Библиографическое описание:

Фомичёва И. Б., Литвинова О. В., Шенбергер И. А. Использование исторического материала на уроках математики // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 817-819.

Одной из целей образования в школе является овладение системой знаний и умений, которые можно применить в практической деятельности, при изучении смежных дисциплин, воспитание личности способной видеть и понимать окружающий мир. Для этого на уроках математики можно использовать исторический материал, связанный с родным краям и городом, позволяющий расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность и мотивацию к учению. В результате связь математики с другими науками становится более значимой и очевидной для учащихся. Использование на уроках математики исторических фактов об Астрахани и Астраханском крае воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к малой Родине, делают процесс обучения увлекательным, повышают активность детей на уроке. Приведу примеры использования исторического материала об Астрахани в задачах.

Задача. Наша малая родина — Астрахань, расположена в верхней части дельты Волги. Основание современной Астрахани относится к тому времени, когда была заложена деревянно — земляная крепость, положившая начало новому порубежному городу. Именно здесь на самом крупном холме Заячьем (или Долгом) вытянувшемся вдоль Волги и было решено разбить первые укрепления.

В каком году была заложена крепость? Решите примеры и запишите ответы.

1)                

2)                

3)                

4)                

Ответ:1558.

Задача: Город Астрахань расположен на островах Прикаспийской низменности, в верхней части дельты Волги. Найдите значение выражения и по найденному ответу определите на скольких островах расположен город Астрахань.

Ответ: на 11 островах.

Задача. Астраханский Кремль назван 8 чудом света. Астраханский кремль наряду с Московским и Смоленским был одной из сильнейших крепостей средневековой России. Астраханский кремль — уникальный образец военно-инженерного искусства второй половины XVI века, архитектурный памятник федерального значения. Архитектурный ансамбль кремля включает в себя семь башен, соединенных кирпичными зубчатыми стенами, представляющими сложное фортификационное сооружение, кафедральный Успенский собор архитектуры московского барокко с крупнейшим в России Лобным местом, комплекс Троицкого собора, Никольскую надвратную церковь, архиерейский двор с сохранившимися на фасаде изразцами с изображением сцен из «Александрии». Найди общую протяженность (в км) стен кремля, решив уравнение:

Ответ: 1,55 км.

Задача. Толщина Кремлёвских стен от 2,8 до 5,2 м, толщина стен башен от 3 до 3,5 м, минимальная высота стен — 7 м, максимальная высота стен — 11,3м. Найдите среднее арифметическое высоты стен Кремля?

Ответ:14,8 м.

Задача. Башни Астраханского Кремля: Красные ворота — круглый многогранник, Архиерейская, Житная, Крымская и Артиллерийская — квадратные.

1)                 Архиерейская занимает площадь 196  Найти сторону и периметр.

2)                 Житная, длина стороны найдите площадь и периметр.

3)                 Крымская занимает площадь  Найдите длину стороны и периметр.

4)                 Артиллерийская, длина стороны 12,5 м. Найти площадь, занимаемую этой башней и периметр.

Задача. Собор Успенский с галереями и Лобным местом в нынешнем виде был заложен 1698г, претерпев третью перестройку, превратился в каменный. Для этого, на месте старого «вырыт был ров 68 сажен в окружности, 4 аршина в ширину и два в глубину…» Вопрос: определите объём вынутой земли.

Задача: Успенский собор Астраханского кремля — главное украшение Астрахани — был построен в 1710 году, а Соборная колокольня с Пречистенскими воротами (вместо разрушенной) на 202 года позже. В каком году была построена Соборная колокольня? Сколько лет существует в Астрахани Успенский собор? Соборная колокольня?

Ответ: в 1912 году, 305 лет, 103 года.

Задача. Указом, какого государя было начато строительство Астраханского Кремля: «ставить в кремле выхода 8 башен, к наружному месту больше, а где менее беды — поменьше, но чтобы все были о трёх бойницах; с выхода, где будет город, на восток ставить выше и шире большую башню, что бы можно было в ней проезжать». Решите уравнения и замените получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и узнаете имя этого государя.

1)        7x + 2,4 = 34,6

2)        (y — 1,8): 8 = 0,7

3)        16,1 — (x — 3,8) =11,3

4)        25,34 — (2,7 +z) = 15.34

5)        8x +4x +3x = 2,7

6)        5,5 + x — 23,5 = 8,75

7)        6,2 — y — 1,8 = 4,39

Й

0,01

Н

0,18

Н

1,8

З

73

Р

7,4

Г

4,6

З

7,3

Ы

26,75

О

8,6

 

Ответ: Грозный.

Задача. В Астраханской области в малом Кордуанском озере в 1835 году нашли минерал. После специальной обработки из этого минерала можно сделать соду, стекло, лекарства. Решите примеры, замените получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и узнаете название минерала.

1)            

2)             ) =

3)             : 10 =

4)              =

5)             ) ) =

6)             : 6  =

7)             :  =

8)             : 18 =

9)              =

10)         : 2 =

С

- 1,71

А

13,5

О

А

Т

Т

И

49

А

2331

Н

Х

2,5

Р

- 2,5

Л

1821

 

Ответ: АСТРАХАНИТ.

Использование на уроках исторического материала способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В. А. Крутецкий. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей. Такие уроки призваны повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся и дают возможность увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучают их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.

 

Литература:

 

1.                  Никифорова Н. А., Протасевич Г. Н. Природа нашего края. — АОИУУ, 2002.

2.                  Совайленко В. К., Лебедева О. В. Сборник развивающихся задач с решениями для учащихся 5 -6 классов. Ростов — на — Дону: Легион, 2005.

3.                  Попова Л. П. Поурочные разработки по математике: 5 класс.- М.: ВАКО, 2009.

4.                  Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: дидактические материалы: 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Вента — Граф, 2015.

5.                  Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вента — Граф, 2014.

6.                  История Астраханского края — Астрахань, АГПУ, 2000

7.                  Панин И. И. История Астраханского края (1900–1940) — Астрахань, 1997

8.                  Природа и история Астраханского края — Астрахань, АГПУ, 1996

9.                  Астрахань. Город и люди. / Администрация города Астрахани, Астраханский историко-архитектурный музей — заповедник. 2003г.

10.              Астрахань. Город и будущее. / Администрация города Астрахани, Астраханский историко-архитектурный музей — заповедник. 2003 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle