Библиографическое описание:

Черногорцева Г. В. Правовые идеи в философии нового времени // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 877-880.

В работе выявлено значение философско-правовых идей нового времени. Автор показал процесс правовой подготовки и последующей реализации правового государства. Сегодня в условиях развития правового государства философско-правовая мысль нового времени существенно обогащает представления о справедливости прав, законности и правопорядке.

Ключевые слова: новое время, философско-правовые идеи, человек, общество, справедливость права, свобода, естественное право, Государство, закон, волеустановленное право.

 

Именно в философии нового времени интенсифицируется теоретическая разработка правовых идей, с течением времени воплотившихся в возникновение существования и развития правового государства, являющего в современном мире весомую значимость и безусловную ценность. В разработке правовых идей философия нового времени исходила из признания того что законы упорядочивают повседневную жизнь государства и все формы практической деятельности людей. Справедливые по своей сути законы побуждают людей к деятельности, предостерегают от противоправных деяний. Принятые в обществе законы направлены на достижение общей пользы. Справедливые по своей сути законы разрабатываются наиболее интеллектуальными и авторитетными членами общества, пользующимися всенародной поддержкой, общественным уважением и признанием их заслуг. Исполнению закона предшествует знание о его наличие и содержании, поэтому соблюдение закона требует его обнародования с тем, чтобы каждый член общества был осведомлен о законных вариантах своего поведения, о том, что должно и границах дозволенного.

Согласно мировоззренческой ориентации человек способен различать добро и зло, причем разумный по своей природе человек предпочитает стремиться к добру, как нельзя лучше соответствующего как благу всего общества, так и благу отдельных людей. Справедливость естественного права одинакова для всех людей, различных по своему социальному положению, финансовым возможностям, чертам характера, образу жизни и т. д. Неисчислимы и многообразны жизненные обстоятельства людей, поэтому само осуществление естественного права требует разработки и принятия волеустановленных законов, т. е. позитивного права. Волеустановленные законы необходимы для того, чтобы установить равную меру для разных людей, проживающих в несхожих обстоятельствах. Соблюдение волеустановленных законов предусматривает наличие системы принудительных санкций, направленных против нарушителей закона, отличающихся порочными наклонностями преодолеть которые помогает страх наказания и принуждения. Добродетельные люди следуют естественному праву и соответствующем ему волеустановленным законам. Только непротиворечащий естественному праву волеустановленный закон способствует достижению общего и личного блага, что собственно говоря, и является целью любого государства. Правовой закон дает возможность каждому человеку разумно пользоваться своей свободной волей, формирует и укрепляет привычку жить в соответствии с законом, позволяет человеку соразмерять свои интересы с интересами других людей и общества в целом, стремиться к общему благу. Чтобы регламентировать жизнь людей, закон должен содержать посильные для любого человека требования, выполнение которых вовсе не требует чрезмерных усилий, героических трудов, самопожертвования. Социальная стабильность жаждется на том, чтобы закон содержал равенство в форме применения равной меры и одинакового масштаба требований ко всем гражданам, т. е. все граждане должны быть равны перед лицом закона.

Общего блага людей можно достигнуть посредством таких законов, которые соответствуют естественному праву людей. Целью законодателя поэтому и является принятие именно таких волеустановленных законов. Закон регламентирует поведение и деятельность членов общества в соотнесенности с общественным благом, формируя и укрепляя привычку граждан жить и действовать законно, сообразуясь с разумом. Закон, выражая общие правила для всех живущих в обществе людей, должен содержать такие требования, следование которым по силам любому члену общества, не требует чрезмерных усилий. Закон обеспечивает применение равного масштаба к разным людям, в силу чего он способен укрепить социальную сплоченность и консолидацию общества в целом. Законы, принятые с целью достижения частного интереса т частного блага законодателя, игнорирующие общее благо или противоречащие ему, не являются справедливыми, а значит, и правовыми. Исполнение таких законов не является обязательным, но и не возбраняется, с целью укрепления привычки жить в соответствии с законом.

Философско-правовая мысль исходила из того, что существует закон волеустановленный и закон божественный. Закон волеустановленный регулирует внешнее поведение и различные виды деятельности людей, а закон божественный касается внутренних движений души, он говорит о том, что должно, что справедливо, о достоинствах и недостатках. Божественный закон искореняет злое, не подвластное волеустанвленным законам. В таких случаях действие права является доказательством божественной справедливости, которая распространяется на повседневную деятельность людей. Естественное право определяется самой природой человека, а оно одинаково для всех людей, а позитивное же право применяет равный масштаб требований соответственно человеческому волеустановлению. Естественное право является неотъемлемой частью жизни людей и животных. Степень справедливости волеустановленных законов определяется их соответствием естественному праву. Существенная заслуга средневековой мысли стала постановка проблемы соответствия права и закона, а также соотношения справедливости права с правом позитивным, волеустановленным. Все философские школы и направления исходили при этом из признания превосходящей значимости естественного права по отношению к праву позитивному и государственной власти.

Разработка поставленных средневековой мыслью проблем связана с именами выдающихся философов Гуго Гроция, Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка и др.

Так, Френсис Бэкон утверждал, что обществе может господствовать либо закон, либо насилие. При этом особую общественную опасность Бэкон усматривал в том, что насилие вполне может принимать форму закона. Он утверждал, что бывают законы, которые больше говорят о насилии, чем о правовом равенстве. Ф.Бэкон указывал три источника несправедливости. Таковыми могут быть жестокость самого закона, насилие, зло, прикрываемое законом. Ф.Бэкон высоко ценил справедливые законы. Он именовал их якорями государства, поскольку наличие справедливых законов способно обуздать насилие и справиться с ним. Справедливый закон являются воплощениями правового равенства граждан, они содержат требования всеобщей          справедливости права. Неправовые законы всегда являются несправедливыми, да и в качестве законов их можно идентифицировать исключительно по названию и форме. Благодаря естественному свету разума и естественному праву люди способны осуществлять различение добродетели и порока, справедливости и несправедливости и т. д. Правовые законы являются непременным условием достижения счастья граждан, удовлетворенности жизнью, упрочения настроений социального оптимизма, укрепления государственной власти.

При этом важно, чтобы смысл закона был ясен, точен, не допускал многозначного истолкования, содержал посильные и легко исполняемые требования, соответствовал менталитету населения, условиям его жизни, исторически укоренившимся привычкам и традициям. Правовые законы должны порождать и укреплять добродетельность в гражданах и нравственные устои общества. Философско-правовая мысль нового времени охарактеризовалась существенным отличием от римского права. Дело в том, что римские юристы имели право в сложных случаях давать сои истолкования закона от имени императора. Ф.Бэкон полагал такую практику неоправданной, он считал необходимым осторожное отношение к судебным прецедентам ка источнику права. Согласно Ф.Бэкону, если в деле есть обстоятельства, не предусмотренные ни одним из действующих законов, то такое дело должно рассматриваться в суде более высокой инстанции, ибо расширение границ толкования закона с целью его уточнения или смягчения мало чем отличается от создания закона. Философско-правовая мысль нового времени придавала большое значение просветительской деятельности, направленной на распространение информации о принятых в обществе законах, их смысле и сути требований, предъявляемых ими к каждому члену общества. Философы и общественные деятели настаивали на максимально широком распространении сборников законов и толкований к ним, всевозможных сумм, т. е. кратких и точных сведений и обобщений о существующих законах и механизмах их применения, описании судебных процессов, курсов по наиболее сложным вопросам права и т. д.

Правовая справедливость, утверждал Г.Гроций, должна господствовать в отношениях между людьми, народами и государствами. Без справедливости права просто не существует. Источник справедливости заключается в самой природе людей, как существ, наделенных разумом. Естественный свет разума требует справедливости. Само естественное право является критерием для различения дозволенного и недозволенного. Государство призвано обеспечить господство правовых норм и достижение общей пользы. С изменение условий жизни отдельных людей и общества в целом, законы изменяются, но остается неизменным приоритет естественного права как наиболее соответствующего самой природе человека и потому объективно существующему в любых обстоятельствах. Закон имеет правовую природу. Любое право, как естественное, так и волеустановленное характеризуется обязывающей силой, поэтому наличие права предполагает также наличие средств, обеспечивающих его исполнение. Право и средство его осуществления различны по своей природе, форме и содержанию. К примеру, насилие может быть использовано в качестве средства осуществления права, но само по себе правом быть не может. Право тесно связано с нравственностью. Так, неукоснительное соблюдение закона позволяет человеку жить с чистой совестью, ощущать спокойствие и уверенность, в то время как нарушение закона, даже оставшееся безнаказанным, порождает беспокойство с, страх и тревогу. Большой вклад в соблюдение законности может внести общественное мнение. Если общественное мнение осуждает любое проявление несправедливости, то тем самым оно содействует осуществлению права, законности и правопорядка.

Томас Гоббс был первым мыслителем, который противопоставил состояние естественное состоянию гражданскому. По природе все люди равны. Природа наделила людей определенной физической конституцией, физическими возможностями и разумом. Свои возможности люди используют либо для достижения пользы, либо для причинения вреда. Поскольку в естественном состоянии нет государственной власти, распространяющихся на всех законов, а значит нет и справедливости, вполне возможна война всех против всех, когда, движимые соперничеством люди способны систематически причинять вред друг другу, вступать в непрекращающийся конфликт, испытывать недоверие ко всем и каждому.

В лице Т.Гоббса философско-правовая мысль нового времени впервые поставила проблему различения естественно права и естественного закона. Естественный закон состоит в том, что благодаря естественному разуму человек ищет и находит наиболее благоприятные условия и возможности для собственного самосохранения, безопасности жизни и ее улучшения. Естественный закон выступает как общее правило, предписывающее человеку устраивать свою жизнь наилучшим образом, что, собственно говоря, и является основной целью разумных поисков и устремлений человека. Обладающий правом человек свободен делать что-то, или воздержаться от действия, в то время как закон всегда имеет императивный, обязывающий характер, предписывая совершенно определенные действия. Таким образом, право предполагает свободу, а закон всегда воплощает в себе обязательство. Возникает проблема совместимости обязательства и свободы. Разум предписывает человеку удовлетвориться такой степенью свободы, какую он потерпел бы со стороны других людей по отношению к себе.

Справедливость права предполагает «исполнение заключенных людьми соглашений» [2, с. 59]. В естественном состоянии люди заключают соглашения, основанные на доверии, поэтому часто возникают сомнения в их выполнении, т. е. сомнения в их действительности. В гражданском состоянии, предполагающим наличие государства, нарушение договорных отношений предполагает такое наказание, которое делает крайне невыгодным нарушение договорных обязательств. В лице государства справедливость таким образом, получает надежную защиту. По мысли Гоббса, справедливость предполагает наличие собственности. Сохранение собственности, равно как и ее возникновение, возможно там, где есть государство, способное осуществить принудительную власть. Благодаря принудительной власти государство направляет деятельность людей к достижению общей цели, каковой выступает общее благо, оно сплачивает все социальные группы общества для достижения отношений доброжелательности, взаимопомощи, взаимовыгодной поддержке. Т.Гоббс отстаивает договорную теорию происхождения государства, которая организует жизнь общества с целью сохранения его устоев и улучшения всех сфер общественной жизни в направлении их наиболее благоприятного развития.

Впервые в истории развития человеческой мысли Т.Гоббс заявил о неотчуждаемых правах человека и гражданина, таких как право на жизнь, безопасность и здоровье. Это заявление существенным образом повлияло на состояние правовой мысли, вобравшей в себя такие постулаты, которые сохранили все свое значение и в современном мире. Среди них такие, как: никто не может обязать человека обвинить себя свидетельствовать против себя и соглашаться с предъявленным обвинением, убить или ранить себя или другого, воздерживаться от пищи, лечения и т. д.

Возникла мысль о том, что многие свободы граждан проистекают «из умолчаний закона». В случаях, не предусмотренных ни одним законом, человек волен поступать по собственному разумению на основе анализа наличной жизненной ситуации и собственных представлений о целесообразности. Законы позволяют человеку отличать правильное от неправильного, поэтому государство обязано довести информацию о них до каждого гражданина.

Характеризуя догосударственное состояние человека как естественное, Джон Локк связывал его с разумной природой человека. Естественный закон, даруемый природой, дает человеку возможность сохранить свою жизнь и свободу, избегать причинения вреда другим людям. В естественном состоянии люди имеют равные права и равную власть. Только государство и политическая власть опираясь на принудительную силу закона, способно обеспечить жизнь и свободу граждан, сохранность собственности, законные права и интересы каждого члена общества. Естественное право сохраняет все свое значение в условиях государства. Оно определяет границы дозволенного и недозволенного, пределы полномочий государства и самой политической власти.

Государство обязано установить постоянное правило для жизни, независимое от самовластной воли отдельных лиц. Это дает человеку возможность действовать свободно в тех случаях, которые не регламентированы законом. «Свобода человека первична по отношению к государственным и общественным структурам» [2, с.61], поэтому оптимальное управление обществом требует разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Поскольку народ является источником власти и учредителем государства, он вправе сопротивляться незаконным проявлениям государственной власти. Договорные отношения народа и государства с течением жизни обновляются, что проявляется в правовом обеспечении наиболее безопасной и благополучной жизни, соблюдении неотчуждаемых прав и свобод человека.

Согласно Ш.Монтескье, дух закона определяется духом народа. Дух народа определяет разумность и справедливость созданных этим народом законов. Закон должен соответствовать характеру народа и его менталитету, поэтому каждый народ создает свои законы. Справедливые законы и разумное государственное устройство обеспечивают соблюдение гражданских свобод и неотчуждаемых прав человека. Справедливые законы выражают разумную составляющую общественных и личных отношений. С изменением жизни меняются волеустановленные законы, но постоянной остается проблема соотношения свободы и закона. Закон определяет меру свободы государства и гражданина, т. е. «в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть» [1, с. 289]. Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

В целом можно сказать, что философско-правовые идеи нового времени послужили надежной основой формирования гражданского общества и правового государства, сохранив тем самым все свое значение в современном мире.

 

Литература:

 

1.      Монтскье Ш. Л. Избраннные произведения. М.:Изд-во социально-экономической литературы, 1960–350 с.

2.      Черногорцева Г. В. Справедливость как основа социального партнерства // Вестник РУДН, серия Философия. 2013 — C. 55–62.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle