Библиографическое описание:

Юсупалиев О. О. Приоритет духовных и нравственных ценностей // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 880-882.

В последние годы в Узбекистане уделяется большое внимание укреплению духовных и нравственных ценностей в сознании граждан Узбекистана и особенно молодежи. По мнению Р. А. Убайдуллаевой, «нравственные ценности — неотъемлемый элемент прогрессивного развития общества и личности, все то, что способствует формированию положительных потребностей и интересов субъектов, что полезно и необходимо для жизнедеятельности общества» [2,47]. Согласно результатам опросов, регулярно проводимых Центром изучения общественной мысли «Ижтимоий фикр», за последние годы в формировании мировоззрения наших граждан среди приоритетных направлений можно назвать развитие нравственных и духовных ценностей. Люди разного возраста, различного социального положения, разных профессий, представители городского и сельского населения называют среди приоритетных ценностей, такие качества, как уважение к старшему поколению, гостеприимство, дружеские отношения, щедрость, скромность, трудолюбие и другие. В тоже время важными качествами для молодежи считаются целенаправленность, предприимчивость, стремление к знаниям, деловитость, ум. Это свидетельствует о формировании способности мыслить по-новому, что соответствует задачам, стоящим перед нашим обществом, а также говорит о повышении социальной активности молодого поколения [3].

Как мы знаем развитие духовных и нравственных качеств оказывает большое влияние на формирование общечеловеческих, демократических, политических, жизненных (в частности, здоровья, семьи, любви), культурных ценностей. Приоритетность таких ценностей как права и свободы человека, патриотизм, мир и согласие в стране, стабильность и других показывает само развитие страны, где главной целью является углубление демократических реформ. Вместе с тем, для узбекистанцев особое значение имеет развитие духовных качеств личности, формирование национальных и общечеловеческих ценностей, гуманистических идей. Семья и дети являются важной ценностью, определяющей жизненную позицию большинства наших граждан. В связи с этим с каждым годом в Узбекистане повышается роль института семьи в воспитании молодого поколения. Создание семьи, воспитание детей, вклад в развитие государства и общества, достижение материального благополучия являются для граждан важными направлениями в достижении целей. Большинство узбекистанцев (80,2 %) придают большое значение национальным традициям и обрядам, которые органически связаны с духовными качествами личности, демократическими и жизненными ценностями. 91 % опрошенных включают себя в число тех, кто живет по светскому образу жизни, учитывая и соблюдая при этом народные традиции. Большинство опрошенных (81,8 %) считают, что для достижения жизненных целей у них имеются все условия и возможности, среди которых называют такие факторы, как мир и согласие в стране, крепкая семья, материальное благополучие, здоровье (в том числе, здоровье родных и близких), хорошая работа и образование, личные качества (вера в будущее, трудолюбие, принципиальность). Обеспечение приоритетности прав и свобод человека, по мнению опрошенных, проявляется в равных правах на все виды образования, в свободе слова и совести и др. [4] В нашем обществе все возрастает духовно-нравственное значение труда. Основная часть населения считают общественно-полезный труд не только путем нахождения денег, но и важной жизненной ценностью, поэтому трудолюбие считается одним из важных качеств человека. По мнению 90 % опрошенных, достижения нашего народа в первую очередь связаны с утверждением в Узбекистане мира и согласия, порядка, повышением благосостояния населения. За последние годы повысилась занятость заселения, обеспечена социальная защита всех слоев населения. Большинство населения поддерживает инициативы и претворяемые в жизнь широкомасштабные социально-политические, экономические реформы, вносит свой посильный вклад в дальнейшее развитие страны. В обществе возрастает осознание важности проводимых реформ, что показывает развитие у наших граждан таких качеств, как патриотизм, чувства гордости за страну и осознание ответственности за ее судьбу.

Президент И.Каримов не раз подчеркивал, что самая главная и злободневная наша задача — это всестороннее развитие членов нашего общества, в первую очередь, подрастающего молодого поколения, воспитание у них чувства преданности Родине, воспитание в духе национальной идеи, национальных и общечеловеческих ценностей. Поэтому обогащение сознания, мышления и мировоззрения людей, духовное обновление являются важными изменениями, происшедшими за последние годы. Особенно, осознание молодежью интересов народа, нации и Родины, всемерное повышение их славы, развитие науки, искусства и культуры, обеспечение безопасности страны, изучение богатого наследия предков, истории и ценностей народа являются первостепенными задачами в деле духовного развития [1].

Духовная зрелость должна стать потребностью человека. Правила нравственности — жизненное требование для всех и каждого. Нравственность во внутреннем мире человека, в его вере, в его качествах проявляется в его поведении, общении, отношении к окружающим, в образе жизни. Настоящее и будущее нашего общества связано с воспитанием молодого поколения. Поэтому нашей целью должно стать глубокое внедрение в сознание молодежи национальных, общечеловеческих, духовных и материальных, нравственных ценностей. В процессе нравственного воспитания молодежи следует прививать им стремление к знаниям, воспитывать у них активность в коллективной работе, хорошее отношение к окружающим, добросовестный подход к выполнению своих обязанностей и долга, трудолюбие, честность и другие качества. Они должны стремиться жить не только для обеспечения своих интересов и потребностей, но и для участия в жизни семьи, класса, школы, учебного заведения, трудового коллектива.

Человечность человека проявляется в его духовно-нравственной зрелости. А понятие духовно-нравственной зрелости, так же, как и понятие духовно-нравственного воспитания, очень широкомасштабное. Духовно и нравственно совершенный человек переживает за судьбы членов своей семьи, соседей, махалли и всей страны, за благосостояние народа, стремится быть полезным окружающим его людям. Воспитать в себе хорошее поведение, высокие нравственные качества он считает своим человеческим долгом, ценит культурное наследие своих дедов и отцов, стремится охранять и обогащать это наследие. Он уважает национальные ценности и остается преданным им; у него развиты чувство патриотизма, человеколюбие, гуманизм и любовь к своему народу; он стремится быть примером в отношениях и в общении с другими; уважает Конституцию и законы своей страны; в нем развито чувство ответственности за Родину, он всегда готов защитить ее; он остается верным своим обещаниям и стремится выполнять их.

За воспитание духовно и нравственно совершенного человека в равной мере ответственны семья и махалля, образовательные учреждения и общественные организации, так как именно в них, в их среде формируются положительные качества, знания, умения и навыки подрастающего поколения. Поэтому необходимо совершенствовать методы духовно-нравственной воспитательной работы, увязывать их с жизнью, с национальными и общечеловеческими ценностями.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Т.:Маънавият, 2008.

2.         Убайдуллаева Р. А. Духовно-нравственные ценности граждан Узбекистана. // Социологические исследования, № 1, Январь 2010, C. 47–57

3.         “Народное слово”. № 63. 03.04.2013 г.

4.         http://nannouz.ru/index.php?newsid=307

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle