способность к реализации саногенного мышления, конструктивной жизненной стратегии; выявляется наличие или отсутствие барьеров в общении, конфликтности, низкой самооценки, акцентуаций характера, психопатий; констатируется опыт поведения подростков в трудных ситуациях.

Основные методы диагностики включают психологическое тестирование, анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности несовершеннолетних (сочинения, творческие задачи), анализ поведения в игровых и учебных ситуациях.

Результаты диагностики целесообразно дополнить данными о социальном положении подростков (увлечения, особенности семьи, менталитет, уровень социальной и нравственной зрелости).

На втором этапе с подростками проводятся беседы о корреляции достижений и жизнестойкости личности. Создаются условия для повышения мотивации детей и их участия в программе собственного развития. Затем учитель, социальный педагог или психолог проводят индивидуальные беседы с подростками, в ходе которых анализируются ситуации, вызвавшие трудности и проблемы, выбираются способы и средства коррекции необходимых качеств.

С родителями целесообразно провести беседу на тему «Преодоление трудностей: помощь или препятствие в развитии ребенка?»

На наш взгляд, весь преподавательский состав школы должен принять участие в формировании жизнестойкости подростков.

Учитель физической культуры должен делать акцент на волевых качествах и выносливости учащихся. Для этого он подбирает комплекс специальных спортивных упражнений.

Классным руководителям целесообразно проводить дискуссии, тренинги, ролевые и деловые игры на темы: «Можно ли прожить жизнь без преодоления трудностей?»; «Что такое самоуважение, достоинство личности?». Отбираются факты из жизни великих писателей, ученых, характеризующих любовь к жизни и жизнестойкость этих людей.

Психолог должен проводить тренинги, направленные на развитие компонентов жизнестойкости («психологическая поддержка», «коррекция тревожности и неуверенности в себе», «способы самоконтроля и саморегуляции», «тренинг личностного роста», «тренинг преодоления коммуникативных барьеров»).

Заключительный этап предполагает повторное диагностирование подростков, принявших участие в исследовании. Цель этого этапа — констатирование изменения уровня жизнестойкости в сторону повышения.

На основе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

-          для планирования, осуществления и координации мероприятий по превенции авитальной активности молодежи, необходимо выявлять этиологию, генеалогию и механизмы развития данного явления у наиболее сензитивных страт населения — детей, подростков и молодежи;

-          целесообразно проводить специализированные курсы повышения квалификации и переподготовки для педагогических работников, а также специалистов других ведомств (здравоохранения, социальной защиты, правопорядка);

-          увеличить выпуск научно-методической и информационной литературы, посвященной конструктивной, жизнеутверждаюшей позиции личности.

 

Литература:

 

1.                  Бубнов, Ю. М. Суицидальный синдром у подростков // Ценностные ориентации молодежи на рубеже ХХI века. Могилев, 1998.- С. 216.

2.                  Гиндикин, В. Я., Гурьева, В. А. Личностная патология. М.: Триада-Х, 1999

3.                  Werner, H. Comparative Psychology of Mental Development. N.Y., 1957

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle